B2b маркетолог для производства. Маркетинговое продвижение производств и заводов — более 110 млн дополнительной прибыли

Приветствую, меня зовут Корнеев Андрей, мне 31 год, я директор по маркетингу b2b на аутсорсе. Уже 10+ лет реализую системный digital b2b маркетинг (продвижение предприятий, увеличение объема производства). В этом кейсе расскажу, за счет каких инструментов удалось увеличить прибыль завода, опишу как успешные решения, так и подсвечу частые ошибки в разработке маркетинговой стратегии. Начнем?

О предприятии

  • Направление работы: офсетная печать полиграфической продукции. клиенты — рекламные агентства и производители продукции;
  • Средний чек: 190 000 рублей;

  • Выручка за 2022 год: 124 млн. руб. Бюджет на маркетинг: нет, база постоянных клиентов;
  • Маржинальность: 25%;

Производство более 4 000 м2 недозагружено — нужны новые заказы на производство. Растем не так быстро, как планировали. Агенство комплексного b2b маркетинга, которое занималось продвижением предприятия не справилось с задачей.

Запрос клиента

С какими еще проблемами столкнулся заказчик до знакомства со мной:

  • b2b продвижение: не понятно, в какой канал маркетинга вложить деньги, чтобы получить максимальную прибыль;

  • Нет управляемого потока входящих обращений. Вложил рекламный бюджет — получил клиентов;

  • Выручка и прибыль не растет от месяца к месяцу. Менеджеры отдела продаж «сидят» на своей клиентской базе, не ищут новых клиентов;

  • Нет времени на найм и организацию работы «узких» специалистов по рекламе;

  • Уже пробовали работать с digital-агентством, рекламный бюджет «сливается в трубу»;

  • Маркетологи говорят непонятно и сдают отчеты, в которых можно разобраться только с помощью переводчика;

  • Сегодня маркетолог на связи — завтра исчез. Нет уверенности в будущем и надёжности;

  • Агентство не выполняет поставленный план — тестируют рекламу за деньги компаниии;

  • Хорошо себя продали — результатов нет;

Особенность бизнеса — LTV. 50% новых клиентов становятся постоянными. Удержание постоянных клиентов — 80%

При реализации маркетинговой стратегии продвижения завода мы прошли по этапам:

Этап-1. Составили финансовую модель на год.

При расчетах учитывали средний чек, маржу, LTV, сезонность, рекламный бюджет.

B2b маркетолог для производства. Маркетинговое продвижение производств и заводов — более 110 млн дополнительной прибыли

Этап-2. Аудит маркетинга.

Определили товары для дальнейшего продвижения на основе анализа показателей: 1) выручка 2) маржа 3) кол-во проданных единиц 4) средний чек за 12 месяцев. Нашли самые маржинальные товары и товары с максимальной выручкой за год.

Товарная аналитика 
Товарная аналитика 

Этап-3. Маркетинговая аналитика.

Мы начали сотрудничество с клиентом. Нужно было быстро определить:

  • Целевую аудиторию, кто покупает данные товары (из списка выше) ;
  • Боли, потребности, возражения;
  • Ключевые причины покупки или отказа от покупки на основе CustDev;
  • Критерии качества входящих заявок;
Собрали и обработали данные за 72 часа
Собрали и обработали данные за 72 часа
Custdev пример
Custdev пример
Критерии квалификации лидов 
Критерии квалификации лидов 

Этап-4. Запуск рекламных инструментов.

Запущено 9 рекламных инструментов, из них выделено 5 самых успешных, работающих в данной нише.

Какие маркетинговые инструменты помоги реализовать поставленный план и заработать 110+ млн маржинальной прибыли за год?:

  • Товарные LandingPage по продуктам;
  • SEO для производства по низкочастотным запросам (НЧ) ;

  • Контекстная реклама с оплатой за заявку;
  • Email-рассылки по базам;
  • Робот холодных звонков по базам + call-центр;
  • Определения с сайтов конкурентов;
  • Фиксированная кнопка заявки на мобильном устройстве и стоппер-форма;
  • CRM-система для обработки заявок;

Прочитайте статью до конца, чтобы узнать подробнее про каждый инструмент. И, еще: примите информацию открыто, не факт, что предложенный инструментарий — это лучшее решение в вашем случае, но есть успешный опыт, которым есть смысл воспользоваться.

