Как подобрать лучшего специалиста в свой бизнес
Это не инструкция от HR менеджера который собеседует каждый день по 1000 человек, а скорее свой житейский опыт в работе небольшой компании.
Часто я слышу о новых способах подбора персонала, о воронках найма, нескольких этапов собеседования и т.п. Но, то что работает в крупном бизнесе может сыграть злую шутку с малым и средним бизнесом и вот почему.
Если у ваших дверей не стоит очередь из высококвалифицированного персонала, который готов работать бесплатно лишь бы пройти стажировку в вашей компании и получить заветную запись в трудовую книжку, то отбрасываем все то о чем нам говорят крутые HR специалисты и начинаем действовать по другому.
Для начала давайте определимся с тем кто нам на самом деле нужен.
Я условно разделяю специалистов на "руки" и "голова".
Если нам нужен человек который будет выполнять работу четко прописанную в регламентах. При этом вы умеете ставить четкие технические задания и человеку просто нужно сделать определенные действия - то это человек "руки".
Для чего я использовал "руки".
Разберем на конкретном примере. Обращается ко мне заказчик которому нужен сайт. Для создания сайта мне нужен копирайтер и дизайнер. Причем задачи у них банальные, я сам прописываю все смыслы, нахожу примеры, как это все должно выглядеть, прописываю досконально каждое действие которое необходимо совершить для создания сайта. И вот здесь меньше всего ме нужно чтобы кто-то раздавал свои советы или делал как ему взбредет в голову. Поэтому я ищу людей которые просто умеют хорошо писать и хорошо обрабатывать картинки. Стоимость таких спецов на порядок ниже и зачастую они себя не ценят так как без "головы" проекты у них получаются посредственные.
Подобных спецов можно найти на биржах фриланса, в чатах фриланса в телеграм и на сайтах по типу авито и профи.ру.
Спецы "руки" очень эффективно решают задачи когда являются частью коллектива, они не задают лишних вопросов, но и инициативы от них ждать не приходится. Часто от таких спецов слышишь: "что вы просили, то я и сделал", "такой задачи не стояло", "какое тз такой и результат", "чего вы от меня еще хотите и так ведь хорошо"
Специалисты "голова" - это ребята у которых и так все хорошо с заказами, они зачастую знают себе цену и вряд ли появятся у вас на собеседовании. Ведь если человек умеет самостоятельно генерировать деньги в бизнес его будут стараться удержать на рабочем месте (в проекте).
Этих ребят я обычно привлекал на проекты где нужно сделать что-то сногсшибательное, произвести уау эффект. Бюджеты на такие проекты большие поэтому и специалисты нужны с головой.
Искать таких нужно либо через знакомых, либо через кейсы, либо в проф. сообществах. И ни в коем случае не предлагать им придти на собеседование. Не придут. Им жалко своего времени.
Что же тогда делать?
Купить консультацию. За час полтора такой спец расскажет тебе все о своем деле и даст кучу пользы которую в дальнейшем вы сможете применить в проекте.
Я часто, на стадии планирования проектов, после подобных консультаций полностью переписывал концепт либо структуру проекта, так как понимал, что можно все сделать гораздо проще.
На консультации аккуратно узнаем у специалиста с какими проектами сейчас он работает, какой результат он дает своим клиентам, насколько он будет полезен для вас.
Какие вопросы можно задавать: Есть проект "А", скажи как ты видишь его реализацию, какие подводные камни могут возникнуть? У тебя был опыт реализации похожих проектов? А сейчас сколько проектов ты ведешь? Скажи, на твоем опыте какую эффективность можно ожидать от данного проекта?
Какие вопросы нельзя задавать: Сколько ты в маркетинге? Сколько проектов ты реализовал? Расскажи о своем лучшем проекте. Какие были конверсии? Какие рекламные объемы ты откручивал?
Не забываем, мы пришли к эксперту на консультацию, а не он пришел на собеседование к нам.
После этого поблагодарите специалиста, обязательно заплатите за консультацию (лучше больше чем он запрашивал, так вы повысите его лояльность). И после этого в течение нескольких дней задавайте небольшие вопросы по проекту, это не должно быть навязчиво. После чего вы поймете есть ли у вас контакт, насколько специалисту интересен ваш проект и насколько он готов в него вовлекаться. Далее делаете предложение присоединиться к проекту и оговариваете условия.
У каждого есть свой подход, но я вижу как многие руководители малого бизнеса пытаются нанять на работу крутых специалистов через размещения вакансий на сайте и поиска на биржах фриланса. Зачастую это не приводит ни к каким результатам.