Является ли бюджетный дефицит исключительным «злом», или, возможно, в какой-то степени «благом» для экономики? Однозначного ответа на этот вопрос нет, а правильный ответ заключается в том, что бюджетный дефицит несёт для экономики любой страны как минусы, так и плюсы. Если проводить аналогии с бюджетом семьи, то превышение расходов над доходами, когда возможности получить дополнительные доходы в какой-то момент времени ограничены, заключает в себе намного больше минусов, чем плюсов, и главный минус заключается в том, что если возможности финансировать расходы, допустим, до зарплаты, из собственных дополнительных источников отсутствуют, то неизбежно приходится где-то деньги одалживать, и потом возвращать долг. Та же самая ситуация складывается у государства: если расходы превышают доходную часть госбюджета, чаще всего эти расходы покрываются за счёт выпуска государственных облигаций (некоторые страны прибегают также к помощи прямых займов и кредитов от других государств или Международного валютного фонда). Но увеличение государственного долга создаёт дополнительные расходы бюджета (вторичный дефицит), и эти расходы также необходимо покрывать. Некоторые страны для покрытия бюджетного дефицита используют печатный станок (как правило, так поступают страны, в которых нет независимого от правительства центрального банка) и печатают деньги, порой бесконтрольно. Это приводит к разбуханию денежной массы и последующему росту инфляции, которая в определённом смысле является «налогом» на население, вынужденное покупать привычные товары и услуги по намного более высоким ценам. Бюджетный дефицит, который приводит к постоянному наращиванию государственного долга (как правило, критичным уровнем заимствований для государства является доля государственного долга в ВВП страны не ниже 80%), может привести к снижению суверенного рейтинга облигаций государства международными и национальными рейтинговыми агентствами, что, в свою очередь, приводит к тому, что государство начинает занимать под более высокую доходность своих облигаций, чтобы компенсировать риски инвесторов, и, соответственно, увеличивает риски дефолта по облигациям. А нередко при снижении рейтинга до преддефолтного или даже до дефолтного уровня государство уже вообще не имеет возможностей покрывать свой огромный бюджетный дефицит посредством выпуска новых заимствований. Бывают случаи, когда правительства, осознавая все риски посредством финансирования расходов за счёт выпуска займов, не заимствуют бесконтрольно, а вместо этого сокращают государственные расходы. Однако сокращение социальных обязательств может приводить к негативным социальным и политическим последствиям, а резкое сокращение расходов на оборону и безопасность может, при каких-либо неблагоприятных обстоятельствах, оказаться угрозой для существования самой страны. Сокращение госрасходов может происходить и без сокращения важнейших для страны статей затрат, но, например, уменьшить инвестиции государства в экономику, что может существенно замедлить экономический рост.