Циклы разработки стратегии

Олег Чанов
партнёр, бизнес-тренер, консультант компании Business Tools

Для кого эта статья?

Для тех, кто заинтересован в создании стратегии и выбора «правильного» подхода к разработке и реализации стратегии и стратегических задач.

О форматах разработки

Практически любой топ-менеджер знает, что есть 2 основных формата разработки стратегии – «Hard» и «Soft». Большинство крупных организаций рано или поздно приходят к тому, что пробуют сделать стратегию в формате «Hard». А затем происходят интересные вещи.

Мой коллега и друг из HEY Group несколько лет назад поведал историю о том, что они часто приходят вслед за компаниями, разрабатывающими стратегии в «Hard» формате. Всё потому что они часто не реализуются, персонал их не принимает.

Сейчас я работаю в проектах, где стратегия или её часть были разработаны в «Hard».

Нельзя утверждать, что стратегии в «Hard» не реализуются. Реализуются. Но это происходит в несколько «скособоченном» виде.

Например, бывают ситуации, когда показатели, выставленные в качестве успеха реализации стратегических задач, воспринимаются самими топ-менеджерами как «нужные», но «непонятно, какую эффективность описывающие». Т.е. задача выполняется, на уровне здравого смысла понятно, зачем она нужна, но какой от неё будет реальный эффект компании непонятно.

Как форматы связаны с циклами?

По наблюдениям, у каждой компании есть стратегические циклы, в которых стоит придерживаться разных подходов:

Первый – организационный цикл разработки стратегии

Второй цикл – постановка системного подхода

Третий цикл – акционерный или «визионерский»

Четвертый – регулярный

Пятый – «портфельный»

*с точки зрения акционеров компании.

Циклом предмет рассмотрения назван потому, что, как правило, компания достаточно долго, по нескольку лет, использует в основном один из подходов при разработке стратегии. После того, как подход себя исчерпывает (по разным причинам), осуществляется «спиральный» переход на новый цикл и так дальше.

Переходим к первому «организационному циклу»

Организационным он называется вследствие того, что компании нужно «организоваться» на разработку стратегии. Это новая для компании поведенческая характеристика. Такого опыта управления компания ещё не имеет.

Фото с сайта Unsplash
Фото с сайта Unsplash

В первом цикле акционеры приходят к мысли, что, видимо, помимо бюджетирования (в большинстве случаев оно уже есть) для развития компании имеет смысл разработать стратегию.

Инструментом разработки стратегии, как правило, выбирается стратегическая сессия. Выбирается она из-за простоты и понятности самого инструмента разработки и ожидаемого результата.

Этот инструмент способствует объединению (именно способствует, а не создаёт команду) топ-менеджеров (или всей компании) в команду, проясняет для сотрудников цели компании.

На выходе организация получает набор стратегических проектов или стратегических задач. Чаще всего минимум половина из которых при должном контроле со стороны топ-менеджмента реализуется.

Хочется обратить внимание на «при должном контроле». В отсутствие механизмов контроля ничего реализовано не будет.

В первом цикле редким исключением являются случаи, когда собственники (или топ-менеджеры) заказывают разработку стратегии в формате «Hard». Как правило, стратегия в этом случае является хорошим инструментом для собственника в принятии принципиальных стратегических решений. Но реализуется она либо очень неполно, либо не реализуется совсем.

О причинах в рамках данной статьи мы не говорим, они очевидны, если вы знакомы с форматом «Hard».

Цикл второй – системный подход

В случае, если топ-менеджмент компании уделил внимание контролю реализации стратегии, происходит переход на второй цикл, в котором компания начинает использовать «стратегирование» как регулярный инструмент.

Топ-менеджмент и собственники наглядно убеждаются, что управление по стратегическим показателям и задачам:

  • Во-первых, реально работает
  • А во-вторых, ещё и в какой-то мере упрощает жизнь: появляются понятные ориентиры для постановки задач и их контроля.

Компания начинает разрабатывать стратегию и показатели ежегодно, начинается формализация и усложнение инструментов управления. Стратегические показатели могут усложняться и декомпозироваться «вниз» по уровням управления, может увеличиваться их количество, могут использоваться BSC (ССП). В целом система стратегического управления претерпевает изменения и становится регулярной.

На третьем цикле – «акционерском»...

собственники прибегают к услугам консультантов для разработки стратегии в формате «Hard». Часто такая стратегия заказывается консультантами одновременно с той, которую делает сама компания. С одной стороны, компания и её подразделения разрабатывают стратегию так, как это было уже заведено в регулярном управлении. С другой стороны, собственники выражают желание увидеть, какие возможности для развития бизнеса они ещё не реализовали. На этом цикле есть вариации, но в целом характерным является присутствие формата «Hard» в большем или меньшем объёме. Этот цикл перерастает в «регулярный».

Фото с сайта Unsplash
Фото с сайта Unsplash

Четвертый «регулярный» цикл

Он является следствием и продолжением предыдущего. В нем могут использоваться подходы в разных сочетаниях «Hard» и «Soft». Основной характеристикой этого цикла является то, что здесь подход к разработке и реализации стратегии становится достаточно сильно регламентированным и формализованным. Есть чётко разработанные формы, показатели, разделы стратегии, которые необходимо заполнить каждой бизнес-единице. Стратегия входит в регулярный цикл и функционирование компании без стратегических инструментов становится «немыслимым».

Последний цикл стратегирования – «портфельный»

До него (как, впрочем, и до предыдущего) доходят не все бизнесы. В портфельном цикле речь идёт о больших или многопрофильных компаниях, в которых собственникам (совету директоров, наблюдательному совету и т.п.) достаточно сложно принимать решения, т.к. они уже не участвуют в операционном бизнесе. Это как раз тот «классический» случай, который описывают в учебниках по стратегическому планированию.

В этом цикле «стратегии» как документ являются руководством к пользованию в самих бизнес-единицах, а на уровне акционеров рассматриваются ключевые финансовые показатели, ключевые стратегические проекты и судьбоносные инвестиционные и кадровые решения.

Если вам нужна помощь в разработке стратегии, оставляйте заявку на сайте https://btools.by/services/strategii/ . Подберём решение именно для вашей бизнес-задачи.

Начать дискуссию