Маркетплейс идей для стартапов
Переработка пивной дробины (отходов пивоваренной промышленности) в похожий на кожу материал; натуральный съедобный защитный слой, продлевающий срок годности пищевых продуктов; «зеленый» водород из органических отходов; бутылка, очищающая воду – сейчас в России таких проектов нет. Но это совсем не фантастические идеи. Над их реализацией стоит поразмышлять, а доведение их до промышленных партий продукции обещает основателю такого стартапа достойную прибыль.
Это бизнес-гипотезы, проанализированные пулом российских экспертов в области строения высокотехнологичных стартапов. Первый в России маркетплейс, где собраны такие идеи, был презентован в конце 2023 года на Всероссийском форуме технологического предпринимательства.
В основе любого стартапа лежит гипотеза — сформулированная идея о бизнесе. Качество гипотезы во многом определяет качества стартапа, созданного на его основе. Эксперты «Платформы университетского технологического предпринимательства» постоянно анализируют глобальный рынок deep tech стартапов, используя опыт коллег, чтобы осознаннее формулировать собственные гипотезы. Таким образом, на Маркетплейсе гипотез собраны лучшие практики, трендовые направления инвестирования в мире deep tech, примеры стартапов, которые уже запущены.
Маркетплейс гипотез – открытая площадка. Теоретически бизнес-идею здесь может взять любой желающий. Но реализация высокотехнологичного проекта требует серьезных ресурсов, располагают которыми, в первую очередь, стартап-студии. Создатели платформы с бизнес-гипотезами на них прежде всего и ориентируются.
Строительство Сети университетских стартап-студий неразрывно связано с серийным запуском технологических стартапов. В этой деятельности качество первичной идеи-гипотезы о бизнесе значимо как никогда
Дополнительная сложность в том, что университетские стартап-студии только формируют свои портфели, только погружаются вместе с командами первых стартапов в ту или иную технологическую нишу. В таких условиях важно работать с идеями, которые уже прошли рыночную верификацию. Именно про это Маркетплейс гипотез.
Можно расценить выбор такой гипотезы как копирование?
Во-первых, а почему нет?! – встречно уточняет Максим Чепезубов.
«Во-вторых, отсутствие глобальной уникальности не отменяет уникальность на локальных рынках. В-третьих, через шаг после копирования вы, осознанно или нет, будете корректировать тот технологический бизнес, который банально копируете на старте. А работа в Сети университетских стартап-студий даст широту возможностей таких корректировок – было бы что корректировать, улучшать, оптимизировать, перезапускать», – подчеркивает один из создателей маркетплейса для стартаперов.
Главное при выборе гипотезы – взвешенная, рыночная ставка на старте. И это тоже про Маркетплейс гипотез.
Успешность бизнеса в deep tech прямо пропорциональна глубине и сложности технологического решения.
В Сети университетских стартап-студий мы стараемся углублять существующие системы разделения труда, используя технологии, а не зарабатывать торговую маржу, которая несоизмерима меньше. И для этого у нас есть все возможности – потенциал вузов, индустриальные партнёры, опыт побед и неудач наших коллег. Все это, безусловно, не гарантирует успех, но повышает его вероятность - точно! Были бы точки приложения. И это тоже Маркетплейс гипотез. Надеюсь, что мои рассуждения окажутся полезными. Маркетплейс – это не панацея, но точно возможность сделать наши портфели «взрослыми», инвестиционно-привлекательными и успешными. Только вперед! И делать вместе новое!
В настоящий момент на платформе для стартаперов размещено 40 бизнес-гипотез. Некоторые из них уже приняты в работу командами, причем есть идеи, которые забрали одновременно две команды. Но «свободных» гипотез больше. Кроме того, число «карточек», разумеется, будет расти. Проверьте, тому ли маркетплейсу вы уделяете должное внимание – может быть, пообещать себе в новогодние дни изучать маркетплейс, с помощью которого можно зарабатывать, а не тратить?