Как зарегистрировать логотип: порядок, этапы, нюансы

Любой объект как результат интеллектуального труда может стать мишенью для недоброжелателей и злоумышленников. Если при этом он не имеет официального статуса, доказать свою правоту владельцам будет достаточно сложно, а часто – невозможно.

Как зарегистрировать логотип: порядок, этапы, нюансы

Поэтому регистрация логотипа – это, прежде всего:

  • защита от конкурентов. Если они решат использовать запатентованный объект без согласования с его владельцами, последние могут инициировать вынесение запрета в досудебном порядке либо обратиться в суд с гарантией удовлетворения иска;
  • защита от контрафакта. Дельцы, которые посчитают возможным ввозить на территорию РФ товары, произведенные в другой стране и отмеченные чужим логотипом, получат серьезные санкции. Партию товара при этом просто изымут на таможне, поскольку все прошедшие регистрацию торговые знаки и логотипы автоматически попадают в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;
  • возможность любым способом распоряжаться объектом. Зарегистрированный логотип допустимо дарить и передавать по наследству, он может выступать в качестве залога по кредиту, его разрешается передавать другим компаниям и предпринимателям по лицензии или франшизе;
  • более внятные перспективы сотрудничества с крупными контрагентами, которые предпочитают иметь дело с официально подтвержденными товарными знаками.

Если же прошедший регистрацию логотип компании или предпринимателя все же будет использован без согласия его владельца, последний получает законные основания претендовать на компенсацию, размер которой может достигать 5 млн рублей.

Эксплуатация незарегистрированного логотипа – возможные риски

Некоторые компании не слишком серьезно относятся к процедуре регистрации товарного знака, названия, логотипа. Они месяцами или даже годами используют их без официальных документов, подтверждающих право собственности.

В результате такой недальновидности конкуренты могут просто украсть лого и беспрепятственно использовать его. Более того, они получат возможность оперативно зарегистрировать права на логотип и взыскать компенсацию уже с его создателей – за незаконное использование.

Существуют и патентные тролли, занимающиеся подобной деятельностью целенаправленно. Они отыскивают именно незарегистрированные объекты, которые активно используются. А затем прибегают к патентному шантажу и патентному рэкету. Поэтому своевременной регистрацией коммерческого объекта интеллектуальной собственности не следует пренебрегать ни в коем случае.

Как зарегистрировать логотип: этапы процедуры

Для того, чтобы зарегистрировать логотип фирмы или ИП, необходимо последовательно пройти 6 шагов.

Шаг 1: проверка обозначения. Важным условием регистрации является уникальность графического объекта. Чтобы в регистрации не было отказано, необходимо уточнить, не используются ли уже или не находятся в процессе рассмотрения на регистрацию аналогичные либо очень похожие изображения. В первом случае достаточно изучить открытые бесплатные источники. Во втором – придется запрашивать информацию из закрытых источников Роспатента за плату.

Шаг 2: подбор классов МКТУ. Если объект позиционируется как товарный знак, то до того как зарегистрировать логотип организации, необходимо определиться, к какому классу относятся товары и услуги, которые будут маркироваться этим изображением. Выбрать подходящие можно в официально утвержденном международном классификаторе – МКТУ. Он достаточно сложен для понимания обывателем, поэтому на данном этапе целесообразно воспользоваться помощью юриста либо патентного поверенного.

Шаг 3: подготовка и подача заявки. Заполнять заявку нужно четко по правилам. Малейшая ошибка может стать причиной отказа в ее рассмотрении. На этой стадии также рекомендуется прибегнуть к услугам профессионалов. Подавать заявку нужно сразу же после завершения проверки, чтобы минимизировать вероятность того, что соискатели со сходным логотипом окажутся более быстрыми. Одновременно с подачей документов следует оплатить все требуемые государственные пошлины.

Подавать заявку можно как в стандартном письменном виде, так и в электронном формате – через Госуслуги либо на сайте Роспатента.

Шаг 4: формальная экспертиза. На данной стадии регистрации логотипа в Роспатенте сотрудники организации проверяют достоверность и полноту данных, указанных в заявке и прилагаемых документах.

Шаг 5: экспертиза по существу. После формальной проверки необходимо тщательно исследовать сам логотип. Экспертов интересует, насколько его дизайн соответствует нормам и требованиям законодательства, является уникальным среди уже используемых объектов и не имеет аналогов среди тех, которые находятся на стадии рассмотрения перед регистрацией. На этом этапе Роспатент может затребовать дополнительную уточняющую информацию, если усмотрит к тому основания. Как можно более оперативно предоставить ее – в интересах самого заявителя.

Шаг 6: получение решения. Это – заключительный этап процедуры. Если она прошла без задержек и накладок, вполне реально стать обладателем свидетельства о праве на интеллектуальную собственность примерно через год. В иных случаях на это может потребоваться до полутора лет – именно такой срок предусмотрен нормами действующего российского законодательства.

Срок и география действия регистрации

Патентное право на товарный знак выдается сроком на 10 лет. Затем регистрацию знака и логотипа необходимо продлить еще на 10 лет. Таким образом можно действовать столько раз, сколько это будет необходимо. Фактически соискатель получает право на использование объекта без конечного срока, но с условием регулярной пролонгации.

Однако здесь есть нюанс, о котором важно знать. Если в течение 3 лет после получения регистрационного свидетельства правообладатель не использует логотип по назначению, он может утратить право на собственность. Такая процедура осуществляется в судебном порядке, а ее инициатором может быть любое лицо. Подобные иски – одна из сфер интересов патентных троллей, о которых мы упоминали ранее.

География действия свидетельства на право собственности охватывает всю страну. Владелец объекта может зарегистрировать логотип в России в любом регионе, не обязательно по месту проживания или юридического адреса компании. При этом свидетельство будет действительным и в месте получения свидетельства, и во всех остальных регионах страны. А вот тем, кто планирует завоевывать иностранные рынки, потребуется международная регистрация, которая осуществляется по совершенно иному алгоритму.

33
2 комментария

что стоит услуга по продлению лого? Св-во 562750

Ответить

Здравствуйте!
Срок действия Вашего товарного знака заканчивается 29.01.2024 г. Процедуру продления можно инициировать уже с 29.01.2023 г.

Стоимость наших услуг составляет 8 тыс руб.
Дополнительно оплачивается в Роспатент обязательная пошлина 20 тыс руб и если необходимо Свидетельство на бумажном носителе - еще 2 тыс руб. (Оплата пошлин предусмотрена п. 2.22. Приложения к Положению о пошлинах)
При подаче документов с нашей помощью - предоставляется скидка 30% на оплату пошлин, которые составят 14 тыс. руб и 1400 руб соотвественно.

Ответить