{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нужно ли образование, чтобы быть 3Dшником?

Это довольно распространённый вопрос среди всех, кто планирует начать свою деятельность в 3D графике. Объективно в России и СНГ не существует государственных учреждений, которые готовят специалистов в сфере 3D. На этом можно было и закончить, сославшись на факт отсутствия профессионального образования, однако, большинство 3Dшников имеют какое-то образование. Какое образование они имеют? Чему их научили в образовательных учреждениях? Действительно ли их образование имеет значение для профессиональной деятельности в 3D графике? Попробуем дать вам ответы на эти вопросы.

Работа студента Александра Сибирова

В большинстве случаев 3Dшники являются выходцами из художественных и архитектурных школ. Это могут быть выпускники школ с художественным уклоном, выпускники художественных училищ, архитектурных колледжей, университетов и академий. Учебный процесс в данных учреждениях предполагает творческую и проектную деятельность, которая сопровождается визуализацией их идей и решений. В большинстве случаев этот вопрос решается традиционными инструментами ручной графики или макетирования, которые крайне требовательны к художественным компетенциям исполнителя, а так же совершенно не прощают ошибок в процессе выполнения.

Пример макета из учебного проекта студента-архитектора

Некоторые макеты и эскизы поражают степенью своей детализации, сложностью графических техник и глубиной проектных решений. Они для этого и создаются, чтобы демонстрировать уровень подготовки и преданности своему ремеслу. Однако, нужно понимать какие титанические усилия вкладываются в создание каждого проекта, и что далеко не всегда есть возможность свободной транспортировки макета для презентаций.

Пример визуализации в ручной графике

Подача проекта исключительно в ручной графике так же имеет подводные камни в виде сложности реализации и определённой незащищённости материала. Ну не существует у эскизов резервных копий, а планшеты хоть и являются достаточно прочными, но многие учебные проекты страдают от погодных условий или физического вмешательства тех же домашних животных. А если будет принято решение об оцифровке изображения, то оно не сможет передать все цвета и фактуры так же ярко как это было продемонстрировано в оригинальном изображении. Именно в этот кризисный момент большинство студентов выбирают путь 3D графики для презентации своих идей.

3D визуализация курсового студенческого проекта 

Визуализация не всегда входит в список учебных дисциплин тех же архитекторов, иногда для этого нет технической базы в самом учебном заведении, иногда в учебной программе не выделено времени на 3D графику, а подготовка студента заканчивается на этапе создания виртуальных чертежей. Да, на первых курсах студенты делают чертежи руками, карандашами, линейками, изографами и рапидографами, и даже расчёты ведут вручную на бумаге. Когда к старшим курсам у них начинают трястись руки и дёргаться глаз, то они переходят в компьютерное проектирование, и будет большой удачей, если преподаватели проектных дисциплин и старшекурсники будут готовы поделиться с ними опытом, так как учебный процесс не предполагает глубокого погружение в ту же 3D графику.

Пример визуализации к проекту студента дизайнера интерьеров

Многие проекты имеют достаточно условную техническую 3D графику, достаточную для того чтобы проиллюстрировать идею студента, выраженную в чертежах и пояснительных записках. Для дизайнеров и архитекторов первичными являются навыки проектирования, умение соблюдать нормы и правила, а так же знание материалов и технических процессов реализации проекта. В конечном счёте на обучение 3D графике выделен от силы один семестр из 4-6 лет обучения, а всё остальное студент постигает своими силами.

В чём сила образования?

Возникает закономерный вопрос, а чему их там вообще учат, что в конечном счёте из них вырастают такие сильные 3Dшники? Почему дизайнерам и архитекторам так легко даётся 3D?

Упражнения дисциплины "акадеический рисунок"

Дизайнеров, архитекторов, художников, декораторов и даже ювелиров готовят по современной версии учебной программы унаследованной от величайшей школы Bauhaus, основанной ещё в 1919 году в Германии. Это довольно жестокий традиционный подход к обучению, однако надо признавать, что он приносит свои плоды и создаёт сильных специалистов. Их путь начинается с академического рисунка — довольно жестокой дисциплины по рисованию, которая учит пространственному мышлению, пониманию форм окружающих предметов, их построению в перспективе, а так же влиянию светотени на конечное изображение. У учеников художественных школ образуется глубокое понимание всего того, что они видят своими глазами — они без этого просто не могут учиться.

