CRM для малого бизнеса: инструкция по применению

Практически каждый владелец бизнеса хочет работать на результат. Его интересует не только сам процесс, но и достижение определенных целей: увеличение продаж и, как следствие, прирост прибыли. Для того чтобы систематизировать процесс, целесообразно использовать CRM-систему. Грамотно подобрав подходящую из них, можно проследить негативные тенденции, выделить сильные стороны продаж, разработать новую стратегию. Однако прежде, чем выбирать определенную CRM для малого бизнеса, необходимо определиться с задачами, которые возлагаются на программу, а также бюджетом, который планируется выделить на проект.

Оправдано ли использование CRM малым бизнесом?

Внедрение новых инструментов в виде систем управления нецелесообразно только в одном случае: компания работает с небольшим количеством клиентов и не планирует увеличивать их число. Тем предпринимателям, кто заинтересован в наращивании клиентской базы, следует обязательно задуматься о покупке CRM-системы. Если этого не сделать, все вкладываемые в рекламу и продвижение средства будут просто уходить впустую. Эффективность работы чаще всего соизмерима с качеством работы с поступающими звонками или обращениями. Не выявив вовремя проблемы коммуникаций, можно очень быстро прогореть. И это совершенно не зависит от объема бизнеса.

CRM-система - это не просто учет всех входящих обращений. Грамотное использование этого инструмента позволяет выполнять и множество других немаловажных задач:

  • Распределение обязанностей. В малом бизнесе часто отсутствует планирование и четкое разделение ролей. В большинстве случаев сотрудники ответственны абсолютно за все и сразу, а руководство неплохо экономит на найме нового персонала. Найти в такой неразберихе ответственного за определенный фронт работ очень сложно. CRM-системы позволяют внутри программы назначать ответственного, ставить задачу, реализовывать совместные работы и выполнять множество других аналогичных задач.
  • Автоматизация процессов. Поиск нужной документации вручную зачастую занимает очень много времени. Вся информация в CRM-системе структурирована, а некоторые простейшие задачи выполняются автоматически.
  • Поддерживать интерес клиентов. Даже постоянные партнеры могут время от времени терять интерес к сотрудничеству. В системе хранится максимально полная информация о каждом клиенте, что позволит создавать для них уникальные персонализированные предложения, предугадывать вопросы. Даже если сменится сотрудник, взаимоотношения с клиентом никак не пострадают - у нового куратора будет полная информация обо всех сделках, пожеланиях и т.д.
  • Наращивать объемы продаж. У сотрудников будет персонализированная информация о каждом поступившем обращении, без внимания не останется ни один звонок. Такое внимание вместе с грамотной стратегией продаж оказывает положительное влияние на конверсию. Кроме того, отслеживая этапы общения с клиентом, можно быстрее склонить его к совершению сделки, применяя подходящие инструменты коммуникации.
  • Оценивать работу сотрудников. Руководитель всегда имеет возможность посмотреть отчет по активности работников, перераспределить задачи или выделить тех, кто не справляется.
  • Выявить самую выгодную нишу. В CRM-системе можно формировать отчеты с самыми востребованными товарами и услугами, что позволит исключить бесперспективные виды деятельности.
  • Удобный интерфейс базы. CRM-системы позволяют не только выбирать, в каком виде транслировать информацию, но и создавать несколько уровней доступа к ней.

CRM система для малого бизнеса — незаменимый инструмент работы. Чем меньше объемы, тем важнее минимизировать затраты и эффективнее взаимодействовать с каждым клиентом. Наращивая продажи и отслеживая конверсию, можно быстро выйти на увеличенную в несколько раз прибыль.

Правила выбора CRM-системы

Первый и ключевой аспект — это бюджет. Прежде чем решаться на внедрение, необходимо проанализировать, сколько денег может быть выделено на проект. Использовать бесплатные продукты не рекомендуется — они имеют ограниченный функционал, периодические дают сбои и лишены систем защиты данных.

Приступать к выбору лучшего варианта можно, учитывая несколько дополнительных требований:

  1. Наличие техподдержки. Настроить работу с CRM-системой часто бывает совсем непросто. От того, насколько быстро осуществляется взаимодействие с сотрудниками компании-разработчика, напрямую зависит скорость внедрения продукта.
  2. Наличие платных утилит. Очень часто в базовой версии доступен только простейший функционал, дополнительные возможности приходится еще оплачивать. Этот момент стоит уточнить у разработчиков заранее, еще до начала сотрудничества, чтобы дополнительные траты не стали неприятной неожиданностью.
  3. Пробный период. Многие компании позволяют провести тестирование своей продукции — потенциальному покупателю дается несколько дней для того, чтобы проверить систему в деле. Не стоит пренебрегать этой возможностью, ведь именно методом проб можно подобрать самый удобный вариант.

На то, чтобы изучить и настроить CRM-систему, уйдет ни один день. После того как продукт будет полностью освоен, работать с ним станет действительно удобно и выгодно.

Специфика внедрения

Далеко не все сотрудники с готовностью воспринимают нововведение — некоторые из них просто не желают учиться новому. Задача руководителя — объяснить, почему так важно внедрение CRM-системы и насколько оно будет выгодным для представителей отдела продаж. Очень часто они получают процент от сделки, поэтому точно будут заинтересованы в том, чтобы освоить дополнительный инструмент работы.

Кроме того, не следует сразу же перенасыщать систему функционалом - чаще всего используется только несколько основных опций. Обязательно стоит воспользоваться многоуровневой системой доступа — каждый сотрудник будет видеть только ту информацию, которая необходима ему для работы. Полный пакет управления будет исключительно у руководителя.

Лучшая CRM для малого бизнеса — это инструмент, который полностью удовлетворяет все потребности компании, способствует систематизации всех процессов и, как следствие, увеличению прибыли. Свое знакомство с этим инструментом продаж лучше начать с базового функционала, постепенно расширяя возможности и внедряя новые утилиты. При таком подходе малый бизнес имеет все возможности, чтобы перейти на совершенно новый уровень работы.

11
Начать дискуссию