Landing-Page по продуктам с подменой контента на главном экране — рост показателей конверсии посадочных страниц с 1.2% до 2.7% сразу после внедрения.

Что сделали:

1. Подменили на посадочной странице — заголовок, заголовок формы захвата контактов, картинку изделия и текст на кнопке. Фото продукции брали из фотосессии на производстве, а не картинки из интернета. Посмотрите пример ниже.

2. Сделали 7 посадочных страниц для подниш по направлениям… а потом сделали еще 76 SEO-лендингов под низкочастотные запросы;

Нишевой Landing Page на каталоги
Нишевой Landing Page на каталоги
Нишевой Landing Page на брошюры
Нишевой Landing Page на брошюры

Экономика работы LP + Яндекс Директ за 6 месяцев до и после внедрения товарных лендингов:

  • Конверсия лендингов: было (1,2%) стало (2.7%) ;
  • Качественных лидов: было 162 стало 498 (+307%) ;
  • Отправлено КП: было 165 стало 623 (+377%) ;
  • Договоров подписано: было 20 стало 101(+505%) ;
  • Выручка по первичным: было 5 336 280 р. стало 31 271 366 р. (+586%) ;
  • Цена клиента: было 28 461 р. стало 9 145 р.;
  • Цена качественного лида: было 3 472 р. стало 1 852 р.;

SEO по низкочастотным запросам

Я понял, что продвигаться по дорогим и популярным запросам вида: офсетная типография дорого и долго. Какое решение? Продвигаться по низкочастотным запросам (их редко запрашивают) со слабой конкуренцией.

Итог — заняли ТОП-10 за 5 месяцев по 1951-и низкочастотным запросам, в итоге — 48 горячих лидов в месяц из поиска по 7 ключевым продуктам. Ниже пример:

Низкочастотное семантическое ядро
Низкочастотное семантическое ядро
Низкочастотные запросы в ТОП-10
Низкочастотные запросы в ТОП-10

Что еще сделали по SEO:

  • внутренняя перелинковка страниц (в статьях, в меню, в подвале сайта) ;
  • выстроили иерархию страниц (разделы сайта) ;
  • увеличили текстовую релевантность страниц;
  • прописали tiltle, alt, description;
  • использовали LSI фразы на основе анализа конкурентов в нише;
  • использовали уникальный фото и видео-контент;
  • подняли скорость загрузки страницы на 37% за счет оптимизации работы скриптов и сжатия изображений + Lazy Load загрузка изображений;
  • закупили ссылки;
  • проработали страницу в Яндекс Бизнес;
  • закрыли лишние страницы сайта для индексации;
  • сделали удобную навигацию через меню бургер + мульти-подвал сайта;

Итоги SEO-продвижения производства за 12 месяцев:

  • Расходы на SEO за 12 мес: 840 000 р. ;
  • Качественных лидов: 577;
  • Отправлено КП: 422;
  • Договоров подписано: 139;
  • Выручка по первичным: 45 939 247 р.;
  • Цена клиента: 6 034 р. ;
  • Цена качественного лида: 1 457 р. ;

Контекстная реклама с оплатой за заявку (платим только за результат) + горячие лиды с поиска

При настройке контекстной рекламы учитываем критерии квалификации описанные в начале статьи, чтобы убрать низкий средний чек, получить клиентов только на нужные товарные группы с максимальной маржой и высоким средним чеком;

Проработаны рекламные кампании по типам — поиск, РСЯ, мастер кампаний (МК)

Рекламные кампании в Яндекс Директ
Рекламные кампании в Яндекс Директ
B2b маркетолог для производства. Маркетинговое продвижение производств и заводов — более 110 млн дополнительной прибыли

Но тут я столкнулся с проблемой — качество трафика из сетей в Яндекс при работе с мастер-кампаниями с оплатой за лиды не однозначно, часто падают показы и приходится перезапускать рекламные кампании и переобучать алгоритмы Яндекс находить нужную аудиторию. Это дорого для бизнеса.

Мастер-кампании Яндекс Директ с конверсией 70%

Дело в том, что мастер-кампании с оплатой за конверсию — инструмент дешевый, но очень не стабильный. Одну неделю работает, другую — яндекс не находит нужную аудиторию, кол-во показов падает и кол-во лидов снижается. Что делать? — Создаю цели в Яндекс Метрике на все возможные реакции на сайте:

  • заявка через форму на сайте;
  • заявка через квиз на сайте;
  • клик на номер телефона;
  • клик на почту;
  • клик на кнопку WhatsApp;
  • копирование почты;
  • 30/60/90 секунд на сайте;
  • клика на кнопку: просмотр видео;
  • дошел до страницы контактов в квизе;
  • клик на кнопки (8 разных кнопок) ;
  • скролл-цель до блока с портфолио;

Далее ставим стоимость (CPA) за каждое действие в рекламных кампаниях на основе их ценности для бизнеса, например:

B2b маркетолог для производства. Маркетинговое продвижение производств и заводов — более 110 млн дополнительной прибыли

В итоге: стабильная работа мастер-кампаний (МК) и РСЯ-кампаний на ОЗК без сбоев + управляемый поток лидов с оплатой за целевые действия на сайте, что выгоднее в 2.6 раза, чем оплата за клики в этой нише.

B2b маркетолог для производства. Маркетинговое продвижение производств и заводов — более 110 млн дополнительной прибыли

Что еще сделано в Яндекс Директ:

  • Запущен мастер товарных компаний (МТК) и баннер на поиске — минимум конкуренции в этих рекламных инструментах;
  • Поисковая реклама + автоматизация ставок на ручной стратегии + поиск с оплатой за лиды (ОЗК) — комбинируем разные подходы;
  • Защита от склика и роботов + регулярное расширение списка минус-слов на поиске = безопасность ваших инвестиций в рекламный бюджет;
  • РСЯ-кампании, регулярная чистка мусорных площадок — максимальный объем трафика по низкой цене;
  • Ретаргетинг на базы рекламных агенств и базы производителей по сегментам производства (53 активных и регулярно обновляемых сегмента в Яндекс Аудиториях) — получаете клиентов по низкой цене в обход рекламы конкурентов.

Для маркетолога важен навык регулярно наблюдения и анализа поведения клиентов на сайте

Корнеев Андрей — Digital-маркетолог с опытом 10 лет.

Далее я заметил, что 58% горячих клиентов из Яндекс Директ в этой нише хотят получить расчет от отдела продаж по готовому техническому заданию и отправляют его на корпоративную почту компании. Выяснил я этот факт на основе анализа карты кликов и на сайте, email указанный на сайте — самый прокликиваемый элемент из всех. Как увеличить конверсию сайта и передать в отдел продаж больше готовых технических заданий (ТЗ) от клиентов на просчет?

Было найдено простое и лаконичное решение: статичная кнопка на мобильной версии сайта. Мы даем возможность посетителям сайта совершить ключевое действие для бизнеса в любой момент нахождения на сайте:

Статичная кнопка на мобильных устройствах. 
Статичная кнопка на мобильных устройствах. 

Что получили: +37% качественных лидов в отдел продаж в течение 7 дней после установки кнопки;

Форма захвата номера с обновляемой акцией, срабатывающая для клиентов уходящих с сайта позволила получить +9-16 потенциальных клиентов c сайта в неделю без увеличения рекламного бюджета.

