Внутренние водные пути России. Использование в проектной логистике
Протяженность внутренних водных путей (ВВП) РФ по данным навигации 2022 года составила 101,59 тыс. км — больше только в Китае, 127,3 тыс. км. Они объединяют более 60 регионов нашей страны, обеспечивают экономическое и пространственное развитие территорий. Более 70 % водных путей не имеют альтернатив для доставки грузов и пассажиров, в первую очередь те, которые обеспечивают северный завоз. Единая глубоководная система в Европейской части РФ дает выходы в Белое, Балтийское, Каспийское и Азовское моря, Онежское и Ладожское озера, проходит по рекам Волга, Москва, Кама и Дон. Однако, все конкурентные преимущества внутренних водных путей перекрываются длительным недофинансированием их содержания.
Существующие проблемы речного судоходства:
Ухудшение инфраструктуры ВВП.
Износ гидротехнических сооружений.
- Износ и увеличение возраста речного флота.
Работы по совершенствованию внутренних водных путей регулируются Транспортной стратегией РФ до 2030 года. В планах:
Увеличить пропускную способность ВВП.
Организовать реконструкцию гидротехнических сооружений.
Внедрить новые средства связи, спутниковую навигацию.
- Обновить навигационное оборудование.
Обновить технический флот.
- Развивать воднотранспортные направления в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах.
Итоги навигации-2022
Несмотря на сложившуюся глобальную ситуацию, во многих бассейнах вырос грузооборот. С целью ускорить восстановление инфраструктуры к принятию готовится федеральный закон о приватизации заброшенных речных портов за 1 рубль при условии ремонта объектов за два года.
Показатели различаются по бассейнам. Так, например, в Енисейском бассейне по данным на 1 октября 2022 года было отправлено 5144,4 тыс. т грузов, в 2021 году — 4272,8 тыс. т. Волжское пароходство заявляет, что общий объем перевозок примерно равен прошлогоднему, 8,2 млн т. Меньше, чем в 2021 году, грузов перевезли в Амурском бассейне — одной из причин стал запрет на вывоз из РФ леса ценных пород.
В 2022 году основными грузами стали строительные, чуть менее 50 % от общего объема. На смену перевозок леса пришли перевозки угля судами дружественных стран.
По-прежнему требует обновления речной флот, период эксплуатации превышен примерно у 50 % судов. Волжское пароходство заявляет, что в ближайшие 3-4 года суда будут массово списывать из-за выработанного ресурса. У флота Енисейского бассейна из 2456 зарегистрированных судов 1890 старше 30 лет. В рамках федерального проекта «Внутренние водные пути» КПМИ строятся новые путейские теплоходы для установки и снятия знаков навигации, контроля глубин, буксировки транспорта.
Что в будущем?
Главная новость 2023 года — сокращение протяженности ВВП на 1 тыс. км. Из перечня исключают участки без навигационного ограждения и габаритов, где условия не соответствуют судоходным требованиям. Также будут исключены участки, невостребованные для перевозки грузов и пассажиров.
К 2025 году планируется:
Увеличить протяженность ВВП с гарантированными габаритами до 51,9 тыс. км против 50,68 тыс. км в 2022 году.
Реконструировать более 150 гидротехнических сооружений.
- Увеличить пропускную способность рек более чем на 180 км.
В современных реалиях ВВП России остаются одним из самых удобных способов транспортировки грузов внутри страны и из-за рубежа. Так, например, канал имени Москвы дает прямую связь столицы с пятью морями, что позволяет строить маршруты по доставке крупногабаритных грузов из южных портов к пункту назначения. В конце 2021 года команда «РТЛ» привезла секции «Термовакуумной камеры моделирования космической среды» из итальянского города Ортона в подмосковный город Щелково. Большая часть маршрута проходила по воде.
Кроме того, водный транспорт оказывает меньшее воздействие на экологию, чем железнодорожный и автомобильный. Игорь Тонковидов, глава «Совкомфлота» приводит данные анализа, выполненного Евросоюзом: нагрузка на окружающую среду при перевозках водными путями в 3 раза ниже, чем по железной дороге и в 7 раз — чем на автомобиле.
Мы согласны с тем, что в настоящее время существуют определенные инфраструктурные ограничения на целом ряде участков. И решаем их своими силами: например, для доставки сверхтяжелого реактора гидрокрекинга весом 1241,8 тонны для НПЗ нами был построен причал рядом с заводом. Теперь его будут использовать при доставке оборудования более чем из 15 регионов РФ для дальнейшей модернизации завода.
Выполнение планов по модернизации ВВП позволит не только увеличить грузовые и пассажирские перевозки, но и создаст предпосылки для развития туризма, нефтехимии, машиностроения и других смежных отраслей.