Что ждет индустрию красоты и здоровья в 2023 году: прогнозы экспертов рынка

Согласно исследованию PBN и MAGRAM MR «Культура отмены», 65 % россиян считают, что текущая ситуация — это новые возможности для отечественного рынка. Причём более половины из них с готовностью предпочтут российский бренд косметики, одежды и аксессуаров. О том, какие перспективы развития ждут этот сегмент в 2023 году и насколько сами компании готовы к рывку, нам рассказали отечественные производители товаров для красоты и здоровья.

Прогноз 1. Конкуренция на российском рынке ужесточится

По словам экспертов, пока далеко до полного насыщения отечественного рынка кремами, шампунями, сумками и украшениями. Исчерпав запасы западных брендов, ритейлеры начали активно искать им замену, и товары российских производителей уже заняли полки парфюмерно-косметических и аптечных сетей. Освобождение рынка всегда ведёт не только к росту старых игроков, но и к появлению новых. Десятки маленьких перспективных компаний в последние несколько месяцев уверенно заявили о себе. У многих пока нет своих полноценных линеек, поэтому им сложно наращивать популярность. Но при грамотном подходе к продвижению они могут быстро начать соперничать с существующими брендами.

Оценивая изменение конкуренции на рынке, Данила Ефимов, руководитель бренда женских сумок из натуральной кожи АFINA, замечает, что усиливают её китайские производители: «Их продукция не подорожала. Однако отечественным компаниям из-за изменений в логистике и стоимости компонентов пришлось поднимать цены. В итоге российские бренды должны встраиваться в новую для себя нишу более дорогих продуктов. С уходом западных брендов тут стало не так тесно, но потребуется перестройка многих маркетинговых стратегий и бюджетов».

Прогноз 2. Российским брендам придется побороться за более дорогой сегмент

Большинство отечественных производителей уверены, что их продукты могут заменить ушедших конкурентов, в том числе и в премиум-секторе. Сами покупатели тоже готовы попробовать российские средства, причем среди них много тех, кто заинтересован именно в передовых разработках. Анализируя продажи, Ирина Артемьева, основатель компании «ПЕРВЫЙ ЖИВОЙ КОЛЛАГЕН» — производителя bio-комплекса с пептидами коллагена и эластином COLLA GEN, отмечает рост спроса на флагманские продукты. Она приводит в пример запуск новой линейки пищевого коллагена с натуральными соками яблока и малины, стоимость которой выше классической версии. И тем не менее, производитель наблюдает устойчивый, динамичный рост доли продаж продукта.

Говоря о том, где сейчас важно усилиться российским компаниям, Данила Ефимов (АFINA) отмечает: «Наибольшие шансы в премиум-сегменте у тех, кто уделяет большое внимание качеству. В частности, для аксессуаров это выделка натуральной кожи. Когда мы переориентировались на материалы отечественных производителей, то поняли, что не только выигрываем в логистике, но и можем более глубоко отслеживать параметры сырья. Поскольку покупки fashion-товаров зачастую эмоциональны, то требуется усиление в дизайне продуктов, а также улучшение их упаковки и презентации, поэтому компания регулярно отправляет своих специалистов на международные выставки».

Прогноз 3. Онлайн-продажи потребуют бюджетов на продвижение

Ещё в середине года аналитики CloudPayments отметили рост числа онлайн-покупок отечественной косметики на 71 %. «Соотношение структуры продаж меняется в сторону e-commerce, так как этот канал более гибкий. Но если в тот момент, когда полки опустели, важно было просто разместиться на нужном канале, то сейчас конкуренция на площадках растёт, — считает Татьяна Романенко, бренд-менеджер профессиональной системы ухода за волосами Stylist Pro. — Сегодня производителям недостаточно просто встать на полку. Чтобы новая линейка привлекла внимание потребителя нужно выделиться, например, через прямую рекламу или начать маркетинговую кампанию, поясняющую, в чём преимущество симбиоза кератиновой и гиалуроновой систем в уходе за волосами».

Выиграют, конечно, те, кто будет лучше подготовлен. «Когда два с половиной года назад мы выходили на маркетплейсы, то столкнулись с необходимостью адаптировать способы коммуникации с клиентом. Премиум-покупатели привыкли к индивидуальному подбору косметики на основе диагностики типа кожи, и нам пришлось прорабатывать инструменты, которые позволили бы реализовать этот подход онлайн, — делится опытом Наталья Федосеева, руководитель отдела маркетинга, рекламы и розничных продаж компании с 28-летней историей «Салонная косметика», производителя профессионального домашнего ухода за кожей PREMIUM Homework. — Сейчас доля онлайн-продаж составляет около 50 % всей нашей прибыли. При этом продукты компании уже заняли достойное место в онлайн-продажах сети «Золотое яблоко». И мы понимаем, что важно развивать долгосрочные инструменты продвижения, и реализуем проекты с блогерами, участвуем в рассылках бьюти-боксов и т. д.».

Прогноз 4. Для серьёзного роста потребуются инвестиции в разработки

Если в прогнозах ориентироваться не на год-два, то, безусловно, больше возможностей у тех компаний, которые готовы вкладываться не только в продажи. «Появляется много российских брендов, но у них зачастую нет бюджетов для серьёзных научных разработок и понимания, как правильно упаковать продукт, — Ирина Артемьева, основатель компании «ПЕРВЫЙ ЖИВОЙ КОЛЛАГЕН» — производителя пищевого bio-комплекса с пептидами коллагена и эластином COLLA GEN — Мы же делаем ставку на свою инновационную технологию. Она позволяет вести разработки

новых составов, а клинические исследования российских научных центров подтверждают качество и эффективность нашего продукта. Продукт, который мы предлагаем рынку, — это инновационное решение, и нам просто необходимо постоянное наращивание доказательной базы. В ноябре 2022 года мы получили достойные награды: премию “Товар Года 2022”, Диплом победителя “Лидер промышленности 2022”, Диплом победителя “Лидер высоких технологий 2022”.

По словам Натальи Федосеевой («Салонная косметика»), дополнительным толчком к углублению процесса производства является рост стоимости иностранного сырья. Те компании, у которых есть собственные лаборатории, он подталкивает к исследованиям. В пример эксперт приводит компонент для альгинатных масок, недавно разработанный технологами «Салонной косметики», чтобы заменить импортный.

Однако, несмотря на то что уход многих брендов порадовал российских производителей, большинство из них делает акцент на необходимости продолжения тесного международного сотрудничества. «Конечно, мы не сможем за несколько лет взрастить полностью независимую отрасль. Важно поддерживать международный контакт между специалистами индустрии, посещать выставки, семинары. Только сотрудничество позволит быть в курсе инновационных технологий и компонентов, чтобы потом внедрять их в свои средства», — заключает руководитель отдела маркетинга, рекламы и розничных продаж компании «Салонной косметики».

22
Начать дискуссию