Осваиваем китайский BI. Как построить дашборд в Fine BI всего за 1 час
За последние несколько месяцев многие из нас вынужденно расширили представления об азиатской ИТ-отрасли. Оказалось, что, к примеру, в Китае выпускают не только смартфоны, умные роботы-пылесосы и телевизоры, но и разнообразные программные продукты, которых нам после ухода европейских и американских вендоров не хватает.
Открытием стало и то, что многие ИТ-решения вполне конкурентоспособны, их интерфейс более чем дружелюбен. К тому же для работы в них знания иероглифов не нужно – вполне достаточно английского.
Наша компания специализируется на бизнес-аналитике, поэтому мы изучили то, что предлагает Китай в этом сегменте и остановили свой выбор (по крайней мере пока) на платформе для self service BI-анализа – FineBI
Чтобы показать, как работает этот инструмент, расскажу, как построить с его помощью дэшборд. Для этого понадобится всего лишь час времени – даже если раньше с этим решением никогда не сталкивались.
вот какой дашборд получился в Fine BI
Подключение к данным
Начинаем с главного – подключение и обработка данных. Для старта необходимо открыть вкладку Data Preparation. Она содержит ряд папок, в которых (организованных по аналогии с каталогами Windows) можно создать подключения, предварительно разделив их на смысловые блоки.
Нажав Add a group, можно сгруппировать данные. Например, можно выделить данные для презентации, продуктивные и тестовые данные и т.д. Соответственно, выбрав определенную папку, можно изучить данные, находящиеся в ней – ничего нестандартного. В моем случае в каталоге Superstore – 3 загруженных файла Excel. И датасет, который получим после обработки данных.
На первой вкладке Data Preview можно ознакомиться с набором данных, выгруженными полями.
На вкладке Blood Analysis можно уже перейти к логической модели данных, посмотреть, в каких датасетах (поднаборах) данных используется выбранная таблица. При нажатии на датасет, раскроется дерево с дашбордами, в которых он использован. Переходим к нему.
На следующей вкладке можно обнаружить тип отношения, в которых находится выбранная таблица с другими. В данном случае продемонстрирован тип отношения 1:1. Add Association позволяет отредактировать тип связи или добавить новый – если это нужно.
Далее можно перейти во вкладку Associated View и проверить правильность соединения таблиц, назначений ключей.
Для перехода к какой-либо из таблиц необходимо кликнуть на нее – откроется окно редактирования. Готовим нужный датасет. Здесь в Self-Service датасет можно соединить данные на физическом уровне (Join, Union), рассчитать показатели, добавить измерения, сгруппировать данные, отфильтровать их. Т.е. предоставлены все средства, требующиеся бизнес-пользователю для подготовки витрины данных самостоятельно, без привлечения IT-специалиста.
Будем считать обзорное знакомство с интерфейсом завершённым. В нашем конкретном случае мы делаем следующее:
- Кликаем на одну из выгруженных таблиц и нажимаем на кнопку Create a Self-service Dataset. Выбираем некоторые поля, которые понадобятся для анализа.
Так как мы совместим данные на физическом уровне, остальные таблицы станут неактивны, их мы добавим на следующих шагах. В случае связки на логическом уровне можно выбрать конкретные поля для создания единого набора данных.
- Теперь переименуем поля, чтобы нам было удобнее работать с ними и анализировать данные.
- Добавим к исходной таблице привязку по региональным менеджерам, для этого кликаем Left and right merge, выбираем в каталоге таблицу «Менеджеры» и необходимые поля. Теперь возможно определить тип соединения (джоина) и поля для связки, в нашем случае это left merge и Связка Регионы – Region. Кликаем на Preview и видим результат соединения таблиц, каждая из которых удобно отображается цветом.
- Проделываем аналогичные действия для таблицы возвратов.
- После обработки данных кликаем на кнопку Save, чтобы сохранить изменения в текущем наборе данных.
- Возвращаемся в исходный каталог, где имеем 3 файла Excel и готовый датасет, проверяем корректность данных.
Теперь, когда данные полностью готовы, можно начать разработку.
