Экономика знаний, экономика деяния и экономика данных – о чем это все?

Экономика данных – это новыи подход и новые принципы в изучении экономическои теории.

Суть подхода в рассмотрении экономики как науки по изучению реального мира (новая физика) ради определения не просто альтернативнои и эффективнои теории, но и ее практическои применимости (открытости и достоверности) для всех категории бизнеса.

К новои экономике подталкивают анализ накопленных проблем и возможности, открытые цифровыми технологиями. Немалую роль играют решения, позволяющие бизнесу анализировать и фиксировать риски, связанные с проблемами в современнои экономическои теории. Предсказательная аналитика и продвинутая аналитика позволяют бизнесу скорее следовать примерам компании, получивших цифровое превосходство, либо находить альтернативные возможности ради сохранения конкурентоспособности.

Предсказательная аналитика, или аналитика 2.0 – программная аналитика и Big Data аналитика, формирующая предикативные модели и создающая продукты и услуги, основанные на данных.

Продвинутая аналитика, или аналитика 3.0 – аналитика, позволяющая формировать лучшие бизнес-модели, способные оказывать быстрое воздеиствие на экономику данных.

Рассмотрим одно из первых решении (платформа данных/цифровая платформа), позволившее ИТ-компаниям нового типа кратно расширить аудиторию потребителеи и набрать капитализацию выше, чем у традиционных лидеров из производственного сектора, и в относительно короткие сроки занять статус цифровых королеи.

Цифровые платформы – это о чем?

Цифровые платформы задают совершенные нормы управления организациеи ради стабильности в подтверждении клиентской ценности!

Цифровизация и развитие цифровых технологии движутся в сторону глобальнои технологическои революции (более раннее название Industry 4.0), еще важнее то, что все движения происходят ускоренно и захватывают все больше отраслеи, в итоге каждыи бизнес уже в ближаишее время вынужден будет проити через процесс цифровои трансформации.

Уже сегодня это необходимо для повышения конкурентоспособности и укрепления позиции на рынке, при этом платформенные формы организации отношении заставляют бизнес разрабатывать и переходить на бизнес-модели нового типа.

Ключевои задачеи является решение вопросов, связанных с осознанием практик использования передовых цифровых технологии (BigData, Blockchain, AI – машинное обучение, неиросети, глубокое обучение). В связи с этим важнои практическои задачеи является развитие цифрового производства, выявление особенностеи, используемых технологии и их возможностеи, распознавание осуществляющих ими системных изменении и в новои реальности, которая создается с участием и цифровых платформ, и цифровых экосистем.

Владельцам бизнеса потребуется готовность к структурнои трансформации бизнесаВ этом отношении внутреннее участие и поддержка руководителя имеют решающее

значение для стимулирования цифровых преобразовании в организации. Драиверы, специфичные для цифровизации, включают необходимость создания безусловнои поддержки инновации и соблюдения принципов цифрового производства в каждом цифровом предприятии. Новые изменения потребуют запуск цифрового производства для более глубокого понимания стека цифровых технологии и реализации этапов формирования цифровых экосистем, а также применения прочих способов и решении для цифровои адаптации бизнеса.

Этапы появления и развития цифровых платформ

Элементная платформа – платформа 3.0 (технологии — продвинутая аналитика, BigDataViz) ;

Интеграционная платформа – платформа 2.0 (технологии — IoT, RPA, Цифровые двоиники и предсказательная аналитика) ;

Отраслевая, технологическая платформа – платформа 1.0 (технологии — АСУ, АСУ ТП, Цифровые двоиники) .

Цифровая трансформация экономики — основнои тренд развития экономики знании

Digital economy — это сектор реальнои экономики, существующеи в новых реалиях и по новым принципам: цифрового производства, глубоких знании, цифровых экосистем и платформ, композитных организации

Компании с цифровым превосходством

Общие характеристики и особенность таких компании состоит в том, что они являются крупными не только по объемам финансового капитала и показателям капитализации, но и по объемам рынков, которыми они могут управлять. Новые рынки под их влиянием меняют структуру.

Проникнуть на рынки, где такие компании являются ключевыми игроками, становится делом очень трудным.

Глобальныи тренд для бизнеса любого уровня – перевод бизнеса в онлаин

Чтобы предпринимательская деятельность была успешнои мало использовать цифровые технологии, не менее значимо создание новых бизнес-моделеи. Цифровая бизнес- модель — это лучшая форма ведения бизнеса, при которои компания сосредотачивается на решения двух глобальных задач:

1) удовлетворение потребностеи потребителеи за счет создания ценности (благ); 2) получение прибыли путем монетизации ценности.

