Эмбарго на нефтепродукты 🚚

Начну сегодня с небольшой цитаты из книги УК «Арсагера»:

«На каждом этапе создания товара предприниматель Y закладывает в цену прибыль «для себя и для банка». В цену тех товаров, которые он использовал в процессе производства, кемто тоже была заложена прибыль «для себя и для банка». И тот, кто будет использовать в будущем товар предпринимателя Y для производства своих товаров, тоже заложит в цену прибыль «для себя и для банка». И так до тех пор, пока товар не дойдет до конечного потребителя. Если кто-то в этой цепочке поднимет цену на товар, то со временем это сделают и остальные.

Реальный случай.

Один наш клиент очень радовался росту цен на бензин. Когда мы его спросили, в чем причина такого странного поведения, он ответил: – С одной стороны, автомобиль у меня большой, кушает хорошо, да и ездить по делам приходится много. С другой стороны, у меня большой пакет акций ЛУКОЙЛа, поэтому, когда растет цена на бензин, я знаю, что выиграю намного больше, чем потрачу на топливо. Все очень прагматично!

Так происходит рост цен, то есть инфляция. Получается, что если рассматривать инфляцию с данных позиций, то ее создают те, кто назначает цену товара и закладывает в нее прибыль «для себя и для банка». Созданием товаров и услуг занимается бизнес ─ ИП, ООО, АО и ПАО. Все компании в процессе своей деятельности создают товары и услуги и назначают на них цены.»

Теперь объясню к чему это я.

С 5 февраля ЕС и их союзники ввели потолок цен на российские нефтепродукты (бензин, дизельное топливо и т.д.). Что это значит для нас с Вами маленьких частных инвесторов. С экранов мы регулярно слышим о «развороте на восток» и все такое. Какие тут есть нюансы? Нефтепровод это вам не федеральный закон и не ставка ЦБ, поменять его не минутное дело. Каждая труба имеет свою пропускную способность, альтернативные способы (авто, ЖД и морские) перевозки тоже. Нельзя просто так взять и нарастить объемы даже за месяц, когда вся инфраструктура десятилетиями строилась под западный рынок. Это большая и сложная работа, которая займёт приличное время. Благо переходный период 55 дней предусмотрен.

Теперь что касается цен. Нельзя на открытом рынке одним продавать товар за 50$, а другим этот же товар за $100 да еще и с бОльшим количеством рисков. В Китае и Индии не дураки сидят, к тому же имеющие альтернативные источники, поэтому будут продавливать скидки. К тому же мы уже не раз обсуждали, что объемы поставок после декабрьских ограничений нельзя назвать стабильными, проблемы будут (см. предыдущие посты)

Если чего-то бизнес и не любит делать, так это терять прибыль, особенно когда с одной стороны государство со своими «добровольными взносами», а с другой акционеры желающие дивидендов. В случае с Россией государство, нередко, еще и мажоритарный акционер. Поэтому, по-моему мнению и оно обосновано, одним из наиболее эффективных и очевидных способов максимально сохранить прибыль будет повышение цен на внутреннем рынке. Это простой и очевидный шаг, о конечном потребителе в таком случае никто думать не будет. Если вы не пользуетесь автомобилем не думайте, что вас это не коснется. Продукты и товары в магазины не приходят своими ногами, что-то и кто-то их туда привозят, и это что-то нужно чем-то заправлять, такие вот дела. Поэтому, в случае роста цен на топливо и роста транспортных издержек, ритейлеры тоже не будут покрывать это из своего кармана, потребитель заплатит.

Что делать в таком случае? Один из вариантов, как в приведенном отрывке в начале, приобретать акции тех компаний которые выигрывают от повышения цен. В случае с нефтяниками есть риски, отечественная нефтянка еще не бывала в таком затруднительном положении, к тому же «зеленая» повестка никуда не делась, как будут выруливать не до конца понятно. Но, по-моему мнению, отрасль жила, живет и жить будет. Задушить такую сферу полностью не получится, могут быть смены собственников, но компании в таком случае не улетят в космос, а останутся. Слава богу, пока, у нас права частной собственности еще работают, а значит и права на акции тоже. Сюда же относятся и ритейлеры (Х5, Магнит, Лента, FixPrice, О’кей) они давно и хорошо справляются с тем, чтобы переложить все беды на голову покупателей, справятся и в этот раз.

В том что касается дивидендной политики, государство мажоритарий и хорошо и плохо. Дивиденды для него способ наполнения бюджета. Здесь можно и нужно сделать отступление и сказать, что государство со своим разовыми сборами НДПИ (кейсы Газпрома и АЛРОСы) может просто «кинуть» всех минотариев (нас с вами) и забрать свое «по праву сильного». Что на это могу возразить? Да ничего. Такие риски нас с Вами преследуют друзья, в такое время нам приходится работать. Но все же обнадеживает то, что остальные нефтяники, такие как ЛУКОЙЛ, Татнефть и Газпромнефть выполнили свои обязательства и заплатили, этим я делился в своем блоге.

Подводя итог хочу сказать, что я уверен, бизнес справится. У нас все мечтают не работать на дядю и говорят, что кризис время возможностей, но у нас и в хорошее время выживали 1 из 10 бизнесов. И благодаря фондовому рынку у нас с Вами есть возможность поучаствовать в том бизнесе который уже выжил и стабильно работаеь, приобретая акции. Я это делал и делать продолжу.

Начать дискуссию