Разработка дашборда
Нажмем на кнопку Create Component, выбираем каталог, в который добавятся разработанные визуализации.
В левой части страницы расположены выгруженные поля датасета. Dimensions (измерения), хранящие качественную информацию атрибута, и Indicators (показатели), отвечающие за количественные значения. Вся разработка достаточно понятна и представляет собой интерфейс drag-and-drop. Для создания визуализаций нужно выбрать тип графика из списка, а также вытянуть показатели, измерения в поля – и дальше можно работать над кастомизацией графика.
Здесь мы сталкиваемся с существенным отличием от отечественных BI-решений: разработка ведется без предварительного знания данных, их состава и корректности – анализ проводится по мере работы построения визуализаций.
Для построения пироговой диаграммы необходимо выбрать тип графика Pie Chart, перенести поле «Регионы» в Color и поле Tag, а долю продаж на регион поля «Продажи» – в ячейки Angle, Tag и Prompt.
Далее настраивается сортировка по убыванию значений продаж: нужно кликнуть на регион, выбрав Descending и поле Sum(Продажи).
Для построения диаграммы распределения продаж по подкатегориям можно воспользоваться вертикальной столбчатой диаграммой. Для этого необходимо перенести поле «Подкатегория» на вертикальную ось и «Продажи» на горизонтальную.
В результате получается вот такая визуализация, в которой можно настроить сортировку по аналогии для пироговой диаграммой.
Следующий шаг – построение графика динамики прибыли. Необходимо выбрать тип графика Partitioned Line Chart, поле «Дата» c детализацией по году и месяцу (Year-Month) перенести в поле Horizontal, прибыль – в поле Vertical.
Если нужно акцентировать внимание на отрицательных значениях, можно перенести поле «Прибыль» в Color, выбрать Area Gradient и количество оттенков равное 2. Таким образом все отрицательные значения будут отображаться красным цветом, а положительные – серым.
Для отображения детальной информации нужно сформировать таблицу, выбрав на панели визуализаций Detail Table. Для этого перетягиваются измерения Регионы, Субъекты, Город, Категории, и другие измерения а также основные показители Продажи, Прибыль, Количество, Скидка.
Для кастомизации отображения таблицы можнон перейти в Component Style, далее Style и изменить формат таблиц и оформление.
Для отображения изменений по сравнению год к году и месяц к месяцу нужно сделать несколько фактоидов. Для этого вытягиваются «Продажи» в поле текста 3 раза, а затем нужно перейти на Enter Dashboard, выбрать Filter Component и далее Year-Month Filter в правом углу, а из полей дат для фильтрации выбрать «Дата».
Кликнув на фильтр, можно выбрать бокс с галочкой, Custom Conrtol Range, и снять фильтрацию со всех визуализаций. После этого опять можно перейти на фактоид:
- первый используется для отображения абсолютного значения всех продаж;
- второй – для дельты изменения месяц-к-месяцу. Для этого нужно выбрать показатель, Quick Calculation -> Year-on-year/Month-on-Month -> Chain Growth Rate;
- третий – для дельты изменения год к году. Для этого нужно кликнуть на показатель Quick Calculation -> Year-on-year/Month-on-Month -> Year-on-year Growth Rate -> GrowthRate.
После этого необходимо нажать на поле text и заменить значения Sum(Продажи) на только что рассчитанные показатели. Результатом будет такое изображение:
Далее необходио провести аналогичные действия для создания KPI Прибыль и Количество. При этом с помощью показателя в поле text можно изменить формат KPI, понизив количество знаков после запятой в пункте Decimal Places.
Далее нужно перейти на дашборд, расположив графики в удобном для отображения виде. Один из вариантов представления кастомизации – на скрине:
После этого можно назначить фильтры, кликнув на одну из визуализаций, бокс с галочкой и дальше Manually set Up linkages, на каждом элементе дашборда можно выбрать тот срез данных, по которому они будут фильтроваться. Т.е. фильтрация может как осуществляться по всем значениям категории, так и быть не такой тривиальной. Например, при выборе категории визуализации можно фильтровать по подкатегориям, другим полям со смежными данными.