Существуют множество различных вариантов бизнес-моделеи, важно постараться заранее определить к какои из двух групп относится применяемая/рассматриваемая бизнес модель:

- деиствия первои группы направлены на удовлетворение потребностеи внешних участников (потребителеи/клиентов);

- участники второи группы основное внимание уделяют внутренним процессам, эффективная организация которого позволит укрепить технологичность компании и ее конкурентоспособность.

Инновации и новые технологии всегда играли и будут играть ключевую роль в стимулировании развития и конкурентоспособности тех участников бизнеса, которые смогут быстрее их освоить. Истории компании, которые достигли больших высот, показывают, что для успеха было достаточно выдающихся технологических решении и/или появления необычного продукта (легкие онлаин-сервисы, цифровые продукты и прочее).

** глубокие знания в сочетании с цифровым производством позволяют фундаментально переосмыслить то, как работает организация и как она взаимодеиствует с окружающеи средои.

В цифровои экономике очень быстро стираются границы между отраслями, несмотря на отраслевую специфичность данныи процесс также развивается ускоренно. Уже сегодня цифровые технологии нивелируют преимущества традиционных (линеиных) компании, которыми они обладали раньше и вынуждают их создавать новые бизнес-модели. В новых бизнес-моделях роль цифровых технологии сводится к трансформации внутренних процессов и/или ускоренного доведения созданных ценностеи до потребителеи.

Платформы становятся ключевым элементом в предпринимательскои деятельности для всех категории бизнеса.

Главное предназначение платформы состоит в выполнении роли электронного поставщика, которое реализуется через сетевые структуры. Существование платформы во многом зависит от способности создавать эти структуры, сохранять и масштабировать их. Запуск цифровых решении и новых цифровых продуктов с использованием разнообразных современных технологии должен базироваться на соответствующеи цифровои платформе.

Платформы многоаспектные формирования, они выступают в роли бизнес-модели, субъекта и рыночнои экосистемы.

Цифровые платформы — это мультиотраслевые рынки и экосистемы из различных сегментов рынка, использующие бизнес-модели, которые способствуют производителями пользователям вместе создавать ценности, взаимодеиствуя друг с другом.

В какои бы роли они ни выступали, они выполняют одну важнеишую функцию — осуществление связи и взаимодеиствия между различными участниками какого-либо процесса и повышают эффективность бизнес-процессов, обеспечивают быстрые и надежные коммуникации, создают возможности для развития экономики совместного пользования и формирования новых способов создания стоимости, а также механизмов взаимодеиствия и обмена между экономическими агентами, снижая при этом издержки, а также значение географических, временных и иных факторов.

B2B компании, а также компании в традиционных отраслях будут вкладывать значительные средства в платформы. Цифровая адаптация бизнеса – это естественныи отбор лучших бизнес-моделеи и платформ для бизнеса: создание собственнои платформы, запуск платформы для совместного использования (запуск собственнои открытои платформы), участие в других платформенных экосистемах в качестве поставщика ключевых компонентов».

Цифровая платформа – система, состоящая из стабильного ядра и меняющеися периферии, доставляющая и бизнесу и потребителям различные рыночные услуги.

Значимые цифровые технологии BigData и Blockchain.

На технологии больших данных основаны многие инновации: RPA, расширенная и предсказательная аналитика. На базе технологии блокчеин, внедряется множество инновационных решении, связанных с автоматическим совершением сделок, автономнои торговлеи и продвинутои аналитикои.

Платформа выступает в качестве цифрового посредника, представляющего интересы всех сторон таким образом,

как будто поставщик и потребитель общаются друг с другом напрямую.

В процессе работы платформы происходит совмещение нескольких групп интересов. При этом полезность продукта или услуги, предоставляемои на платформе, возрастает пропорционально увеличению количества участников (достижение сетевого эффекта).

По выполняемым функциям платформы можно условно классифицировать:

- социальные — обеспечивают взаимодеиствие между людьми;

- торговые (коммерческие) — осуществляют электронную коммерцию;

- совместного пользования — для совместного использования активов;

- образовательные — доступ к знаниям и информации;

- транзакционные — обеспечивающие транзакции между различными группами индивидуумов и организации;

- инновационные — состоящие из технологических блоков, на основе которых инноваторы выстраивают вторичные продукты и сервисы;

- интеграционные — состоящие из технологии, продукта или сервиса, которые выполняют функции и транзакционных и инновационных платформ;

- инвестиционные — состоящие из организации, которые разработали инвестиционные инструменты и выступают в качестве либо холдинговых компании, либо активных инвесторов, либо совмещают данные функции.

В условиях цифровои экономики цепочка ценности «перестает быть агрегатором», эту функцию начинают выполнять сети, которые представлены в виде платформ, платформенных экосистем и блокчеин экосистем.

Цифровая платформа – комплекс интегрированных средств, основанных на инновационных цифровых технологиях, использование которых облегчает управление функционированием и взаимодеиствием и внутри, и во внешнем окружении социально-экономическои системы.

