{"id":6543,"title":"\u041a\u0430\u043a \u043d\u0430 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0435 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430 \u043d\u0435 \u0443\u0442\u043e\u043d\u0443\u0442\u044c \u0432 \u043e\u043c\u0443\u0442\u0435 \u043d\u0435\u043e\u0442\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0435\u043b","url":"\/redirect?component=advertising&id=6543&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/290554-tysyacha-i-odna-zadacha-kak-na-starte-biznesa-ne-utonut-v-omute-neotlozhnyh-del&placeBit=1&hash=06bd19bac10eff65d557e51eff7ad526506f48be933870c667bd0bcd7a476220","isPaidAndBannersEnabled":false}
Станислав Грушевский

5 глупых вопросов про цифровую трансформацию

Про цифровую трансформацию сейчас не говорит разве что ленивый. Особенно после коронавируса и вынужденного изменения образа жизни людей и рабочих процессов в компаниях.

Однако это все больше напоминает анекдот:

- Ты понимаешь, что такое цифровая трансформация?

- Сейчас объясню.

- Нет, объяснить я сам могу. Ты понимаешь?

Ниже 5 глупых вопросов, которые я задал экспертам и предпринимателям, чтобы разобраться в теме.

Цифровая трансформация, цифровизация, автоматизация, индустрия 4.0 — зачем так много «модных» слов, если все это обозначает примерно одно и тоже?

Анатолий Белайчук
президент ABPMP Russian Chapter

Можно подойти к этому вопросу формально и дать разные определения, хоть из википедии.

Но это все книжные знания и я бы предложил отталкиваться от следующего.

Цифровизация – это электрификация сегодня. Параллелей много. Появились новые производительные силы, которые поменяли образ жизни и повлекли за собой новые потребности людей. И, соответственно, заставили бизнес перестроиться для удовлетворения этих новых потребностей.

Автоматизация была и раньше, но раньше она была уделом программистов, а сейчас стала предметом быта. Как раньше электричеством занимались физики, а потом каждая домохозяйка стала использовать его в быту.

Такие же радикальные изменения происходят и сейчас. Изменение технологий и моделей бизнеса - все это правильно, но глубоко вторично, а первично – именно адаптация к потребителю и скорость этой адаптации.

Цифровая трансформация бизнеса — это как раз про постоянный процесс адаптации. Уже ближе к философии, к миссии компании. А все остальные термины, упомянутые в вопросе — это уже технический инструментарий. Внедрение автоматизированных решений на промышленном производстве или замена аналоговых процессов на цифровые.

Как это выглядит на практике? Когда говорят про цифровую трансформацию - речь только про крупный бизнес?

Антон Ермаков
исполнительный директор SlickJump

Наш проект — это платформа, которая объединяет популярные редакторские сайты и крупнейшие фармацевтические, авто и FMCG бренды. С помощью сложных лингвистических алгоритмов анализа контента мы показываем пользователю наиболее релевантную контенту рекламу. Получается невероятно эффектно и эффективно.

Наш продукт по определению является цифровым сервисом. Не только сама услуга, но и все внутреннее обеспечение - бизнес-процессы, статистика, личные кабинеты и, с недавнего времени, даже документооборот. в компании представлены в цифровом виде. Когда-то на старте мы автоматически принимали данные и статистику от площадок, а потом внутри команды вручную собирали отчеты и пересылали эти Excel таблички клиенту, руками делали счета и т.д. – но так терминатора не сделать, это франкенштейн. Один из моих главных приоритетов в проекте - максимальная цифровизация и автоматизация, чтобы сберечь самый ценные ресурс - умы и время коллег.

К примеру, ниже показано как выглядит процесс обработки заявки на выплату партнеру.

Это уже 127-я версия этого процесса, в который я вношу коррективы по мере поступления комментариев от менеджеров. С помощью такого визуального представления, я могу оперативно править их, а изменения процесса или форм мгновенно внедряются в реальную жизнь.Просто молниеносно, в сравнении с классическими “аналоговыми” схемами: позвонить/поговорить/написать сотрудникам, прописать инструкции, проконтролировать, что все поняли и приняли и т.д.

Наталья Роменская
независимый эксперт по цифровой трансформации и автоматизации

Цифровая трансформация бизнеса, прежде всего, зависит от размера компании и степени автоматизации ее процессов. Если разобрать три типа компаний: малый бизнес (либо стартапы), компании среднего размера и большие корпорации, то цифровая трансформация будет выглядеть по-разному в каждой из них.

