Бизнес-модель продуктового ритейла Whole Foods

Whole Foods Market Inc. со штаб-квартирой в Остине, штат Техас, является крупнейшей многонациональной сетью супермаркетов, специализирующейся на продаже натуральных и органических продуктов, не содержащих искусственных ингредиентов и гидрогенизированных жиров (транс-жиров). Whole Foods Market гордится тем, что является самым здоровым источником местных, органических и растительных продуктов. Они предлагают продукты в категориях мяса и птицы, бакалеи, кофе и чая, пищевых добавок, косметических товаров, хлебобулочных изделий, морепродуктов и товаров для дома.

У Whole Foods есть магазины в Остине, Канаде и Великобритании. Whole Foods работает с дочерними компаниями, такими как WFM Beverage corp, Allegro Coffee Company, Fresh Fields Market Canada, Inc и многими другими. Whole Foods была основана Джоном Макки, Крейгом Веллером, Рене Лоусон Харди и Марком Скайлзом. В 2017 году Amazon приобрела Whole Foods и таким образом расширила свои активы в данной сфере бизнеса. Whole Foods конкурирует с Kroger, Sprouts Farmers Market, Trader Joe's, Raley's, Publix, The Fresh Market, Instacart и т. д. Однако компания выделяется тем, что зарекомендовал себя как лидер рынка в сегменте органических и натуральных продуктов, которая инвестирует значительные ресурсы в работу с клиентами и качество предоставляемых услуг в магазинах.

Краткая история Whole Foods

Путь Whole Foods начался 20 сентября 1980 года, когда Джон Макки бросил колледж, чтобы открыть магазин здоровой пищи в Остине, штат Техас, США, на накопленные им 45 000 долларов. Он назвал этот магазин «Safer Way» (Безопасный путь). Официально Whole Foods Market возникла, когда Джон Макки, Рене Лоусон Харди, Марк Скайлз и Крейг Веллер (владельцами Clarksville Natural Grocery) объединили свои усилия. Это событие породило первый магазин в Остине, который был больше обычных магазинов здоровой пищи.

По мере ее роста компании ее руководителем был выбран Джон Макки. К середине 1980-х годов Whole Foods Market приобрела новые магазины в Остине, Далласе и Хьюстоне. В 1988 году Whole Foods Market впервые расправила свои крылья за пределами Техаса, приобретя компанию в Новом Орлеане, таким образом превратившись в национальную компанию. В 1991 году была куплена продуктовая лавка Wellspring, расположенная в Северной Каролине. С 1992 по 2001 года были приобретены продовольственные сети Bread and Circus в Массачусетсе и Род-Айленде, Mrs. Gooch's в Южной Калифорнии, Fresh Fields в штатах Северной и Средней Атлантики и Иллинойса, Bread of Life во Флориде, Merchant of Vino в Мичигане и фермерский рынок Гарри в Джорджии.

В 1992 году Whole Foods Market стала публичной компанией, а также ввела дополнительные правила для закупки продуктов питания запретив вредные для здоровья вещества, такие как транс-жиры, кукурузу с высоким содержанием фруктозы, искусственные красители и многое другое. В мае 2017 года в связи с падением продаж в компании была проведена реорганизация правления. 24 августа того же года было объявлено, что Amazon приобрела Whole Foods, заключив сделку на сумму более 13,7 миллиардов долларов.

Кто владеет Whole Foods

24 августа 2017 года Whole Foods перешла во владение Amazon за 13,7 миллиарда долларов. Впервые у Amazon.com, крупной онлайн-компании, появился физический магазин органических продуктов.

Перед тем, как Амазон приобрела Whole Foods, Джон Макки из-за опасений по поглощению предложил продать компанию Альбертсону и Уоррену Баффету, но ни один из них не был заинтересован.

Миссия Whole Foods

Миссия Whole Foods - «накормить людей и планету». Это «целеустремленная компания, которая стремится установить стандарты качества для продовольственных ритейлеров».