B2b маркетолог для производства. Маркетинговое продвижение производств и заводов — более 110 млн дополнительной прибыли

Холодные Email-рассылки по базам

42% качественных лидов приходят с Email-рассылок

  1. Массово собрали Email-базы организаций из списка потенциальных клиентов из источников: 2Gis, Яндекс Карты, Контур, ExportBase и покупаем базы на Kwork и через подрядчиков, ручной сбор поисковой выдачи, CRM-базы. Общий объем базы 160 000 контактов (обновляем и расширяем постоянно);
  2. Сегментировали базы по видам бизнеса и по целевым аудиториям;
  3. Написали 94 уникальных шаблона рассылочных писем;
  4. Подключили софт, отсылающий письма одновременно с 1 775 почтовых аккаунтов на базу 21 330 email-адресов в сутки с 4 рекламных кабинетов сразу;
  5. После того, как рассылочное письмо отработало — переписываем текст, меняем предложение (УТП) или продукт и отсылаем второй, третий, четвертый и далее разы, получая стабильный и управляемый поток клиентов в B2B

В итоге: при средней конверсии 0,12% из отправленного письма в почтовый отклик получаем поток лидов в B2B по цене 391 рубль за входящее обращение. При средней конверсии квал лид/обращение = 25% получаем качественные квалифицированные отделом продаж лиды по цене 1 565 р/шт.

Особенность работы инструмента - осмысленные и точные запросы клиентов

Такие обращения получаем с почтовой рассылки
Такие обращения получаем с почтовой рассылки

Email-рассылки в 2023-2024 году не работают!

Неизвестный скептик

Результаты Email-рассылки за 12 месяцев:

  • Расходы на рассылку за 12 мес: 3 604 800 р. ;
  • Качественных лидов: 2 304;
  • Отправлено КП: 1 428 ;
  • Договоров подписано: 204;
  • Выручка по первичным: 50 046 797 р.;
  • Цена клиента: 17 647р. ;
  • Цена качественного лида: 1 565 р.

Связка: робот холодных звонков + колл-центр + отдел продаж или «3 уровня обработки клиентов»

B2b маркетолог для производства. Маркетинговое продвижение производств и заводов — более 110 млн дополнительной прибыли

Итак, ранее мы собрали базы по источникам 2Gis, Яндекс Карты, КонтурКомпас, ExportBase, Kwork, которые включают номера для прозвона и почты.

Где еще взять теплые базы номеров для обзвона?

1) Собираем список 200+ сайтов конкурентов, которые выкупают на свои сайты контекстную, таргетированную рекламу и SEO. Есть технология сбора номеров телефонов и почт с сайтов конкурентов (софт определяет номер телефона посетителя сайта конкурента по куки в браузере), например:

1. Был на сайте конкурента site.ru, site2.ru,… ;

2. Был на сайте не позднее 1-7 дней назад от текущей даты;

3. Номер телефон дозванивается (есть гудок);

С нашего сайта тоже собираем номера, те кто заявку не оставил или не позвонил)

Далее я столкнулся с задачей: Как обзвонить 2 640 000 номеров и найти заинтересованных клиентов?

2) Подключаю робот холодных звонков на первичный обзвон баз:

  • клиенты, кому в данный момент нужны услуги — нажимают цифру «1» на клавиатуре - попадают в call-центр;
  • кому не интересно — нажимают цифру «2» на клавиатуре и робот больше им не звонит и добавляет номер в stop-лист;
  • лайфхак - робот записан голосом живого человека c дефектами речи, а не голосом профессионального рекламного диктора;
  • робот реагирует на слова клиентов «Да», «Нет»;
  • если робот сразу не дозвонился, но есть гудки - делает еще попытку;
  • если автоответчик на телефоне - робот больше не звонит;
  • робот не звонит по номерам с городским кодом, а звонит только на мобильные лицам принимающим решения;
  • те номера, по которым робот не дозвонился, но не нажата цифра «2» на клавиатуре - отправляем сильное рекламное предложение по СМС с ограниченным сроком действия и даем возможность перейти на сайт;

В итоге, робот проваривает 10 000 контактов за день и передает в колл-центр 30-35 теплых лидов. Далее специалисты колл-центра обзванивают заявки от робота по заранее прописанному скрипту и получают готовые запросы потенциальных клиентов на просчет коммерческих предложений, например:

Пример технического задания, заполненного спецалистом КЦ после диалога с клиентом. 
Пример технического задания, заполненного спецалистом КЦ после диалога с клиентом. 