Малый бизнес или стартап здесь находятся в наиболее выгодном положении – их основное преимущество в скорости изменений и гибкости. Эти компании наименее затратно тестируют новые гипотезы и с легкостью переключаются на новые. Поэтому в их случае цифровая трансформация будет выглядеть как регулярный пересмотр стратегии и отслеживание трендов новых технологий с целью их адаптации в свой бизнес.

Средним размерам компании необходимо брать курс на максимальную автоматизацию и стремиться снизить количество ручного труда с целью его замещения автоматизированными решениями.

Большим корпорациям приходится труднее всего в силу их неповоротливости и сложности внедрения изменений. Здесь первым шагом в цифровой трансформации будет принятие решений относительно целевого изменения бизнес-модели. Как правило, сейчас это две модели: курс на цифровизацию внутренних процессов или создание экосистем. В зависимости от выбранного направления будет определяться дальнейшая последовательность шагов.

В первом случае – это концентрация на процессах внутри корпорации: избавление от ненужных процессов и кардинальный реинжиниринг процессов в сторону цифровизации. Все расходы на поддерживающие и обслуживающие функции должны быть пересмотрены в сторону их кратного уменьшения. Поэтому стратегия цифровизации - это прежде всего снижение издержек, главным образом, при помощи технологий.

В случае выбора вектора экосистем, корпорация начинает экспансию в сторону освоения нового бизнеса, постепенно замещая внутренние функции приобретенными компаниями, а также становясь для клиента ключевым партнером, который охватывает спектр большинства задач, не связанных с основным бизнесом компании. Преимущества подобного подхода – это максимальная диверсификация бизнеса, повышение уровня присутствия на рынке и возможность гибкой смены бизнес-приоритетов.

С чего начинается цифровая трансформация? Какие в ней есть этапы?

Игорь Простоквашин
ведущий аналитик Comindware

Истории цифровизации у разных организаций все очень похожи. Cамая стартовая цифровизация – это попытка создания цифровых интерфейсов, где происходит взаимодействие с клиентом.

Потом в какой-то момент компания в ходе своего эволюционного развития приходит к идее цифровых процессов. Невозможно выстроить цифровой фасад и сказать, что ты сделал цифровую трансформацию, если у тебя процессы по-прежнему в голове или на бумажке.

А третий этап — когда проходит цифровизация сквозных процессов, которые объединяют различные отделы и подразделения. Когда информационные системы объединены в одной платформе и используются различные высокотехнологичные штуки. Условно говоря, есть работа с клиентами (CRM), учет остатков на складе, документооборот, коммуникации — все это автоматизировано, но не связано между собой, вот тогда появляются цифровые платформы, которые все это “склеивают” в единый процесс от холодного звонка до подписанной накладной.

Анатолий Белайчук:

Если бы я оценивал уровень зрелости цифровизации, то первое, на что я бы смотрел — это миссия компании. Цифровизация не должна быть ради самого процесса цифровизации. Она должна поддерживать миссию компании. В противном случае это все будет просто тыканье слепого котенка.

На конкретном примере. Есть компания, которая работает на Гособоронзаказ, общался с ними несколько лет назад. Процент заказов, которые они выполняют в срок, равнялся ровно нулю. И их новым руководством был принят документ, который сокращенно называется КПСС - концепция предотвращения срыва сроков.

Любое изменение, которое они делали — они всегда смотрели на КПСС. Стыкуется ли с этой концепцией или нет. И в этом случае любые инструментальные решения в части цифровизации были не просто для галочки, а ложились в общую стратегию компании. Это на мой взгляд и отличает цифровую трансформацию компании — не зацикленность на каких-то отдельных процессах, а общее видение своего будущего, своей цели. Которое решается, конечно, с помощью соответствующего инструментария: автоматизации, цифровизации и всего прочего.

Есть ли у этого процесса конечная точка? Или «есть у революции начало, нет у революции конца»?

Антон Ермаков:

Закон убывающей полезности никто не отменял. Так и в цифровизации — первые действия могут принести значительный эффект, а далее эффективность снижается.

Вначале мы цифровизировали самые экономически значимые процессы. Есть направления, например коммуникация с клиентом, которые можно цифровизовать, но будет дорого и труднореализуемо. Поэтому пока до них не дошли.

У процесса цифровизации есть предел, но это в любом случае долгая история, конечная точка которой едва ли достижима. Оптимизировать уже оцифрованные процессы можно бесконечно, чем мы и занимаемся.

Зачем все это нужно, если и так работает нормально?

