Параллельный импорт: куда идём и куда придём?

Последние полгода в России происходит радикальная перестройка импортных цепочек поставок. После ухода большинства западных вендоров, товары идут через посредников и дружественные страны. Импорт завозится не в тех объемах как в прошлом году и по цене на 30-40% дороже относительно цены, которая была на эти же товары до ухода западных компаний.

Как сказал аналитик, комментируя последствия санкций: мы теперь точно знаем, как много мы не знаем. Наценка на параллельный импорт включает дополнительные логистические издержки: из страны-производителя товары едут в дружественную страну (Китай, Турция, Индия, Казахстан и другие страны ЕАЭС), растамаживаются по местным тарифам, затамаживаются заново и только оттуда едут в Россию.

За январь-сентябрь 2022 года стоимость ввезенного импорта в Россию составила 180 млрд$, за аналогичный период в 2021 году – 213,5 млрд$ (такие данные привел первый заместитель руководителя ФТС РФ Руслан Давыдов). Из этих 180 млрд$ параллельный импорт занимает 17 млрд$, что составляет 9% от объема. Естественно, что по странам ЕС провал особенно заметен. Например, импорт из Германии упал на 40,9% по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год.

Очевидно, что параллельный импорт смягчил санкционый удар. Однако, восстановлению экономики препятствует ряд серьезных проблем.

1. Если товары массового потребления (например, бытовая техника, бытовая химия, лекарства) ввозится и худо-бедно продается хоть и по высоким ценам, то, например, запчасти к промышленному оборудованию ввозятся меньше. Партнёр в дружественной стране договаривается с местным представительством западного вендора относительно того, кому якобы предназначен товар, который потом на самом деле уедет в Россию. Договороспособность партнёра и правдоподобность легенды движения товара (не редко документально подтверждённая) обеспечивают заключение сделки. Таким образом, увеличивается временной цикл поставки, соответственно объем разовой поставки должен быть больше объема, который ввозился ранее напрямую, чтобы сложилась экономика сделки и не останавливалось производство в России.

2. Важной статьей расходов стали издержки на международные платежи (банковские комиссии, спреды при конвертации валюты). Несмотря на то, что SWIFT работает, некоторые отечественные банки, перестраховываясь от заморозки транзакций, требуют перед оплатой от иностранных банков официальные письма, что дескать те не против принять платеж от санкционного российского банка. Разумеется, ни один иностранный банк не даёт таких письменных разрешений. Сделка затягивается еще на несколько недель.

3. Гарантийной сервисное обслуживание – еще одна статья расходов, которая будет заложена в конечную цену. Независимо от того, что пропишут стороны в договоре, импортер по закону несет гарантийные обязательства перед покупателем (см. статью 470 ГК РФ). И если раньше гарантию и ремонт обеспечивал сертифицированный производителем центр (то есть затраты, в конечном итоге, нёс производитель), то теперь эта проблема ляжет на импортера, который завёз товар без согласия правообладателя.

4. Вероятно, самой острой и нерешенной проблемой для увеличения потока параллельного импорта является полная остановка так называемого инвестиционного импорта (станки и производственные линии), а также остановка импорта сложного промышленного оборудования, которое дорабатывалось под конкретного клиента («проектные решения»).

В частности, остановился импорт станков, оснащенных сложными программами. Их монтаж и настройка затруднительны без специальных компетенций. Раньше монтаж делали представители завода-производителя. Сейчас данный сегмент рынка пустой, потребность на дорогие позиции – острейшая.

Как завозить такое оборудование не знает никто, потому что, как только чертежи попадают через дружественных посредников к производителю, он без труда угадывает, что конечный потребитель находится в России.

Как правило, разговор на этом прекращается. Никто не хочет нести риски впасть в немилость у западных производителей и банков.

Возможно, единственный выход для налаживания инвестиционного импорта остается кропотливая работа проектировщиков, которые способны создать новые (т. е. еще «не засвеченные» у западных вендоров) инженерные решения и, на основе этих разработок, выдать дружественным посредникам новые технические задания для производителя. В этом плане, в следующем году возможен всплеск на услуги инженеров-проектировщиков и наладчиков оборудования в России. И, конечно, в России уже появились компании, специализирующиеся на параллельном импорте и постепенно закрывающие потребности в различных нишах.

11 показ
5353 открытия
1 комментарий

Куда идём? В ... ! Куда придём? Туда же!

Ответить