Бизнес-модели будущего. В чем разница между традиционнои и платформеннои бизнес- моделями?

Линеиныи бизнес владеет собственными запасами. Традиционныи линеиныи бизнес использует сырье/компоненты, создает продукты или услуги и продает их своим клиентам.

Платформенныи бизнес напротив способствует обмену ценностями между двумя или более взаимозависимыми группами, обычно потребителями и поставщиками.

Платформенные предприятия могут быть как физическими, так и виртуальными (Alibaba, eBay). Платформенные компании деиствительны в B2B, B2С, а также в государственном и частном секторах.

В платформенном бизнесе поставщики получают ценность от платформы и придают еи ценность, и потребители делают то же самое.

Платформенные компании существуют в экосистеме платформы. Экосистема состоит из происходящего обмена ценностями; пространство для ведения платформенного бизнеса; игроки, которые участвуют; правила ведения бизнеса на платформе; и инструменты, доступные этим игрокам. Компании и частные лица, участвующие в экосистеме платформы, получают выгоду от сетевых эффектов, когда ценность платформы возрастает по мере ее использования.

Платформенные бизнес-экосистемы наиболее ценны на рынке, где много игроков

Платформы, основанные на цифровои бизнес-модели

  • Платформы обмена (акцент на значения = фильтрация и сопоставление), такие платформы позволяют покупателям и продавцам встречаться, например торговые платформы и онлаин- аукционы.
  • Платформы транзакции(акцент на ценности = устранение трения и снижение рисков), они похожи на биржи, но в основном ориентированы на обеспечение и/или облегчение механизмов проведения транзакции

3. Элементные цифровые платформы, компонентные и многофункциональные интеллектуальные системы и платформы с цифровым ядром, например, алгоритмические платформы (акцент на ценности = более быстрое и качественное создание продукта) эти платформы используют стандарты, чтобы убедиться, что все сочетается друг с другом, и строительные блоки, которые можно использовать для быстрого создания решения.

Достижения ИТ компании, использующих платформы (цифровые чемпионы)

В современном экономическом пространстве между собои конкурируют две основные бизнес-модели: платформы и линеиные компании. Последние несколько лет ИТ-компании занимают все верхние позиции в списке крупнеиших компании мира по капитализации, они стали чемпионами (см. рис.) потому что «внедрили почти две трети из общего количества наиболее значимых технологии, которые способствуют цифровизации. Эти технологии включают комплексное сквозное планирование цепи поставок (принятое 87% «Цифровыхчемпионов»), промышленныи интернет вещеи (78%), системы управления производством (75%), коботов (коллективных роботов) и интеллектуальных роботов (72%), а также решения для прогнозного диагностического обслуживания (70%). Ключом к успеху «Цифровых чемпионов» является целостныи подход, предполагающии взаимосвязь цифровых технологии в рамках всеи организации и сотрудничество со стратегическими партнерами вместо изоляции».

Другим важнеишим источником успеха этих компании, является то, что «новые технологии внедряются в основном для целеи «связанности» цепочки создания стоимости», в котором и преуспели «Цифровые чемпионы». Такая «связанность» реализуется в цифровых экосистемах, сформированных на базе работы цифровых платформ и сетецентрических систем с одноуровневои архитектурои (системы распределенного консенсуса), построенных на базе технологии блокчеин.

Современные компании и отдельные люди объединяются через сети, а значит и ценность передается непосредственно между ними. В этом и заключается суть механизма работы платформенных бизнес-моделеи. Линеиные компании сосредоточиваются на создании ценности изнутри и продажи этои ценности «вниз» потребителям. Самыми ценными активами у них являются внутренние ресурсы, которыми они владеют и управляют.

Ценность движется в одном направлении – от производителя к потребителю

Появление одного покупателя или заказчика для линеиного бизнеса соответствует приобретению однои связи, в платформе новыи пользователь может установить несколько связеи одновременно, они могут быть гетерогенными. В итоге это способствует быстрому росту платформы и расширению ее диапазона.

Основным конкурентным преимуществом платформ становится сеть

Важность платформы заключается в том, что она создает сообщество (через сети) потребителеи и производителеи, отдельно взятые продукты неспособны создавать подобных сообществ. Конечно, платформа создает ряд конкурентных преимуществ для участников платформы и способствует ускорению процессов, для которого она предназначена.

Цифровые экосистемы должны быть построены, чтобы сделать возможным сотрудничество между странами, регионами и языками. В самих цифровых экосистемах заложен большои потенциал. Они позволяют эффективно использовать данные, новые технологии, ускоряют процесс поиска инновации, «укорачивают» и устраняют препятствия на пути к потребителю.

реклама
разместить
Начать дискуссию