Резюмируя, возникло 3 уровня обработки лидов:

1. Робот — массово звонит по холодной базе;

2. Колл-центр обрабатывает теплые лиды;

3. Отдел продаж — обрабатывает горячих клиентов и выставляет КП;

Из 100 результативных звонков по нажавшим цифру «1» удалось «выжать» конверсию в отправленное КП=14%.

Преимущества — сокращение расходов на колл-центр в 3 раза + кол-во горячих лидов увеличилось в 36 раз по сравнению с холодных прозвоном колл-центром без роботов.

Оцифровали скрипт для работы колл-центра; 
Оцифровали скрипт для работы колл-центра; 
Движение заявок в CRM. Включаем робот в 12 часов дня - выключаем в 17 часов; 
Движение заявок в CRM. Включаем робот в 12 часов дня - выключаем в 17 часов; 

Цифры за 12 месяцев работы робота холодных звонков:

  • Расходы за 12 месяцев: 4 776 000 р.;
  • База прозвонена: 2 640 000 номеров;
  • Нажали цифру «1»: 7 920 раз;
  • Качественных лидов: 1 901;
  • Отправлено КП: 1 102;
  • Договоров подписано: 198;
  • Выручка по первичным: 46 435 784 р.;
  • Цена клиента: 24 067 р. ;
  • Цена качественного лида: 2 513 р.

CRM-система для обработки заявок — сердце отдела продаж

B2b маркетолог для производства. Маркетинговое продвижение производств и заводов — более 110 млн дополнительной прибыли

Что было:

  1. отдел продаж 5 человек;
  2. ведение базы клиентов в excel и блокнотах;
  3. переписка с личных почт;
  4. звонки через личный номер телефона;

Проблема с безопасностью громадных масштабов + отсутствие контроля и оцифровки в отделе продаж.

Что внедрили в отдел продаж:

1. Корпоративные почты на базе Яндекс 360 для всего отдела продаж вида: manager1@sait. ru, manager2@sait.ru, … вся переписка с клиентами попадает в AMO-CRM в конкретную карточку клиента вот так:

Переписываться с клиентами можно из AMO-CRM в режиме 1-го открытого окна.
Переписываться с клиентами можно из AMO-CRM в режиме 1-го открытого окна.

2. Купили корпоративные симкарты на базе провайдера Sip-Uni с возможностью записи звонков с клиентами и автоматичекой передачи голосовых данных в AMO-CRM в карточку клиента.

Премущества

  • звонки без дополнительных приложений, которые постоянно теряют связь и неудобны для менеджеров;
  • можно прослушать все звонки менеджера в течение дня;
  • при уходе менеджера из компании — быстрая блокировка физической симкарты и ее восстановление;

3. Настроили интеграцию WhatsApp и Amo-CRM

Пример переписки из CRM
Пример переписки из CRM

Итог — видно, что происходит с каждым конкретным клиентом (история переписок и звонков в хронологическом порядке)

4. Разбили воронку продаж на ключевые этапы: Новая заявка → Взят в работу → КП отправлено → Счет выставлен → Договор подписан → Предоплата получена → Передан на производство → Доплата получена → Успешная сделка/Отказ

Какие показатели начали считать по отделу продаж и по каждому менеджеру?

