Как все устроено. Социальные этажи крупных промышленных компаний

Краеугольное место в фундаменте российской экономики занимают крупные промышленные и добывающие компании. Именно о них пишут в изданиях типа Forbes, Fortune и РБК. Котировки именно их акций ложатся в основу биржевых индексов, таких как как МISEX и RTS. Именно они являются основными налогоплательщиками в стране. И наконец, именно в них мечтает работать значительная часть выпускников российских ВУЗов и уже состоявшихся профессионалы.

Как все устроено. Социальные этажи крупных промышленных компаний

Сейчас рассмотрим как эти компании выглядят изнутри. Для простоты восприятия пойдем сверху вниз.

Уровень первый. Офис акционера.

Название везде может быть разное — где то это называется Family office, он же Холдинговая компания, он же Аппарат совета директоров, в отдельных случаях это входит в Управляющую компанию. Это ближайшее (в профессиональном плане) окружение акционера(ов), чья задача обеспечить прозрачность и управляемость бизнесом со стороны собственника. Тут, как правило, преобладает взгляд на бизнес через призму инвестиционного анализа — выгодно ли этим бизнесом заниматься, окупаются ли инвестиции, куда вложить деньги помимо основного бизнеса. Подразделение это обычно малочисленное — при общей численности предприятия в 20-30 тыс. сотрудников, в офисе акционера может трудится 20-30 человек. Работают тут сильные и дорогостоящие профессионалы в сфере юриспруденции, финансов, инвестиций, стратегии, часто выходцы из консалтинговых компаний Top3/Big4, или из инвестиционных банков. Дорогие костюмы, хорошее образование, часто MBA (часто западных школ), безупречный деловой этикет. Характерная фраза — «Требуется диверсификация портфеля проектов» или «Возврат инвестиций составит Х лет». Располагается такое подразделение там, где удобно акционеру — как правило в Москве в офисе класса А+. Реже — еще ближе к акционеру, например в Барвихе, Сколково и т д.

Еще есть Совет директоров. Не будем выделять его в отдельный уровень, он может находиться как над офисом акционеров, так и под ним. В совет директоров как правило входит 5-7 человек, среди которых могут быть акционеры, действующие топ-менеджеры предприятия, а, в случае если это публичная компания, обязательно пара независимых директоров, не занимающих управленческих должностей в этой компании. Задача Совета директоров — обеспечить контроль выполнения стратегии предприятия. Характерная фраза — «Отправить на доработку».

Уровень второй. Управляющая компания.

Задача управляющей компании понятна по названию — это подразделение напрямую вовлечено в ежедневное оперативное управление предприятием. За управляющей компанией — двигать предприятие вперед, достигать конкретных результатов выраженных в деньгах и натуральных показателях. Выполнение спущенной сверху стратегии, соблюдение бюджета, организация привлечения финансирования, продажи и, реже, закупки, оперативное разруливание любых мелочей, возникающих ежедневно на производственном предприятии. На этом уровне уже мыслят более короткими горизонтами, и, в отличие от офиса акционера, живут только своей отраслью. Вниз управляющая компания спускает огромное количество указаний, согласований, распоряжений и приказов. Наверх — тонны отчетов и справок, из которых офис акционера делает 2-3 слайда с картинками и выводами. Именно на этом уровне находятся всевозможные CEO, CEO-1, президенты, вице-президенты, директора, топы, начальники проектных офисов и т.д. Костюмы здесь уже проще, хотя официоза, часто, больше. Численность подразделения уже может достигать 200-300 чел. Здесь работают, как правило, выпускники экономических факультетов московских и топовых региональных вузов, но часто встречаются и выросшие «технари с производства». Характерная фраза — «Отклонение факта от плана составило Х%». Управляющая компания может находиться в Москве, особенно в случае если это холдинг, но часто она располагается в том регионе, в котором расположено производство, например на Урале.

Уровень третий. На самом деле частный случай уровня второго. Заводоуправление.

Как правило располагается в моно-городе, в котором расположен завод/добыча/комбинат. Часто это самое высокое здание в городе. К удивлению почти везде, независимо от отрасли и региона, такое заводоуправление по советской традиции зовется местными жителями «Пентагон». В Пентагоне как правило работают местные счастливчики, которым повезло попасть в главное предприятие их моно-города в роли белого воротничка. Это всевозможные экономисты, бухгалтера, диспетчеры, сотрудники технического контроля, сотрудники отдела закупок, и т д. Часто они работают там поколениями и родители пристраивают туда своих детей, которые сначала получают образование в местном региональном ВУЗе (условном НовосибГУ), а затем возвращаются в свой моно-город чтобы продолжить дело родителей. Кроме того не редки случаи когда представители редких технических специальностей приезжают из других моно-городов с аналогичных предприятий. Чем меньше город, тем более мягкая и дружелюбная атмосфера царит в заводоуправлении. Если уровнем выше тон задает стремление сделать карьеру, то здесь во главе угла стремление сохранить текущее положение вещей. В редких случаях — выгнать москвичей обратно в Москву:) Численность заводоуправления, в зависимости от размеров предприятия может достигать 1-3 тыс. человек. Характерная фраза — «Когда мой дед работал тут мастером цеха...»

Уровень четвертый. Производство. Под-уровень — средне-техническое звено.

Инженеры, технари в синих комбинезонах, отвечающие непосредственно за функционирование агрегатов, станков, установок и т д. а так же за производство/добычу. Объективно говоря — это лучшие люди предприятия, именно на них все держится. Имеют достаточно высокий уровень технического образования (местный ВУЗ или техникум), сильные профессионалы своего дела. Часто тоже работают на предприятии династиями и поколениями, связывают свою жизнь с заводом, для них это больше чем просто работа или средство заработка. Обычно испытывают ярко-негативные чувства к обитателям первых двух уровней, считают, что предприятие захватили некомпетентные люди. Характерная фраза — «Даже эти м***ки не смогли развалить завод»(с). Но если чувствуют профессионализм или просто симпатию, могут выборочно подружиться с кем то из условных «аудиторов» или «менеджеров» и поделиться с ними толковыми идеями или наблюдениями, которых у них как правило много. Одно из главных стремлений на этом уровне — улучшение, техническое усовершенствование.

Под-уровень — рабочие и вспомогательный персонал.

Работая на первых трех уровнях, с этим уровнем практически никогда по настоящему не сталкиваешься, не смотря на их важность в производственном процессе. Это рядовые сотрудники, которые своим ежедневным трудом приводят в движение все основные производственные процессы. Уровень образования и мировоззрение зависят от отрасли. Если это химическое производство или выплавка стали, то он один, если это конвейерная сборка или угольная шахта — то другой. Острого негатива по отношению к топ-менеджменту как правило не испытывают. Главные стремления схожи с Заводоуправлением — сохранение текущего положения вещей. Характерная фраза — «Петрович, подмени меня в пятницу».

Подпишитесь на наш тг-канал

1010 показов
191191 открытие
2 комментария

Где тогда тут R&D?

Ответить

В зависимости от компании он может находиться на уровнях 2-4.

Ответить