Как работает Whole Foods

Покупателям необходимо совершить покупку онлайн или зайти в любой из магазинов. Чтобы сделать заказ онлайн, клиентам необходимо загрузить соответствующее приложение либо в магазине приложений, либо в магазине Google. Доступ к нему также можно получить онлайн. Как только это будет сделано, продукты будут доступны для покупки покупателями. После выбора и подтверждения товаров для покупки остается только отследить доставку.

В физические магазины покупатели могут легко зайти и купить все, что захотят. Скидки и подарочные карты доступны для клиентов при определенных условиях.

Как Whole Foods зарабатывает деньги

Whole Foods зарабатывает деньги в основном за счет внутренних операций по продаже товаров:

  • Натуральная и органическая пища. Whole Foods пользуется хорошей репутацией в сфере продажи сырых и органических продуктов питания. Они также предлагают услуги общественного питания, предоставляя продукты для своих клиентов. Выручка Whole Foods оценивается на уровне мировых показателей.;
  • Напитки. Whole Foods продает соки, газированную воду, кофейные напитки, чайный гриб и многое другое. По данным Statista, выручка Whole Foods от продуктов питания и напитков аналогична выручке Walmart в 2018-2021 годах в США.;
  • Общие товары. Кроме того, Whole Foods продает товары общего назначения, такие как косметические товары, бытовая техника, обувь, одежда и многое другое.

Бизнес-модель Whole Foods

Бизнес-модель Whole Foods 
Бизнес-модель Whole Foods 

[1] Сегменты клиентов Whole Foods

Сегменты клиентов Whole Foods состоят из:

  • Потребители. Потребители - это те, кто покупает товары и услуги. Они наслаждаются качеством продукции, а также скидками. Whole Foods продает более 25 000 сертифицированных органических продуктов. Типичный покупатель Whole Foods обычно находится в возрасте от 25 до 39 лет с ежемесячным доходом более 1000 долларов. Магазины с более низкими ценами специально ориентированы на миллениалов и покупателей с низким доходом;
  • Инвесторы. Whole Foods привлекательны для инвесторов поскольку показывают высокие результаты по прибыли и росту;
  • Поставщики. Whole Foods выступает в качестве посредника между потребителями и продавцами. Имея множество магазинов по всему миру, поставщикам становится легко размещать свои товары на полках Whole Foods.

[2] Ценностные предложения Whole Foods

Ценностные предложения для Потребителей

  • Уважение к потребителям (программа лояльности). Whole Foods признает своих клиентов источником жизненной силы и обещает предоставить им высококачественные товары и услуги в обмен на их лояльность. Информируя покупателей об ингредиентах своих продуктов, раскрывая информацию о происхождении товаров и предлагая эксклюзивный опыт покупок в своих магазинах.
  • Высокое качество продукции и сертификация своей деятельности. Хотя Министерство сельского хозяйства США (USDA) не требует обязательной сертификации для продавцов, Whole Foods гарантирует, что каждое из ее мест сертифицировано как органическое. Кроме того, Whole Foods сотрудничает с внешними органами сертификации, чтобы подтвердить, что бизнес обрабатывает органические продукты в соответствии с правилами Министерства сельского хозяйства США;
  • Уникальный опыт бслуживания. Whole Foods фокусируется на клиентском опыте, чтобы создать гостеприимную, живую атмосферу в локальном месте расположения магазина. В каждом магазине представлены местные производители, региональные деликатесы и организуются общественные мероприятия, такие как кулинарные мастер-классы;
  • Развитие локальных объединений (сообществ). Пять процентов прибыли, после уплаты налогов, Whole Foods жертвует некоммерческим организациям, при этом почти 75% идут на местные нужды. Кроме того, Whole Foods Market обращает внимание общества на экологические преимущества растущего числа органических ферм, молочных заводов, ранчо и устойчивых методов ведения сельского хозяйства;
  • Защита окружающей среды. Whole Foods понимает, что ее потребителям нужна безопасная планета и качественные продукты. Таким образом, компания делает ставку на устойчивые методы ведения сельского хозяйства. Кроме того, с 1999 года Whole Foods Market поддерживает Морской попечительский совет (MSC). MSC — это всемирная независимая некоммерческое объединение, которое поддерживает устойчивое рыболовство и этические методы ловли рыбы для защиты и развития морского биологического разнообразие для будущих поколений.

Ценностные предложения для Инвесторов

  • Рентабельность и доверие. Amazon и ее партнеры помогли спасти Whole Foods, когда у организации возникли проблемы. Совместными усилиями компания достигает намеченных показателей по прибыли и росту. Кроме того, уделяется внимание бережливости и рациональному управлению персоналом.

Ценностные предложения для Поставщиков

  • Простая реализация качественной продукции. Потребители убеждены что в магазинах Whole Foods продается высококачественная продукция – это в свою очередь, облегчает поставщикам продажи. Таким образом поставщики концентрируются на качестве своей продукции, поскольку реализацией и маркетингом занимается Whole Foods.
  • Обучение поставщиков. Whole Foods делает все возможное, обучая своих поставщиков тому, как быть лучшими в своей работе и как максимизировать свою прибыль. В конце концов, это беспроигрышный вариант для Whole Foods, поставщиков и потребителей. Whole Foods продает больше продуктов, поставщики зарабатывают больше денег, а потребители получают качественные продукты за свои деньги.

[3] Каналы сбыта Whole Foods

  • Веб-сайт;
  • Общение в магазине;
  • Информационный бюллетень по электронной почте;
  • Социальные медиа;
  • Благотворительные фонды / Волонтеры.

[4] Взаимоотношения с клиентами Whole Foods

  • Демонстрация политики компании как устойчивой, экологичной и ответственной перед природой, организация участия своих клиентов в экологических мероприятиях;
  • Система оценок клиентов;
  • Программы поощрения клиентов (система лояльности);
  • Интернет-магазины;
  • Самообслуживание в сфере общественного питания.

[5] Потоки поступления доходов Whole Foods

  • Натуральной и органической пищи;
  • Напитков;
  • Общих товаров.

[6] Ключевые ресурсы Whole Foods

  • Торговая марка и положение в отрасли;
  • Интеллектуальная собственность;
  • Инициаторы программы «Whole Trade Guarantee» которая гарантирует качество и органичность происхождения товаров в четырех областях ответственности: соответствие стандартам качества, предоставление производителям (поставщикам) большего количества денег, обеспечение более высокой заработной платы и условий труда для работников и забота об окружающей среде;
  • Партнерские отношения;
  • Корпоративная культуре. Персонал;
  • ИТ и коммуникационная инфраструктура;
  • Возможность снижать цены, делать товары доступнее для клиентов;
  • Соблюдение стандартов Национальной органической программы

[7] Ключевые виды деятельности Whole Foods

  • Производство продуктов питания;
  • Цепочка поставок;
  • Человеческие ресурсы;
  • Доставка продуктов;
  • Услуги общественного питания;
  • Разработка, эксплуатация и обслуживание ИТ.

[8] Ключевые партнеры Whole Foods

  • Стратегические партнеры и партнеры по альянсу;
  • Поставщики и партнеры по закупкам;
  • Сертифицированные партнеры Whole Trade;
  • Партнеры по сельскому хозяйству и устойчивому развитию;
  • Партнеры-поставщики;

[9] Структура издержек Whole Foods

  • Закупка продуктов и расходных материалов;
  • Эксплуатация и обслуживание канала онлайн-продаж;
  • Содержание физических розничных магазинов;
  • Рекламные кампании;
  • Программа развития персонала;
  • Программа развития и содержания Партнерства;
  • Расходы на логистику и дистрибуцию;
  • Оборудование для общественного питания;
  • Обслуживание ИТ и коммуникационной инфраструктуры;

Конкуренты Whole Foods

Walmart. Walmart был основан в 1962 году, его штаб-квартира находится в Бентонвилле, штат Арканзас. Это крупнейшая в мире розничная сеть. В Соединенных Штатах это ведущая продуктовая компания с более чем 11 500 магазинами. У Walmart также есть платформа электронной коммерции, известная как Walmart+, которая предоставляет потребителям бесплатную доставку продуктов. По состоянию на 2020 год выручка компании составила 524,4 миллиарда долларов, а штат сотрудников превысил 2 миллиона человек. Их платформа электронной коммерции представляет собой услугу Walmart на основе подписки, которая стоит 12,95 долларов в месяц и 98 долларов в год. Walmart предлагает продукты общего назначения, а Whole Foods ориентирован в основном на органические и натуральные продукты;

Kroger. Компания Kroger была основана в 1883 году со штаб-квартирой в Огайо, США. В США Kroger - одна из крупнейших сетей супермаркетов в 35 штатах с более чем 2000 магазинов. Сообщалось, что в 2021 году объем продаж Kroger составил 132,5 миллиарда долларов. В компании работает около 450 000 сотрудников. Одно из преимуществ Kroger – высокая роботизация фулфилмент-центров (центры дистрибуции для обработки заказов в том числе для электронной коммерции). В США у Kroger больше торговых точек, чем у Whole Foods;

Publix. Эта компания была основана в 1930 году, ее штаб-квартира находится во Флориде, США. В Соединенных Штатах Publix является крупнейшей сетью супермаркетов, принадлежащей сотрудникам. Организация предлагает выпечку, замороженные продукты, мясо, молочные продукты, закуски, бакалею и многое другое. В 2020 году Publix Super Markets провела реконструкцию 154 магазинов и заменила 9 торговых точек. В настоящее время компания управляет более чем 1200 магазинами. Выручка Publix в 2020 году составила 44,9 миллиарда долларов;

Raley's. Raley's Supermarkets была основана в 1935 году, ее штаб-квартира находится в Западном Сакраменто, Калифорния. Компания представляет собой семейную сеть супермаркетов. Организация предлагает свежие продукты по разумным ценам. В северной Калифорнии и Неваде супермаркеты Raley's являются доминирующим розничным продавцом продуктов. В сети супермаркетов работает около 12 400 сотрудников в 124 магазинах Nob Hill Foods, Food Source, 5-ONE-5, Bel Air Markets и Raley's ONE. Выручка Raley's увеличилась до 3,3 миллиарда долларов в 2020 году. Конкурентное преимущество Raley's заключается в том, что компания сосредоточена на городе Сакраменто (штат Калифорния). Raley's Food for Families пожертвовала более 1 миллиона долларов на проекты по увеличению возможностей нынешнего и будущих поколений.

SWOT-анализ Whole Foods

SWOT-анализ Whole Foods
SWOT-анализ Whole Foods

Сильные стороны Whole Foods

  • Превосходная узнаваемость бренда. С момента своего создания Whole Foods пользуется отличной репутацией и узнаваемостью со стороны своих клиентов и партнёров. В 2015 году в ежегодном опросе, проведенном институтом репутации США, Whole Foods заняла 3-е место среди розничных компаний. Высокая репутация Whole Foods помогла ей выделиться среди конкурентов – как результат рост клиентской базы;
  • Высокие стандарты качества. Товар высшего качества продается намного лучше, чем товар с более низкой ценой. Можно с уверенностью сказать, что девизом Whole Foods является предоставление в магазинах высококачественных продуктов питания. Компания никогда не ставит под угрозу качество своей продукции, что позволило создать базу постоянных клиентов. Whole Foods продолжает поднимать планку качества продуктов, которые они продают. Такие ингредиенты, как подсластители, искусственные ароматизаторы и красители, а также транс-жиры, которые чаще всего встречаются в продуктах других компаний, запрещены в Whole Foods, поскольку компания решила поставлять потребителям самые полезные продукты питания. Организация запрещает любые формы скотоводства, рыболовства и земледелия, которые не соответствуют ее высоким стандартам качества. Целевая аудитория Whole Foods – потребители от высшего до среднего достатка, хорошо образованные люди, предпочитающие здоровый выбор и качественные продукты питания;
  • Успешная система работы с Поставщиками. За годы существования Whole Foods установила прочные отношения со своими Поставщиками. Whole Foods позволяет им продвигать свою продукцию. Кроме того, Whole Foods вкладывается в обучение своего торгового персонала, чтобы они могли объяснить Поставщикам, как максимизировать прибыль от товаров, которые они покупают;
  • Персонал. Сотрудники Whole Foods очень вовлечены в работу благодаря организационной культуре. Это приносит огромную пользу организации, позволяя компании оптимизировать свою деятельность за счет удержания своих сотрудников при одновременном снижении бюджета на обучение и подбор персонала.

