Как создать оптимальные условия обучения в обычной школе для детей с СДВГ и гиперчувствительностью

В динамичном и многообразном мире каждый ребенок заслуживает возможность получить доступ к качественному образованию. Но что делать, когда ребенок сталкивается с особыми потребностями, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или гиперчувствительностью?

Важно создать образовательную среду, которая обеспечит им подходящие условия для успешного обучения и развития.

Сегодня хотелось бы представить интервью с Марией, руководителем Волшебного сада и руководителем АНО “История. Культура. Ценности” (Реджио-педагогом, Монтессори-педагогом, методологом, педагогом дополнительного образования. Проходила обучение по сенсорной интеграции)

Мария, Расскажите, пожалуйста, о том, какие условия следует создать для детей с СДВГ и гиперчувствительностью, чтобы они могли успешно обучаться в обычной школе.

Здравствуйте! Для детей с СДВГ и гиперчувствительностью очень важно создать прежде всего доброжелательную среду обучения в обычной школе. Во-первых, необходимо понять, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Поэтому важно обратить внимание на индивидуальные потребности каждого ребенка.

Какие, по вашему мнению, основные аспекты следует учесть при создании таких условий?

Прежде всего, необходимо обеспечить комфортное физическое окружение. Для детей с СДВГ и гиперчувствительностью может быть проблематично сосредоточиться на уроке, если шум, свет или другие факторы окружающей среды их отвлекают. Поэтому важно предоставить им возможность работать в тихом и спокойном месте, где они смогут концентрироваться.

Второй важный аспект – это наличие адаптированных учебных материалов. Дети с СДВГ и гиперчувствительностью могут испытывать трудности с чтением, письмом или восприятием информации. Поэтому необходимо обеспечить доступность учебного материала для таких детей, например, через использование разных каналов восприятия - тактильный, двигательный, визуальный.

Дополнительная поддержка и сопровождение тоже играют важную роль. Дети с СДВГ и гиперчувствительностью могут испытывать трудности в общении со сверстниками или учителями. Поэтому важно иметь педагогов, специализирующихся на работе с такими детьми, которые помогут им справиться с трудностями и развить необходимые социальные навыки.

Что важно для создания оптимальных условий для обучения?

Одним из важных шагов в создании такой среды является обучение педагогов. Профессиональное развитие учителей должно включать повышение осведомленности о СДВГ и гиперчувствительности, а также техник, инструментов и стратегий, помогающих в общении и взаимодействии с такими детьми. Программы подготовки будущих учителей должны включать компоненты, посвященные работе с детьми с особыми потребностями. Мы как раз сейчас этим занимаемся в детском саду, и хотим переносить свои наработки на начальную школу.

Однако, просто предоставить доступ к обычным классам недостаточно. Важно создать подходящую образовательную среду, учитывая особенности детей с СДВГ и гиперчувствительностью. Рассмотрим некоторые способы, которые могут быть использованы.

Во-первых, зрительные и звуковые раздражители должны быть минимизированы. Объекты, которые могут вызывать у детей дискомфорт и отвлекать их внимание, должны быть убраны из классной комнаты или обозначены специальными местами без них. Например, можно предоставить детям с СДВГ возможность работать в специальном уголке, где нет ярких цветов и непривычного для них шума.

Во-вторых, организация и структурирование уроков играют важную роль. Детям с СДВГ и гиперчувствительностью может быть трудно ориентироваться в безупречной организованности обычного класса. Учителям стоит уделить внимание разделению учебных материалов на более мелкие, понятные части, использованию цветовых кодов, диаграмм и визуальных подсказок для помощи в понимании учебного материала. Например, вводная часть урока должна содержать самую важную информацию, не более 15 минут, затем индивидуальная работа, после коллективная и в завершение групповая рефлексия по изученному материалу.

В-третьих, сотрудничество и поддержка родителей крайне важны. Родители детей с СДВГ и гиперчувствительностью могут предоставить учителям информацию о потребностях своего ребенка и поделиться опытом, помогая образовательной среде лучше адаптироваться к ним. Совместное планирование и обсуждение стратегий могут сделать разницу в успешном обучении ребенка. Плюс работу семьи никто не отменял.

А какие преимущества может получить ребенок с СДВГ и гиперчувствительностью, обучаясь в обычной школе?

Обучение в обычной школе может быть очень полезным для детей с СДВГ и гиперчувствительностью. Оно позволяет им интегрироваться в общество и развиваться в условиях, близких к реальной жизни. Участие в обычных классах позволяет им обрести друзей, развивать социальные навыки и самостоятельность.

Кроме того, такой подход способствует развитию толерантности и понимания со стороны других детей. Дети без особенных потребностей учатся воспринимать различия и сопереживать своим одноклассникам. Это способствует созданию взаимопонимания и поддерживает атмосферу взаимопомощи и уважения в классе. Мы используем в работе уроки по культурологии. И на примере понимания особенностей других народов, стран, развиваем толерантность у детей.

Какие советы вы могли бы дать родителям, которые хотят помочь своему ребенку с СДВГ и гиперчувствительностью адаптироваться к обычной школе?

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Родители должны обратить внимание на потребности своего ребенка и работать с учителями и школьными специалистами для создания подходящих условий обучения.

Также я рекомендую родителям обсудить с учителем и администрацией школы возможности адаптации учебного процесса для своего ребенка. На сегодняшний день есть много программ и методик, которые могут помочь детям с СДВГ и гиперчувствительностью. Важно быть открытым и активно взаимодействовать с образовательными учреждениями. Жаль, что не все учителя обладают большим количеством времени, чтобы изучать дополнительные материалы и рекомендации. Проект, который мы сейчас разрабатываем, поможет изучать педагогический инструментарий для смешанных классов в легкой и удобной форме, на практических примерах.

Спасибо большое, Мария, за ценные советы и информацию! Ваши слова безусловно будут полезны для многих родителей и педагогов, которые сталкиваются с такой ситуацией.

1 комментарий

Полезные советы, внимание и поддержка родителям детей с Сдвг нужна и важна более чем. Главное, чтобы адаптация прошла как можно мягче