Однако, надо понимать что эта концепция была построена под ручную графику, где без данных навыков просто нечего делать. Все тени, объекты, фактуры и текстуры строились вручную с помощью законов перспективы и опыта полученного в академическом рисунке. В случае с визуализацией вам достаточно просто поставить нужный вам источник света и настроить его под ваши задачи. Выпускникам художественных школ это даётся немного легче — они интуитивно понимают правильные значения настроек и расположения источников света, но учатся этому все 4 года бакалавриата — рисунок там обязательная дисциплина в каждом семестре.

Машиностроительное черчение

Такая дисциплина как черчение знакома даже школьникам, так как многие учебные учреждения ведут уроки по черчению в старших классах. Так же машиностроительные чертежи являются неотъемлемой частью обучения большинства инженеров, которые тоже занимаются проектной деятельностью. Они и визуализации иногда делают, но у них задачи строго технические — показать как это работает и работает ли вообще. Дизайнеры и архитекторы работают со строительными чертежами, где есть свои нормы и правила, но надо ещё раз сделать акцент на том, что их задача — проектирование. 3Dшник никогда не занимается проектированием. В его компетенции входит только чтение чертежей, среди которых вы вряд ли когда-то увидите что-то требующее инженерного образования. Самое главное понять принцип работы с масштабом, а все сложные моменты помогут понять наши наставники и преподаватели.

Прямо сейчас у нас на курсах идут специальные лекции и практические занятия под руководством действующего архитектора, члена союза дизайнеров России, Марины Дрейпа. Достаточно один раз выполнить учебную работу под руководством практикующего специалиста, чтобы понять основные тонкости, но никто не ограничивает вас в поддержке и обратной связи от специалистов. Главное, что вам не нужно годами учиться черчению — сэкономленное время можно направить в другие дисциплины.

Упражнение из начертательной геометрии

Ещё одна любопытная дисциплина, которая встречается как у дизайнеров/ архитекторов, так и у инженеров — начертательная геометрия. Она выполняет много задач, от понимания форм и проекций объектов, до построения их пересечений друг с другом и даже построения падающих теней. Беда в том, что это точная дисциплина, которая сильно напрягает мозг неокрепшего студента. В идеале она даёт глубинное понимание пространства и окружения, что так же критически важно для… Всё верно, для ручной графики. Само существование 3D max и других программ полностью лишает эту дисциплину любой ценности для 3Dшника. Программа сама выполняет все необходимые построения и пересечения, делает проекции и даже развёртки несколькими нажатиями левой клавиши мыши.

Упражнение по композиции в пространстве

Композиция… Вот это одна из действительно значимых дисциплин в художественной подготовке студентов. Она существует во всех видах творческой деятельности, даже текст имеет свою композицию, даже в музыке есть место различным композиционным приёмам. Однако, архитекторы и дизайнеры практикуются в основном в пространственных композициях, которые являются сочетанием всех ранее упомянутых компетенций. Для того же 3D визуализатора важно понимание композиции в фотографии — организации ракурса, иерархии объектов и контрастов.

Каждую неделю у нас проходит бесплатный марафон по 3D визуализации, в конце которого мы часами изучаем композиции из конкурсных работ начинающих визуализаторов. Здесь можно заглянуть в самое сердце данной дисциплины, миновав при этом весь академизм традиционной художественной школы.