Конверсионные (CV):

  • CV квал-лид/лид;
  • CV кп/квал лид;
  • CV кп/квал лид;
  • CV договор/кп;
  • CV в повторную продажу;

Количественные:

  1. выставленных кп;
  2. новых лидов обработано;
  3. тел трафик за сутки;
  4. пропущенных звонков;
  5. пропущенных звонков без перезвона;
  6. просроченных задач в crm;
  7. отказов клиентов без указания причины;
  8. карточек с ошибочной причиной отказа;
  9. результативных звонков более 2 минут;
  10. карточек без задач;
  11. карточек без комментариев;
  12. карточек без комментариев и переписки;
  13. LTV продаж;
  14. Уровень эмпатии менеджера от 0 до 10 баллов;
  15. попыток дозвона клиенту;
  16. карточек в неверном этапе воронки продаж;

Финансовые:

  • средний чек;
  • выручка;
  • маржа;

Процентные:

  1. % удержания клиентов;
  2. % перезвонов по пропущенным;
  3. % маржи;
  4. % скидок;

Временные (t):

  1. t ответа по новой заявке;
  2. t подготовки КП;
  3. t перезвона по пропущенному;

На основе данной информации была выстроена система контроля и оперативного реагирования (сигнализация) при отклонении показателя(ей) от нормальных значений;

Какие верные решения теперь возможно принять:

1. Какой маркетинговый бюджет закладывать и какой план по лидам ставить, чтобы достичь план по маржинальной прибыли;

2. Сколько дать новых лидов конкретному менеджеру?

3. Выявить техники работы с клиентами звездных менеджеров → доучить остальных;

4. Подтянуть качество обработки лидов на основе прослушивания анализа причин отказов клиентов;

2. Понять, где менеджер теряет клиентов и не дожимает → исправить / доучить;

3. Реальный финансовый результат каждого менеджера;

4. Контроль скидочной политики: увидеть кто раздает скидки и снижает маржу → исправить;

5. Оценка качества ведения диалога и уровня эмпатии менеджеров;

6. Маркетолог может влиять на качество лидов через анализ данных в CRM-системе;

Итог внедрения CRM:

1. Сокращена рутина менеджеров отдела продаж через: шаблонизацию почтовых ответов, поиск и припоминание задач по каждому клиенту, хранение всех договоров счетов, актов в 1 месте;

2. Напоминания менеджерам о важных делах (задачи по каждому клиенту не нужно держать в голове, система сама подскажет что и когда нужно сделать по каждому клиенту);

3. Верные управленческие решения руководящего состава по увеличению эффективности прожаж;

4. Автоматизация работы: эффективная связка 4 источников рекламы + колл-центр + отдел продаж;

5. Решен вопрос с безопасностью клиентской базы в отделе продаж;

Результаты работы

Было

  • Выручка за 2022 год: 124 000 000 р.;
  • Бюджет на маркетинг за год: 0 р.;
  • Выручка в месяц: 10 333 000р. - в среднем за 12 мес;
  • Средний чек: 190 000 р.;
  • Маржинальность: 25%;
  • Маржинальная прибыль: 31 000 000 р.

Стало

  • Выручка за 2023 год: 435 373 908 р. ;
  • Бюджет на маркетинг за год: 10 705 800 р.;
  • Выручка в месяц: 36 281 159 р.- в среднем за 12 мес;
  • Средний чек: 270 000 р.;
  • Маржинальность: 34%;
  • Маржинальная прибыль: 148 027 129 р.

Если вам нужна помощь в построении прибыльного системного маркетинга в b2b, напишите мне в telegram, обсудим.

Мой телеграм @korneev_and

22
2 комментария

сочный лонгрид с детализацией. моё почтение.
За 10 лямов на маркетинг в год - это очень сильно. Один вопрос - как сходу владельцы бизнеса согласились на такие расходы ежемесячно ? Это же почти 900к ежемесячно, таких кампаний по РФ не так и много, кто может себе такое позволить и при этом они обжигались уже не маркетинге.

Ответить

Алексей, здравствуйте. Последовательно запускали инструменты, начинали с меньших сумм, далее вышли на объемы, параллельно усиливали отдел продаж.

Ответить