Игорь Простоквашин:

Желание сохранить “все как есть” - нормальная реакция. Одна из главных проблем цифровой трансформации - существенные расходы на внедрение. Поэтому довольно часто включается защитная реакция: «Зачем мне быть в пермотрю, что у них получилось и что не получилось и перейму».

Но такая стратегия догоняющего развития становится крайнвых рядах этой новой технологии? Пусть кто-то другой все это попробует, а я посе рискованной. Это все хорошо работает, если ты уверен, что успеешь догнать. А мы все уже в цифровом водовороте и можно запросто свалиться, не успев догнать.

Отрасли в цифровом водовороте. Источник: Cisco

По моей практике участия в процессах цифровизации - в целом никого уже не нужно убеждать в необходимости цифровой трансформации. Весь вопрос стоит лишь в поиске удачного баланса между расходами и текущей стабильностью работы компании с одной стороны, и проактивной адаптации к меняющимся условиям с другой стороны.

Если говорить же приземленно, то иногда встречаются ситуации, когда инициатором цифровизации становятся твои партнеры. Например, вы работаете с торговыми сетями. Крупные ритейл сети вообще передовики, иначе они бы не стали такие. Поэтому сети говорят: «Ребята, наши заказы теперь на электронной площадке». А дальше у тебя выбор. Туда может человек ходить мониторить, мышкой кликать, а можешь робота настроить.

История из жизни — производитель воды и соков, в том числе private brand для крупного ритейлера. 80% заказов на этот самый private label они получают и обрабатывают без участия человека. Информационная система лезет на торговую площадку, робот принимает этот заказ, он попадает в план. И в обратную сторону - в 80% заказов на сырье человек вообще не вмешивается.

{ "author_name": "Станислав Грушевский", "author_type": "self", "tags": ["5\u0433\u043b\u0443\u043f\u044b\u0445\u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u043e\u0432"], "comments": 5, "likes": 10, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 137308, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 26 Jun 2020 09:08:00 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку

Не очень понял как организован процесс со скриншота. Насколько все автоматизировано? Или на каждом шаге сотрудник по сути аппрувит совершение операции и всем занятым в процессе приходит уведомление о переходе на следующий этап (например, бухгалттеру и аккаунт-менеджеру)?

0

Ну на скрине, очевидно, схема в BPMN стандарте.. Стрелочки, кубики.. Видна только пара задач реально, остальное, похоже, спряталось в подпроцессах. Я так понимаю, что приходит заявка, падает менеджеру, он ее утверждает или отклоняет. А дальше система сама следит и напоминает о документах и не дает бухгалтерии данных для выплаты, пока весь пакет не готов (фантазия). ИМХО - бесполезная штука, если у тебя не 100 запросов в день..

1

Спасибо за материал 

0

мне кажется, коллеги путают немного цифровизацию и цифровую трансформацию. Надо собраться, да написать статейку на VC

0

по-моему первый вопрос как раз был про это и достаточно наглядно показана разница

0
Читать все 5 комментариев
«Тинькофф» начал тестировать технологию выявления мошенников по анализу поведения клиентов при использовании смартфона Статьи редакции

Нейросеть проанализирует привычки пользователя, особенности тактильного взаимодействия с экраном и другие параметры.

«Яндекс.Такси» выделит 1 млрд рублей на программу страхования водителей и курьеров Статьи редакции

Сумма компенсации в день будет составлять от 800 до 2000 рублей.

Amazon впервые с 2018 года обновит Kindle: в новой версии — увеличенный экран и режим автономной работы до 10 недель Статьи редакции

Стоит от $140.

Kindle Paperwhite Amazon
Как IT-компания делает продукты: история собственной торговой марки Яндекс.Лавки
Премьера второго сезона сериала «Молодые и сильные. Проклятие выживших»
Почему нельзя пропустить новость про официальные и безопасные чат-боты в Instagram

Любой бизнес в Instagram может автоматизировать продажи и работу с аудиторией. Быстро, безопасно, эффективно и значительно дешевле, чем обошлись бы услуги SMM-щиков или студентов, отвечающих в директ и на комментарии.

ЕС представит законопроект об едином разъёме для зарядного устройства смартфонов и планшетов — Reuters Статьи редакции

Принятие проекта сильнее всего повлияет на компанию Apple, которая оснащает устройства собственным разъёмом.

Популярный ресурс indiehackers.com заблокирован РКН

Уже почти целый месяц популярный среди независимых разработчиков по всему миру ресурс www.indiehackers.com заблокирован РКН по решению Кудымкарского городского суда Пермского края.

Пивозавро-стикеры для IT

Мы вдохновились мемом про пивозавра и сделали про него айтишные стикеры

null