Одним из наиболее эффективных способов освоить композицию является насмотренность. По ссылке выше вы можете посмотреть лучшие работы участников наших марафонов. Каждый из этих кадров обладает хорошей композицией, а для понимания почему эти кадры хороши, нужно задавать себе соответствующие вопросы. Какой объект главный в том или ином кадре? Подчеркивает ли свет формы этого объекта? Не мешают ли восприятию кадра лишние объекты? Разобрав так несколько десятков или сотен работ, каждый из вас может поднять свой уровень понимания композиции, а дальше только практика. Это действительно важная дисциплина, которая даёт определённое преимущество выпускникам художественных школ, просто потому что они занимаются этим каждый день своей жизни на протяжении многих лет. Это то, что нужно начать осваивать прямо сейчас, благо у вас уже есть подходящий инструмент для самообучения.

Колористика

Колористика — наука о взаимодействии света и цвета. По правде говоря это физика, хоть и в весьма непривычной обёртке. У неё есть скрытая часть айсберга — восприятие цвета зрителем и применение знаний о восприятии в качестве инструментов воздействия на человека. 3Dшнику эти глубокие тонкости знать совершенно не обязательно, так как это опять же проектная задача, а подбирать сбалансированные гаммы и сочетания цветов поможет такой сервис как Adobe color. В его функционале содержится годовой курс колористики, а ряд практических занятий на нашем курсе позволит тебе научиться грамотно пользоваться этим инструментом.

Натюрморт - основной вид упражнений по академической живописи

Живопись для художественных школ является ещё одной фундаментальной дисциплиной, в которой объединяются навыки композиции, колористики, рисунка, а иногда даже начертательной геометрии. По большей части это просто практика, которая учит передавать информацию по средствам ручной графики. Без этой дисциплины у студентов художественных вузов нет возможности отработать свои навыки перед выполнением проектов в ручной графике. Эта дисциплина теряет свою полезность с переходом на компьютерную графику и зачастую становится творческой отдушиной для уставших проектировщиков.

Пример лекции по стилям

Единственная дисциплина, которую достаточно трудно проиллюстрировать — история искусств, дизайна, науки и техники. Для дизайнеров и архитекторов очень важно понимать исторический и культурный подтекст всего того, что окружает объект их будущего проектирования. Делая интерьер в помещениях памятника архитектуры, дизайнеру важно сохранить его историческую ценность, а у архитекторов даже есть кафедра реставрации, выпускники которой выполняют почётную службу по сохранению культурного наследия. в 3D графике чистое понимание истории — избыточные знания, но разбираться в стилях дизайна и архитектуры просто необходимо. Для этого куратор марафонов нашей школы, Александр Дрейпа, снимает лекции, где простыми словами объясняет происхождение и суть наиболее популярных стилей. Ознакомиться с материалом можно выше, а внутри полного курса он ведёт регулярные лекции, где помогает разобраться во всех тонкостях этого важного направления.

3Dшник знающий стили может легко найти общий язык с дизайнерами и архитекторами, что значительно упрощает коммуникацию. Иногда разговор двух дизайнеров/архитекторов может звучать как общение на другом языке, но учить этот язык достаточно интересно и увлекательно.

Нужно ли мне художественное образование?

Само по себе образование даёт невероятный багаж знаний, который в большинстве случаев остаётся мёртвым грузом, создающим в душе каждого выпускника ощущение упущенного времени. Чтобы применить всё то чему учит художественная школа может не хватить и всей жизни. Это крайне интересные и полезные дисциплины, которые важны для человека, планирующего посвятить себя творчеству, но они совершенно не совместимы с бизнесом.

Художник должен быть голодным.

Полученные навыки могут помочь в освоении 3D графики, что сэкономит несколько месяцев на освоении ключевых дисциплин. Однако, художественное образование не делает человека 3Dшником - мастерство в этой профессии достигается практикой. Практикой, в которой применяется лишь малая часть всего того, что даёт своим ученикам художественная школа. Более того, преподаватели нашей школы обладают всеми этими знаниями и навыками и охотно поделятся ими с вами, стоит только попросить об этом.

Не стесняйся задавать вопросы, интересоваться вышеупомянутыми художественными компетенциями. Мы будем рады поделиться с вами любыми накопленными знаниями - предлагайте свои темы для будущих статей в комментариях.

0
1 комментарий
Etna

нужны много часов практики

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда