{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Если школьник не идет в театр, то театр идет к школьнику»

Как театральная педагогика помогает в образовании и почему не все должны становиться актерами?

Школа готовит будущего выпускника к жизни за ее пределами – в программах ФГОС прописаны развитие мягких и твердых навыков, получение серьезных академических знаний. Но тем временем во многих школах ученики скучают на уроках и учатся ради отметок, а после школы не знают, куда поступать и зачем учиться дальше.

А что если театр поможет учителю сделать занятия интереснее? Отметки станут лучше, ученики научатся работать в команде, регулировать себя и свои эмоции, ответственней относиться к учебе. Театральная педагогика — это междисциплинарное направление на стыке педагогики и театрального искусства, которое помогает ученикам проживать образовательный процесс на эмоциональном уровне.

По данным опроса Superjob 54% россиян (59% родители) приветствуют инициативу создания театра в школе. По их мнению, школьный театр способствует эстетическому воспитанию учеников и расширению кругозора. 21% считают, что у школы есть более насущные проблемы в виде организации учебного процесса.

Что такое театральная педагогика и как ее применять, обсудили на круглом столе «Зачем школе театр?», организованного Рыбаков Фондом 14 декабря 2022.

Театральная педагогика – это только театральный кружок?

«Театральная педагогика в узком смысле – профессионализация. Но театр в школе имеет разные формы, не только студия, а еще и организация, режиссура образовательного события, например, лицейская неделя в школе № 734 имени А. Н. Тубельского или отдельные инструменты на уроках», – раскрывает понятие Татьяна Климова, психолог, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ.

Татьяна выделяет три способа существования театральной педагогики – как использование методов на уроках, как просветительский театр в школе, как организованную «встречу с искусством» во всех аспектах образования, которая возвращает масштаб человеческой личности.

«Внутри театральной педагогики есть огромное количество инструментов, которые могут быть применены к воспитательным педагогическим процессам – комплексу воспитания и образования. Театральная педагогика – это универсальный инструмент, нет такого ребенка, которому не найдется места в театре», – подчеркивает важность театральной педагогики Вадим Злотников, режиссер Московского педагогического театра подростков.

Театральная педагогика не подразумевает, что ребенок на выходе из школы обязан выбрать актерскую профессию и поступать в театральные вузы. Задача театральной педагогики сделать занятия интересными, помочь прокачать мягкие и твердые навыки, создать дружное сообщество в коллективе.

«Школьный театр не должен подталкивать в профессиональный театр. И профессиональный театр нужен не всем. Но в школе изначально театр существует во всех формах. Это публичность, как например, праздники в плане учебно-воспитательной работы.

Во многих школах есть кружки, которые не ставят спектакли, а учат ораторскому мастерству, актерскому мастерству и сценическому движению, а потом делают концерты. Существуют студии, главная задача которых поставить спектакль – к ним можно выдвигать требования, связанные с искусством. И все это мы можем назвать театральным образовательным пространством». Вадим Злотников, режиссер Московского педагогического театра подростков.

Зачем применять театральную педагогику?

Существует опасение среди родителей, что занятия по методам театральной педагогики могут отвлекать от подготовки к экзаменам и стать лишней нагрузкой. Как правило, понятие сужается до уровня театра или студии. Спикеры круглого стола выделили ключевые задачи театральной педагогики, которые решают задачи эффективности обучения.

«Моя задача, как педагога – увлечь. Мы должны сделать так, чтобы детям было интересно, особенно на начальном этапе. Кого-то пробуждают интеллектуальные вещи, кому-то надо двигаться, другому нужно что-то загадочное, кого-то пленят стихи или увлекают социальные вопросы – задача разгадать и увлечь. Школа должна объяснять не простое, а сложное, так же как и в драматургии театра есть вопросы, которые остаются безответными. Когда ребенок сам себе всерьез задает вопросы – то это путь развития». Олег Долин, режиссер, преподаватель центра образования № 686 «Класс-Центр».

Эту мысль продолжает Алексей Розин, актер театра и кино, педагог школы-студии МХАТ: «Мир не стоит на месте, то что сто лет назад было достаточно в обучении, сегодня это не работает. Изменился способ передачи и восприятия информации, поэтому необходимо строить этот диалог иначе».

«Дети должны выходить из школы как люди, которые научились получать удовольствие через математику, через музыку. А удовольствие мы получаем, когда мы нужны, и счастье – это быть нужным. Не все должны проходить школу театра, есть люди, которые помогают со светом и звуком, живут в этой атмосфере». Сергей Казарновский, директор центра образования № 686 «Класс-Центр», заслуженный учитель России.

По мнению Татьяны Климовой в театральной педагогике всегда есть посильная сложность, задача на вырост, конфликт, в котором рождается открытие.

Татьяна Медюх, директор по развитию Центра «Инклюзион», рассказала, как театральная педагогика помогает в вопросах инклюзии. «Надо ставить тему шире – не «зачем школе театр”, а «зачем обществу театр”. Мы пытаемся методами театра включить в общество людей, которых не видно и не слышно. Одним из первых вопросов был, как говорить о теме слепоглухоты с обществом. В 2015 году благодаря сотрудничеству Фонда поддержки слепоглухих »Со-единение” и Театра Наций был создан спектакль »Прикасаемые” о жизни слепоглухих без жалости и надрыва».