Пользовательский функционал
После создание дашборда нужно перейти во вкладку Directory и выбрать один из каталогов, в данном случае это созданный дашборд Superstore.
При открытии на дашборде можно пользоваться фильтрами, заданными ранее либо уже заготовленными в формате выпадающих списков. Для снятия фильтрации нужно нажать на символ в правом верхнем углу визуализации либо дашборда (Clear all linkages). Помимо этого, при нажатии на объект визуализации, а затем на бокс с галочкой (Dropdown) можно выбрать ряд действий, а именно:
- Zoom in (приблизить диаграмму, чтобы рассмотреть ее подробнее).
- View Filter criteria (изучить условия, по которому фильтровались данные).
- View details (посмотреть детальные данные визуализации).
- Export Excel (выгрузить детальные данные визуализации в формате Excel).
Для того, чтобы отфильтровать данные в нескольких разрезах визуализаций, нужно кликнуть левой кнопкой мыши на элемент визуализации с зажатой клавишей Ctrl.
Помимо этого в верхнем левом углу имеется опция сохранения дашборда с измененеим названия в другом каталоге, а рядом кнопка Export для скачивания дашборда в формате Excel с данными для создания каждой визуализации либо же в формате PDF.
При наведении на название дашборда можно обновить его кнопкой Refresh либо добавить в избранные Favourites.
Вот, собственно, и все – все, что было нужно, сделано. Можно пользоваться.
Бонус для тех, кто дочитал: рассылки отчетности в FineBI (xls, pdf)
Я уже говорил, что платформа многое умеет. Может она и помочь с рассылками. Разберемся, как это сделать.
Если необходимо сформировать рассылку отчетов по расписанию, чтобы делиться ими и анализировать с другими пользователями, администратору нужно сделать ряд действий.
Права в системе для настройки рассылки должны быть уровня администратора системы FineBI.
Для начала необходимо перейти во вкладку Manage ->System -> Mailbox, здесь необходимо ввести данные SMTP-сервера, адреса отправителя и пароль от учетной записи:
После этого можно проверить, работает ли почта, нажав на Send Test Mail, указать один из адресов, а затем нажать кнопку сохранения Save. Теперь можно перейти на следующую вкладку Manage -> Task Schedule и нажать Add a Task, создав задачу на рассылку.
На первом этапе нужно указать пользователей и группы пользователей, которые получат отчет:
На втором - выбрать тип рассылки BI Template, тип рассылаемых файлов Excel и/или PDF. При необходимости можно добавить параметры фильтрации, например, по пользователям для разделения доступа к данным на дашборде.
Далее нужно указать время выполнения задачи и то, с какой частотой рассылка будет происходить. Нажав на Frequency. можно указать время, в которое будет приходить письмо с отчетом.
Также можно указать специальные условия выполнения в пункте Condition. Например. Formula или Early warning judgement позволяют назначить рассылку при превышении показателя (по аналогии алертов Tableau) на данные либо же таблицу данных дашборда.Наконец можно отредактировать текст получаемого письма и его содержание, также указать пользователей, кто будет получать отчет в копии или на почтовый адрес помимо указанных для пользователей при регистрации.
В результате мы получаем такое письмо с дашбордов в PDF и его данными каждой визуализации.
Вместо резюме
Да, российские пользователи привыкли к определенному набору решений известных вендоров. Но ситуация складывается так, что у нас нет доступа к ним, да и появится ли он в принципе – не известно. Отечественные разработчики BI очень стараются догнать (и перегнать) западных конкурентов, но пока получается далеко не все и не у всех. Так что использование решений китайских вендоров – более чем достойная, доступная и при этом качественная альтернатива в нынешних условиях. Да и в принципе азиатский рынок ИКТ стоит изучить более пристально – наверняка, там есть еще много программных продуктов, которые мы раньше не замечали и очень зря.
Авторы статьи: Руслан Ш., Громов С.
Дистрибутив и датасет можно скачать на нашем сайте https://datafinder.ru/downloads
На нашем Youtube канале выложена серия уроков по разработке в Fine BI (плейлист FineBI)