Слабые стороны Whole Foods

  • Локализация бизнеса, зависимая от американского рынка. Одной из самых слабых сторон Whole Foods является ее зависимость от американского рынка. В 2015 году он аккумулировал 97% общей выручки рынка США. Если по какой-то причине американская экономика будет испытывать рецессию, это будет новым испытанием для Whole Foods. Во время предыдущей рецессии в американской экономике компания пострадала от снижения прибыли. Whole Foods ограничила свою деятельность в Великобритании и Канаде в качестве своих международных филиалов;
  • Потребительское восприятие магазина как дорогого. Завышенные цены в магазинах. Whole Foods привели к сокращению продаж и формированию у потребителей мнения, что компания намерено продает свою продукцию по очень высоким ценам. Некоторые потребители даже придумали слоган «Вся зарплата в магазин на продукты». Такое восприятие клиентами способствует ослаблению имиджа бренда компании;
  • Ограниченная сеть Поставщиков. Whole Foods имеет минимальную сеть поставщиков, потому что она одержима высокими стандартами качества. Малое число поставщиков могут задержать быстрый рост деятельности компании.

Возможности Whole Foods

  • Экспансия международного рынка. Известно, что Whole Foods зависит от американского рынка при этом компании необходимо расширяться и исследовать международные рынки. У Whole Foods есть филиалы в Великобритании и Канаде, однако нужно двигаться дальше – в Азию и Европу;
  • Диверсификация в сторону магазинов с доступными ценами. Поскольку Whole Foods критикуют за то, что это дорогой ритейл, организация открыла 365 магазинов с более доступными ценами. В этих магазинах представлен другой ассортимент и более низкими издержками для компании. При этом стандарты качества остаются неизменными, но такого количества магазинов недостаточно;
  • Альянс с Amazon и онлайн-коммерция. После покупки Whole Foods, Amazon стала продавать продукцию ритейла через свой сайт. Это привело к отличному росту выручки и повышению вовлеченности сотрудников в деятельность компании.

Угрозы Whole Foods

  • Негативная реклама. В 2015 году из-за высоких цен на продукцию некоторые потребители подали на Whole Foods в суд, что привело к широкому освещению в СМИ и ущербу репутации. В итоге, конфликт был урегулирован выплатой компенсаций в размере 500 000 долларов США. После этого рост продаж Whole Foods снизился, и компания получила негативную огласку;
  • Конкуренция. Несмотря на то, что Amazon купила Whole Foods, компания испытывает серьезную конкуренцию за потребителей на рынке. Например, Walmart, планируют обогнать Whole Foods за счет конкурентоспособных цен;
  • Глобальное потепление. Изменение климата представляет реальную угрозу для Whole Foods. Это может изменить, уменьшить или уничтожить производство продуктов питания.

Заключение

Whole Foods Market Inc. – известный американский многонациональный супермаркет, торгующий натуральными и органическими продуктами питания. Они продают высококачественные продукты без транс-жиров, искусственных ароматизаторов, красителей и консервантов – данный успех подтверждается сертификацией от Министерства сельского хозяйства США.

Хотя компания успешно сохраняет свои позиции с момента своего основания, она сталкивается с рядом угроз, которые могут сократить ее долю на рынке. Чтобы уменьшить угрозы Whole Foods необходимо демократизировать цены и сохранить высокие стандарты качества, чтобы привлечь новых потребителей и удержать старых.

Компания также необходимо пересмотреть свою систему лояльности для предложения скидок (индивидуальных и коллективных на специальные мероприятия и праздники) своим старым и новым потребителям.

Необходимо уделить внимание направлению – связи с общественностью для минимизации негативного распространения информации в СМИ и социальных сетях и подготовки профессиональных ответов на жалобы и претензии.

Перевод статьи от 10.04.2023, #бизнесмодель, #бизнес_модель, #бизнесмодели, #businessmodel

44
Начать дискуссию