«Мне кажется, очень много педагогических практик, созданных как инклюзивные, потом становятся общими, универсальными для всех учреждений, потому что они отвечают задаче вовлечь разнообразных участников, у каждого из которых свои способности и свои потребности», – говорит Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь Рыбаков Фонда.

Как школе начать работать по методам театральной педагогики?

Поиск своей формы

«Театральная педагогика – это инструмент: импровизационные практики, ролевые игры, театрально-игровая деятельность. При этом важен процесс, а не конечный продукт – презентация, спектакль, театрализованная миниатюра. Важно, чтобы дети собирались и играли.

Работа вокруг спектакля и обсуждение с посещением театра или музыкальный театр тоже могут быть инструментом театральной педагогики. Наш путь со школой – постоянный поиск форм». Виктория Вишневская, заведующая педагогической частью Санкт-Петербургский государственный «Детский музыкальный театр «Зазеркалье».

Сторителлинг

«Сторителлинг – метод, который позволяет найти максимальный контакт без лишних затрат и педагогам, и в музейном деле. Да, есть прирожденные блестящие рассказчики, но изучать его может каждый». Алексей Розин, актер театра и кино, педагог школы-студии МХАТ.

Урок-событие

«На каждом уроке необходимо событие, например, образовательное событие на уроке химии, а не только записи формул. Урок нужно построить по драматургическим законам – завязка, кульминация, развязка». Татьяна Климова, психолог, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ, ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики РПО.

Брать внимание и переносить событие

«Урок должен быть срежиссирован. В самом уроке математики или физике есть вещи, которые чисто театральные, например, брать внимание. Педагог должен брать внимание.

Есть такое понятие – перенос события. Мы приходим в театр и смотрим, как человек выходит на сцену и какой за ним шлейф событий. Также и педагог должен брать с собой событие, которое будет связано с уроком, а не просто, «кто у нас там – 5 «А” или 5 »Б”». Сергей Казарновский, директор центра образования № 686 «Класс-Центр», заслуженный учитель России.

Приглашать других учителей

Если мы работаем, например, над «Капитанской дочкой», то я подтягиваю учителя по истории, чтобы дети понимали, что это за период истории. Олег Долин, режиссер, преподаватель центра образования № 686 «Класс-Центр».

3 задачи для учителя

Владимир Наумов, заместитель директора по развитию «Школы «Образ», организатор театральных смен в подразделении «ИскраГрад», выделяет следующие задачи для учителя: быть искренним, говорить о том, к чему неравнодушен сам, не навредить.

Просвещение и обучение педагогов

«Если бы учителям, работающим в школе и в университетах, давали бы азы актерского мастерства, режиссуры, саморежиссуры, как организовать, как увлечь, тогда обучение было бы продуктивнее», – поделился Алексей Розин, актер театра и кино, педагог школы-студии МХАТ.

Татьяна Климова, психолог, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ, предложила несколько способов, как можно было бы найти специалистов для школы. Например, пригласить актера или режиссера из театра и вести с ним сотрудничество. Или же обучать будущих учителей одновременно педагогике и актерским, режиссерским специальностям.

Помимо этого важно просвещать родителей и руководителей образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования о том, что театральная педагогика – это не «басни на уроках литературы, а работа с внутренним человеком».

И если в одной школе используют методы театральной педагогики, а в другой не используют вовсе, то приглашая друг друга и объединяясь в сообщества, школы могут приобретать уникальный опыт.

0
4 комментария
Алексей Булгаков

Если суть статьи сводилась к тому, что бы обучить преподавателей сохранять внимание учеников на предмете, поддерживать интерес к знаниям, процессу взаимодействия в социальной среде, то как по мне это имеет смысл. Но если всё это скатиться к принудительной обязаловке для всех, через какие либо дополнительные занятия или что то ещё в этом духе, то на мой взгляд это приведёт к ещё большему формализму

Ответить
Развернуть ветку
Рыбаков Фонд
Автор

Согласны, формальный подход не сработает, какая бы методика в нем не была бы заложена. Как думаете, какая форма театральной педагогики могла бы быть наиболее простой в реализации? При этом эффективной?

Ответить
Развернуть ветку
Olga Starunova

Театр - лучший в мире психотренинг. Кроме того, на сцене есть секунда, чтобы выручить партнера: если мы хотим, чтоб дети учились командной работе - лучше способа не найти.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Москвитина

Зачем обучать театральной педагогике учителей, которые не имеют фундамента в этой профессии??? Есть специально обученные специалисты, которые обучались театральному мастерству в профессиональных заведениях?)) за месяц переподготовки никто не станет специалистом. На сцену будут выходить кривляющиеся дети. Испортят им всю органику природную. Кучу денег ввалили на обучение людей, далеких от театра!! А они как не понимали слово «этюд» так и не понимают! Есть школы искусств для этого и профессиональные педагоги, в повышение квалификации которых государство не вкладывается.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда