АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Нас часто спрашивают, как проходит адаптация в нашем саду у самых младших детей, которые до этого были дома. Можно ли родителю побыть с ребенком в группе, пока он привыкает, или нужно непременно уходить как в госсадах? Если ребёнок не желает расставаться, а маме нужно работать, можно ли его оставить, или необходимо сидеть в садике до полной адаптации?
У нас нет единого рецепта. Каждую ситуацию мы решаем индивидуально. Ниже публикую письмо, написанное методистом одной из наших мам в период адаптации ее сына к садику (имя мальчика изменено).
Здравствуйте! Мне сказали, что уже второй день Лёша Вас совсем не отпускает. Предлагаю попробовать вариант более мягкой и последовательной адаптации:
1. Завтра и послезавтра прийти с Лёшей с 11 до 13 и прямо побыть с ним в группе во время игры, поучаствовать в пальчиковых и других играх с воспитателями, в уборке игровой, пообедать с нами.
2. Следующую неделю приходить также с 11 до 13, но уже побыть в коридоре. По крайней мере во время игры.
3. Ещё через неделю приходить к прогулке (но пока не к завтраку) и, возможно, уже уходить в начале свободной игры "в магазин" или "машину заправить"
Это примерный план. У него есть много плюсов:
1. Лёша не будет видеть как другие дети с родителями прощаются, не будет им подражать. (Прим.: Дело было в сентябре и первые две-три недели некоторым детям было сложно утром расстаться с родителями)
2. Если у Вас есть возможность пару недель побыть рядом, то у него уменьшится тревога, что мама может внезапно уйти.
3. Он будет завтракать дома и приходить сытым и более спокойным.
4. Лёша будет приходить к свободной игре, которая длится около часа, а не прерывается внезапно, как утренняя игра. Игра - самое приятное, что есть для детей в садике.
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, есть несколько важных психологических моментов:
1. Доверие пространству и людям, к которым Вы приводите ребенка. Доверяете ли Вы нам? Если да - путь к успеху будет легче, ведь ребенок чувствует состояние мамы. Если не совсем - можем договориться о встрече и обсудить те моменты, которые вызывают тревогу.
2. Уверенная позиция взрослого. Нельзя, чтобы ребенок принимал решение будет он ходить в сад или нет, останется сегодня подольше или уйдет сейчас. Этот слишком трудный выбор и большая ответственность. Он предпочтет любимую маму! Если Вы решили прийти и побыть два или три часа в саду, то не стоит менять решение по просьбе ребёнка. Наоборот, это хорошая возможность научить его преодолевать трудности, а не убегать от них.
3. Не стоит переносить собственный детский опыт на ребенка. Важно научиться наблюдать что происходит сейчас: "В какой момент Лёша попросился домой? Что этому предшествовало? Когда он легко зашёл в игровую? С какими людьми он встречается радостно?" И т. д.
Если же у Вас нет возможности две-три недели приходить вместе с сыном, то можем обсудить другие варианты. Но для самого Лёши они будут сложнее."
Так предлагают наши педагоги начинать вхождение ребенка в новый социум.
А как у Вас это происходило?
С какими трудностями и успехами встретились Вы, когда впервые привели малыша в садик?
Больше подробностей о садике читайте здесь: