Что такое бюджетный дефицит и зачем это знать инвестору?

За последние два с половиной года Россия прошла путь сокращения бюджетного дефицита, который, достигнув в 2022 году 2,1% от величины российского ВВП, уже через год сократился, составив 1,9% от ВВП, а по итогам 1 полугодия 2024 года уменьшился в разы до 0,5% от ВВП или всего до 929 млрд руб. Какую роль играет бюджетный дефицит в экономике – положительную или отрицательную? И какое значение эти цифры и проценты имеют для рынка ценных бумаг?

Бюджетным дефицитом или профицитом называют, соответственно, отрицательную (дефицит) или положительную (профицит) разницу между доходами и расходами государства, которая фиксируется статистическими органами на определенную дату (например, на конец месяца, квартала, полугодия или года). Попросту говоря, у государства, как и у каждой семьи, есть свой бюджет – то есть совокупность доходов, которые расходуются на определённые нужды. Если человек или семья больше тратит, чем зарабатывает, у него возникает свой «бюджетный дефицит», то есть необходимость в какой-то момент времени получать дополнительные доходы за счёт дополнительной работы, инвестиций, процентов по вкладам и т.д., либо одалживать деньги до ближайшей зарплаты у родственников, друзей, в микрофинансовой организации или банке, либо, в крайнем случае, потуже «затянуть пояса» до зарплаты и тратить деньги очень ограниченно, только на самое необходимое. А если у государства расходы превышают доходы, и возникает бюджетный дефицит, то, соответственно, правительство должно искать способы борьбы с нехваткой денег в казне. Чаще всего это происходит путём сокращения государственных расходов или, наоборот, привлечения дополнительных доходов в виде, например, заимствований на рынке облигаций, повышения некоторых налогов и сборов или даже введения новых временных или постоянных налогов на население или бизнес.

Что такое бюджетный дефицит и зачем это знать инвестору?

Бюджетный дефицит может быть первичным и вторичным. Первичным дефицитом экономисты называют разницу между доходами и расходами государства, не включающими расходы на уплату процентов по государственному долгу. Вторичным называется дефицит, учитывающий в составе расходов выплаты процентов по госдолгу и возникающий по причине необходимости занимать деньги для погашения предыдущих выпусков государственных займов (облигаций). С подобным вторичным дефицитом Россия сталкивалась в середине 90-х годов XX века, когда огромный бюджетный дефицит, возникший из-за очень низких цен на нефть и низких доходов государства, правительство вынуждено было финансировать за счёт постоянных выпусков государственных краткосрочных облигаций (ГКО), причём за счёт новых выпусков таких займов погашались проценты и номинальные стоимости предыдущих выпусков. Возникла «финансовая пирамида», которая должна была когда-либо лопнуть, и это произошло в августе 1998 года. Однако в последующие годы Россия извлекла серьёзные уроки из данного события, научилась правильно управлять государственными финансами и отказалась от кредитов у Международного валютного фонда.

Является ли бюджетный дефицит исключительным «злом», или, возможно, в какой-то степени «благом» для экономики? Однозначного ответа на этот вопрос нет, а правильный ответ заключается в том, что бюджетный дефицит несёт для экономики любой страны как минусы, так и плюсы. Если проводить аналогии с бюджетом семьи, то превышение расходов над доходами, когда возможности получить дополнительные доходы в какой-то момент времени ограничены, заключает в себе намного больше минусов, чем плюсов, и главный минус заключается в том, что если возможности финансировать расходы, допустим, до зарплаты, из собственных дополнительных источников отсутствуют, то неизбежно приходится где-то деньги одалживать, и потом возвращать долг. Та же самая ситуация складывается у государства: если расходы превышают доходную часть госбюджета, чаще всего эти расходы покрываются за счёт выпуска государственных облигаций (некоторые страны прибегают также к помощи прямых займов и кредитов от других государств или Международного валютного фонда). Но увеличение государственного долга создаёт дополнительные расходы бюджета (вторичный дефицит), и эти расходы также необходимо покрывать. Некоторые страны для покрытия бюджетного дефицита используют печатный станок (как правило, так поступают страны, в которых нет независимого от правительства центрального банка) и печатают деньги, порой бесконтрольно. Это приводит к разбуханию денежной массы и последующему росту инфляции, которая в определённом смысле является «налогом» на население, вынужденное покупать привычные товары и услуги по намного более высоким ценам. Бюджетный дефицит, который приводит к постоянному наращиванию государственного долга (как правило, критичным уровнем заимствований для государства является доля государственного долга в ВВП страны не ниже 80%), может привести к снижению суверенного рейтинга облигаций государства международными и национальными рейтинговыми агентствами, что, в свою очередь, приводит к тому, что государство начинает занимать под более высокую доходность своих облигаций, чтобы компенсировать риски инвесторов, и, соответственно, увеличивает риски дефолта по облигациям. А нередко при снижении рейтинга до преддефолтного или даже до дефолтного уровня государство уже вообще не имеет возможностей покрывать свой огромный бюджетный дефицит посредством выпуска новых заимствований. Бывают случаи, когда правительства, осознавая все риски посредством финансирования расходов за счёт выпуска займов, не заимствуют бесконтрольно, а вместо этого сокращают государственные расходы. Однако сокращение социальных обязательств может приводить к негативным социальным и политическим последствиям, а резкое сокращение расходов на оборону и безопасность может, при каких-либо неблагоприятных обстоятельствах, оказаться угрозой для существования самой страны. Сокращение госрасходов может происходить и без сокращения важнейших для страны статей затрат, но, например, уменьшить инвестиции государства в экономику, что может существенно замедлить экономический рост.

В то же время бюджетный дефицит, если правительство страны может эффективно управлять доходами и расходами, способен оказаться не критичным для функционирования экономики и даже обеспечить определённые плюсы. Если большая часть бюджетных расходов направляется на финансирование таких программ, как образование, здравоохранение, инвестиции в инфраструктуру и новые технологии, то бюджетный дефицит, если государство не начинает бесконтрольно занимать деньги, может оказаться даже благом для экономики. Он может также мотивировать государство к изменению стратегии экономического развития, например, в плане меньшей зависимости от быстро меняющихся цен на сырьё и увеличения несырьевой части доходов бюджета, в том числе – налоговых поступлений. Напомним, что у России сегодня доля госдолга в ВВП является очень невысокой и не превышает 18%. Однако всё-таки, как для семьи (вернёмся опять к приведённому выше примеру), так и для государства, лучше жить без дефицита бюджета, чтобы доходы и расходы были оптимально сбалансированы. А если, например, благодаря высоким ценам на сырьё, возникает профицит бюджета, то есть, наоборот, превышение доходной части над расходами, то этот «излишек» дохода лучше всего отложить на будущее и инвестировать в надёжные и доходные активы. Так поступают, например, многие страны-экспортёры углеводородов – Норвегия, Россия, ОАЭ и ряд других государств, имеющих «кубышку», то есть фонд благосостояния, в котором избыточные доходы от экспорта нефти накапливаются на будущее, чтобы потом их можно было использовать для финансирования социальных обязательств и производственных проектов.

О том, есть ли у государства дефицит или профицит бюджета, необходимо, прежде всего, знать инвесторам на рынке облигаций. Государственные облигации являются одним из самых надёжных видов инвестиций, но если у государства возникает огромный бюджетный дефицит, который финансируется преимущественно и, тем более, исключительно, за счёт заимствований, то надёжность таких гособлигаций заметно снижается, и, более того, они могут оказаться даже высокорискованными вложениями. Если вы инвестируете не в государственные, а в корпоративные облигации, то необходимо принимать во внимание, что огромный бюджетный дефицит и государственный долг могут привести к снижению рейтинга госдолга страны. Это значит, что могут снижаться рейтинги облигаций корпоративных эмитентов, а цены на рынках корпоративных облигаций – снижаться, так как инвесторы начнут эти бумаги сбрасывать из-за повышенных рисков огромного госдолга для экономики в целом.

Начать дискуссию