Методы сбора требований
То, что ты говоришь и пишешь грамотно, не означает, что тебе не надо знать правила русского языка!
Так говорил мой учитель, и я с ним полностью согласен (хоть грамотно писать все равно не научился). Поэтому я решил повторить материал, который когда-то был изучен на тему анализа данных и описания требований, а чтобы труды были как-то оцифрованы - поделиться материалом с тобой!
Ну, а теперь к теме статьи!
Сегодня мы тобой поговорим про методы сбора требований, которые может применять как аналитик, так и менеджер.
Сбор требований — это процесс определения, документирования и управления потребностями и требованиями заинтересованных сторон для достижения поставленных целей. Ключевая выгода данного процесса состоит в том, что он предоставляет основу для определения содержания продукта и проекта. Этот процесс выполняется единожды или в предопределенные моменты в проекте.
Существуют разные методы сбора требований, а сегодня мы говорим, как мне кажется, о самых часто используемых:
- анализ данных;
- интервьюирование;
- анкетирование;
- работа в “полях”;
- мозговой штурм;
- бенчмаркинг.
Анализ данных
Анализ данных может в себя включать:
- изучение технической и нормативной информации;
- работа с приложением/продуктом;
- работа с набором данных (например отчет в excel, который необходимо автоматизировать);
- работа с программным кодом.
Анализ данных позволит тебе погрузиться в задачу и начать разговаривать с бизнесом на одном языке.
Твоя важная цель составить требования так, чтобы это не привело к нарушению существующих бизнес-процессов, поэтому важно погрузиться в предметную область, с которой ты сейчас работаешь.
Этот метод считается одним из самых трудоемких, но позволяет сформировать требования, основываясь на фактах работы системы или на основе нормативных документов.
Интервьюирование
Интервьюирование (интервью) – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Интервьюирование, как по мне, один из самых эффективных методов сбора требований. Если ты провел интервью качественно, то, скорее всего, ты сможешь составить 80% требований на основе этой информации. Хоть данный метод и является в большей степени устный, не стоит пренебрегать протоколированием и согласованием результатов интервью.
Виды интевьюирования
По стадии исследования:
- предварительное - на данной стадии мы знакомимся с проблемой и ее источником. Уточняем перечень стейкхолдеров, которых необходимо включить в основную стадию и сроки начала основной стадии;
- основное - для начала этой стадии важно начать проработку требований и проблемы, которую обозначил бизнес на предварительной стадии. Это необходимо, чтобы сформировать “правильные” вопросы к основной стадии интервью. Не жди, что с тобой охотно поделятся информацией, ее придется доставать со слезами на глазах;
- контрольное - на этой стадии фиксируем результат, записываем новые хотелки бизнеса и, если они есть, фиксируем отклонения от исходных требований.
По количеству участников:
- индивидуальное - тут без комментариев, обычное общение с глазу на глаз;
- групповое - делите группы по интересам, не надо собирать одновременно отдел бухгалтерии и маркетинга;
- массовое - данный тип позволяет получить мнения большого количества человек. Обычно для этого используется анкетирование.
По степени формализации:
- стандартизованное - данный вид интервью позволяет ограничить рамки ответов, для этого необходимо подготовить варианты ответов на вопросы;
- фокусированное - в данном случае хорошо подойдут открытые и наводящие вопросы, главное не забывай держать фокус и не уходить от темы интервью;
- свободное или ненаправленное - данный тип интервью прекрасно подойдет на предварительной стадии, оно поможет вам понять “боль” бизнеса и запросить всю необходимую информацию, для начала анализа данных.
Анкетирование
Данный метод сбора требований предполагает специально оформленный список вопросов, закрытого и/или открытого типа. Анкетирование полезно для того, чтобы подтвердить или детализировать существующие требования или выбрать наиболее удачный вариант реализации.
Анкетирование может быть:
- общее или выборочное - анкетирование проводиться для всей имеющейся аудитории или для определенной фокус-группы;
- очное или заочное - анкетер может быть в аудитории или проводить анкетирование дистанционно.
Работа в "полях"
Данный метод особенно любят госкомпании и заводы из-за высокой степени загруженности (да-да, у них реально никто не выделяет время на интервью в чистом виде). Оформляешь командировку и бегом к бизнесу в “поля”.
Твоя задача максимально точно считать процессом работы в среде бизнеса. Представь, что менеджер по продажам рассказывает тебе, как создавать клиента, оформляет клиенту карту лояльности или оформляет доставку на заказ. В этот момент он не демонстрирует программные средства, с помощью которых он выполняет эти действия. В результате такого интервью сложно повторить процесс в системе, в которой работает менеджер по продажам и, следовательно, сложно качественно описать требования.
Работа в “полях” имеет большое значение, когда вы не владеете предметной областью, позволяет избежать недопонимания, которое может возникнуть при проведении интервью, которое не предусматривает использование приложения/продукта бизнеса.
Работа в “полях” тесно переплетена с основной и контрольной стадией интервью.
Мозговой штурм
Мозговой штурм целесообразно использовать, когда нужны новые идеи или творческие решения задач.
Любой мозговой штурм состоит из двух этапов:
- генерация идей;
- отбор идей.
Среднее время генерации идей составляет один час.
Правила генерации идей:
- каждая идея фиксируется ведущим мозгового штурма со слов автора;
- идея не обсуждается в процессе генерации идей;
- мозговой штурм продолжается, пока все участники не почувствуют, что достигли логического конца/исчерпали идеи.
Отбор идей:
- фильтрация идей;
- группировка и уточнение идей;
- расстановка приоритетов.
Бенчмаркинг
Бенчмаркинг (эталонное оценивание) — сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования предприятия с целью улучшения собственной работы.
Анализ включает в себя два процесса:
- оценивание;
- сопоставление.
Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию или и маркетинговый процесс прямых конкурентов, используемые прямыми конкурентами, работающими в подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных продуктов и методов работы.
Ну, а если по-простому, то мы берем существующие решения, стандарты, методики и примеряем это на себя. Если после примерки выглядим хорошо и нигде не трет, а результативность наша выросла, то надо брать.
Этот метод позволяет наиболее точно составить требования, т.к. все уже реализовано, а тебе остается только переиспользовать имеющиеся наработки, с учетом собственных бизнес-процессов, нормативных документов и пожеланий бизнеса.
Итог
Сбор требований является важным подготовительным этапом в любой деятельности, а особенно в ИТ. Уделите время тому, чтобы сформировать хорошие навыки сбора требований и не забывайте повышать уровень своих скилы.