Apple: бизнес-модель и SWOT-анализ (май 2023)

Бизнес-модель Apple ориентирована в первую очередь на продажу своих продуктов и предоставление услуг по подписке. Продажи продуктов Apple (iPhone, iPad, Apple Watch и MacBook) составляют большую часть дохода Apple, услуги от подписок (Apple TV+, Apple Fitness+, Apple Music, iCloud+ и Apple Arcade) составляют также значительные доходы компании – в среднем – 13 миллиардов долларов в квартал. Apple преодолела рыночную отметку в триллион долларов благодаря своей бизнес-модели, что сделало ее первой компанией, которой удалось достичь такого успеха.

Apple: бизнес-модель и SWOT-анализ (май 2023)

Краткая история Apple

Стив Джобс и Стив Возняк, два выпускника колледжа, основали Apple 1 апреля 1976 года, используя гараж Джобса в качестве основного офиса. Они стремились показать пользователям свое видение компьютеров. Они хотели сделать компьютеры достаточно маленькими, чтобы поместиться в домах и офисах клиентов. По сути, их первый продукт, Apple 1 — компьютер ручной сборки — включал только функциональные аппаратные модули, такие как центральный процессор (ЦП), операционная память и текстовый видео-чип, без монитора, клавиатуры и других устройств взаимодействия с человеком (мыши).

В их втором продукте, Apple II, были предусмотрены слоты расширения для подключения дисководов гибких дисков и других компонентов, а также устройств пользовательского интерфейса. Этот второй продукт увеличил их продажи с 7,8 миллионов долларов в 1978 году до 118 миллионов долларов в 1980 году (когда они разместили свои акции на бирже).

Несколько лет спустя, в 1983 году, Возняк покинул компанию, и Джобс последовал его примеру в 1985 году, наняв на пост президента Джона Скалли из PepsiCo. Джобс был уволен после того, как растущие трения между ним и Скалли привели к тому, что Стив Джобс организовал «переворот» с целью смещения Скалли. Однако этот переворот имел неприятные последствия.

Вскоре после этого Стив Джобс основал свою компанию по разработке программного обеспечения NeXT, купив Pixar у Джорджа Лукаса. Однако его уход был недолгим, и в 1997 году Apple купила новую компанию Джобса. Это было сделано, чтобы вернуть Стива в Эпл, чтобы сохранить их падающую долю рынка. Изменения, которые он внес после возвращения, спасли компанию от неминуемой гибели, и в 2007 году компания выпустили один из своих самых успешных продуктов – iPhone.

С тех пор они запустили другие успешные продукты и услуги, которые помогли им стать первой компанией, когда-либо преодолевшей отметку в триллион долларов, это было в 2018 году. В 2020 году они удвоили свою рыночную капитализацию благодаря своей бизнес-модели.

Кому принадлежит Apple

Согласно данным акционеров за 2021 год, основными акционерами Apple были такие корпорации, как The Vanguard Group (7,68%), BlackRock, Inc. (6,47%), Berkshire Hathaway Inc. (5,56%), а также частные инвесторы, такие как Тим Кук, генеральный директор Apple, Артур Левинсон, Джефф Уильямс, Эл Гор, Дэйв Адамс и Юнг Андреа.

Миссия Apple

Миссия Apple звучит так:

«Обеспечивать клиентам наилучший пользовательский опыт с помощью инновационного оборудования, программного обеспечения и услуг» – Bstrategyhub

Как Apple зарабатывает деньги

Apple использует свою уникальную способность проектировать и разрабатывать собственные операционные системы, аппаратное обеспечение, прикладное программное обеспечение и услуги, чтобы предоставлять своим клиентам продукты и решения с инновационным дизайном, непревзойденной простотой использования и полной интеграцией.

Apple зарабатывает на разработке, производстве и продаже смартфонов, планшетов, персональных компьютеров, носимых устройств микроэлектроники и аксессуаров. Их основные продукты: iPhone,MacBook, iPad, Apple Watch, AirPods и Apple TV. Они также получают доход, предлагая услуги подписки к сервисам: iCloud, Apple TV+, Apple Arcade и iTunes. Недавно компания объявила о своих планах по запуску сервисов аппаратной подписки для своих продуктов.

Кроме того, Apple зарабатывает деньги, когда пользователи ее продуктов платят за продление гарантии. В дополнение к своим продуктам они также продают совместимые сторонние аксессуары и приложения.

В качестве пассивного источника дохода Apple зарабатывает за счет покупок в приложениях на iPhone и продаж приложений в своем App Store – комиссия составляет 30 процентов с каждой транзакции.

Их крупнейшим и наиболее прибыльным источником дохода являются продажи их продуктов, однако их услуги по подписке приносят самую высокую валовую прибыль по сравнению с продажами товаров.

Канва бизнес-модели Apple

Бизнес-модель Apple (общая от мая 2023)
Бизнес-модель Apple (общая от мая 2023)

Давайте взглянем на канву бизнес-модели Apple ниже:

[1] Потребительские сегменты Apple

Потребительские сегменты Apple состоят из:

  • Покупатели продуктов. К ним относятся люди, которые покупают свои продукты из-за их высокой производительности, и люди, которые используют их в качестве своих основных устройств независимо от производительности. Часть клиентов Эпл также покупает их продукцию из-за торговой марки;
  • Подписчики услуг (большинство подписчиков услуг пересекаются как покупатели продуктов). К ним относятся подписчики Apple Arcade – службы подписки на игры – Apple TV+, iCloud+ и услуги по продлению гарантии.
  • Разработчики приложений (и музыкальные продюсеры). Все, кто хотел бы продавать свои приложения и музыку пользовательской базе Apple и получать прибыль через магазин приложений или iTunes.

[2] Ценностные предложения и преимущества Apple

Ценностные предложения Apple состоят из:

  • Высококачественные продукты премиум-класса (с акцентом на конфиденциальность). Apple предлагает своим клиентам тщательно продуманные продукты с акцентом на производительность, стабильность и конфиденциальность.
  • Экосистема взаимосвязанных сервисов. Линейка сервисов (и продуктов) Apple хорошо интегрирована друг с другом, предлагая пользователям беспрепятственное совместное использование их продуктов и сервисов.
  • Доступ к базе пользователей iPhone/iPad. Одна из самых богатых баз пользователей в мире, которые готовы тратить намного больше, чем база пользователей Google Android.

[3] Каналы сбыта Apple

Каналы сбыта Apple состоят из:

  • Веб-сайт;
  • Магазины Apple;
  • Сторонние магазины;
  • Телекоммуникационные компании (iPhone от Apple обычно поставляется в комплекте с мобильным планом, чтобы сократить расходы, предлагая ежемесячные пакеты погашения);
  • Реселлеры.

[4] Взаимоотношения с клиентами Apple

Взаимоотношения с клиентами Apple состоят из:

  • Социальные медиа;
  • Обслуживание клиентов;
  • Магазины Apple;
  • Веб-сайт;
  • Операционные системы;
  • Лояльное сообщество.

[5] Потоки поступления доходов Apple

Потоки поступления доходов Apple состоят из:

  • Продажа производимых товаров;
  • Услуги по подписке;
  • Комиссия с продаж медиа (музыки) и платных приложений ~30%;
  • Лицензионные выплаты (сборы);
  • Облачные сервисы;

[6] Ключевые ресурсы Apple

Ключевые ресурсы Apple состоят из:

  • Торговая марка и узнаваемость бренда;
  • Патенты;
  • Сотрудники;
  • Топ-менеджмент и команда компании;

[7] Ключевые виды деятельности Apple

Основные виды деятельности Apple включают:

  • Инновации;
  • Дизайн и производство;
  • Маркетинг и продажи;
  • Обслуживание клиентов;
  • Брендинг;

[8] Ключевые партнеры Apple

Ключевые партнеры Apple:

  • Поставщики оборудования, такие как Qualcomm, Samsung, Cisco и т. д.;
  • Поставщики программного обеспечения: поставщики облачных услуг, такие как Google и Amazon;
  • Инвесторы и акционеры;
  • Телекоммуникационные компании;

[9] Структура издержек Apple

Структура затрат Apple состоит из:

  • Производство и дистрибуция собственной продукции;
  • Заработная плата;
  • Маркетинг;
  • Содержание и развитие платформ;
  • Выплаты при обработке платежей;
  • Менеджмент и администрирование;

Конкуренты Apple

  • Samsung. Samsung, один из основных конкурентов Apple на рынке смартфонов, владеет колоссальной долей в 20% на мировом рынке смартфонов. Samsung вывел на рынок продукты Samsung Galaxy и Note негативно повлиял на продажи iPhone во всем мире, однако они не единственная компания, которая внесла свой вклад в уменьшение продаж Эпл, также активно «помогают» снижению доходы Xiaomi, Vivo и OPPO.
  • Dell. Dell Technologies – компания, производящая персональные компьютеры и мобильные вычислительные устройства, включая ноутбуки, планшеты и мобильные телефоны. Крупнейший конкурент Dell – Apple; две компании имеют долгую историю конкуренции друг с другом. Фактически, в 2004 г. Dell выпустила продукт, призванный составить конкуренцию музыкальному плееру Apple iPod: Dell DJ.
  • HP. Hewlett-Packard Co., основанная в 1939 году, известна как компания-основатель Силиконовой долины, а также производитель доступных компьютеров. В последние годы HP расширила свое присутствие, включив в него компьютеры для более широкого круга потребителей по всему миру. Apple Inc. является ведущим конкурентом HP за пределами США.

SWOT-анализ Apple

SWOT-анализ Apple (общий от мая 2023)
SWOT-анализ Apple (общий от мая 2023)

Ниже представлен подробный SWOT-анализ Apple:

Сильные стороны Apple

  • Стратегия ценообразования. Высокие цены Apple позволяют компании продавать небольшое количество продуктов и при этом получать большой доход;
  • Услуги по подписке. Услуги по подписке компании и принципы бизнес-модели подписки позволяют Apple получать предсказуемую долю дохода;
  • Производительность. Настойчивое стремление Apple выпускать свои продукты с высокопроизводительными процессорами укрепило ее репутацию компании, занимающейся производством высококачественных продуктов;
  • Узнаваемость бренда. Их популярность и известность как компании, предлагающей качественные продукты и услуги, помогли им увеличить и сохранить свою рыночную капитализацию;
  • Лояльные клиенты. Сообщество лояльных клиентов Apple позволяет им получать отзывы клиентов, направленные на улучшение качества их продуктов и услуг. Это сообщество позволяет Apple прогнозировать стабильную выручку и доход.

Слабые стороны Apple

  • Стратегия ценообразования. Цены на продукцию Apple позиционирую ее как люксовый товар в развивающихся странах, что отталкивает большинство потенциальных клиентов со средним и низким уровнями доходов.

Возможности Apple

  • Продуктовая и ценовая стратегия. Несмотря на частичное внедрение, разработку и производство продуктов, предназначенных на средней и низкий уровни доходов потребителей, Apple увеличит свой и без того высокий доход и рыночную капитализацию.

Угрозы Apple

  • Рыночные тенденции (насыщение рынка). Apple ежегодно выпускает новые версии своих продуктов – в результате рынок насыщается поскольку у большинства клиентов уже есть последние версии устройств от Эпл и, похоже, годовой доход Apple от выпуска новых продуктов снижается из года в год и, скорее всего, будет продолжаться снижаться;
  • Конкуренция. Такие конкуренты, как Samsung, уже влияют на клиентскую базу Apple, предлагая гибкие и настраиваемые ОС в своих продуктах. Появление лучших конкурентов, нацеленных на высокий и средний уровни доходов развитых стран, скорее всего, повлияет на базу пользователей Apple.

Заключение

Благодаря успеху своего приложения бизнес-модель Apple заслуживает внимания новых участников технологического пространства. Однако не ждите мгновенного успеха, поскольку Apple столкнулась с рядом проблем даже при внедрении своей бизнес-модели.

Сочетание бизнес-модели Apple по подписке и продаж их продуктов было основным фактором, который определил их огромный рост доходов, и поэтому, если вы собираетесь принять бизнес-модель Apple, не упускайте из виду бизнес-модель по подписке.

Статья была полезной?
Да
Нет

Английская версия статьи опубликована 07.04.2023.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

1111
Начать дискуссию