Alibaba: бизнес-модель и SWOT-анализ

Алибаба
Алибаба

Идея создания бизнес-модели Alibaba заключалась в том, чтобы пересмотреть представление об электронной коммерции. Разработчики создали платформу, на которой малые и средние китайские компании могут продавать свои товары и услуги по всему миру по упрощенной схеме. За годы своего существования компания превратилась в шестой по величине бренд в мире, включающий в себя платежные сервисы, электронную коммерцию, розничную торговлю и супермаркеты.

Основные направления деятельности Alibaba Group

Alibaba.com

Группа специализируется на бизнесе B2B (Business-to-business), соединяя покупателей и поставщиков по всему миру более быстрым и простым способом. Как правило, это направление бизнеса предназначено для крупных корпораций, занимающихся масштабной количественной торговлей.

Taobao.com

Taobao.com – самый яркий камень в короне Alibaba Group, крупнейший сайт, ориентированный на торговлю по принципу «Потребитель для Потребителя» (C2C) и предоставляющий мелким предпринимателям возможность предложить свою продукцию широкому кругу потребителей, охватывающему все уголки мира.

Tmall.com

Tmall.com – сайт задуман как портфолио высококлассных брендов, таких как Gucci, Louis Vuitton, Armani и др. Это означает, что большинство его пользователей – представители обеспеченного среднего и высшего классов Китая, которые не стремятся тратить большие деньги на лучшие товары, которые может произвести капитализм.

Краткая история Alibaba

Компания Alibaba была основана в конце 90-х годов, когда интернет-пузырь был в самом своем пике. Ее основатель Джек Ма собрал в своей небольшой квартире в городе Ханчжоу, расположенном на востоке Китая, группу из 17 экспертов в области технологий, чтобы составить первые впечатления о бизнес-модели Alibaba.

Идея, заложившая основу для создания этой бизнес-модели, родилась во время поездки г-на Ма в Сан-Франциско (Калифорния), где он впервые столкнулся с капиталистической экономической системой, что позволило ему осознать потенциал свободной рыночной экономики.

Именно поэтому сайт Alibaba был ориентирован на B2B-сегмент с целью подключения китайских предприятий к глобальному рынку.

Убеждения Ма оправдались, когда в 2002 году, спустя всего три года после запуска, бизнес-модель Alibaba стала полностью прибыльной. К 2005 году Yahoo приобрела около 40% акций Alibaba за 1 млрд. долларов США, что дало компании возможность сотрудничать с поисковой системой, чтобы предлагать свои услуги в других странах.

Зенит компании пришелся на 2014 год, когда в результате IPO ее оценочная стоимость достигла 25 млрд. долларов США, что на тот момент было выше, чем у Apple и Amazon. 2021 год также стал особенным для Alibaba, поскольку пандемия COVID-19 вызвала бум на интернет-рынке во всем мире, в результате чего чистая прибыль компании составила 21 млрд. долл.

Кто владеет Alibaba

Владельцем Alibaba Group является Джек Ма, не прекращающий свою деятельность и по сей день. Alibaba Group Holding Limited владеет несколькими дочерними компаниями, такими как Taobao, Tmall, UCWeb, Aliyun, а также футбольным клубом Guangzhou Evergrande Football Club.

Миссия Alibaba

«Миссия Alibaba Group заключается в том, чтобы упростить ведение бизнеса в любом месте».

Миссия компании

Как Alibaba зарабатывает деньги

Alibaba Group – это крупный холдинг, контролирующий множество дочерних компаний и получающий прибыль из разных сфер бизнеса, главной сферой является электронная коммерция, на которую приходится почти 90% доходов группы.

Группа также рассчитывает на другие способы получения прибыли, такие как реклама, членские взносы, облачные вычисления, а также на продажи услуг доставки. Доходы Alibaba, несмотря на их разнообразие, в основном связаны с ее торговыми площадками, которые соединяют пользователей со всех уголков мира с китайскими предприятиями, продающими различные товары.

Alibaba взимает комиссию за каждую сделку, совершенную на ее сайтах Alibaba.com и Tmall.com. Что касается функционирования Taobao.com, то сайт работает аналогично eBay однако вместо того, чтобы получать деньги за сделку, сайт взимает плату с продавцов за рекламу.

Tmall.com приносит Алибаба доход за счет ежегодной платы, выплачиваемой пользователями, которая может меняться в зависимости от определенных предварительных договоренностей между пользователями и Группой, связанных с объемом сделок.

Членские взносы также является солидным источником дохода для Alibaba и предоставляет пользователю / торговцу возможность подписаться на программу Gold, что дает ему преимущество перед другими предприятиями в вопросах рекламируемых товаров.

Поскольку компания имеет солидный опыт работы в сфере технологий, она предлагает тарифные планы на услуги хранения данных, сетевые сервисы и безопасность. В этом списке можно упомянуть Alipay – инструмент для облегчения процесса оплаты, взимающий плату за каждую транзакцию и за использование платформы.

Другим разветвлением бизнес-группы является Aliexpress.com глобальная торговая площадка с сильным присутствием на таких крупных рынках, как Россия, Бразилия и США, с возможностью доставки товаров «по требованию» (on-demand service).

Канва бизнес-модели Alibaba

Бизнес-модель Алибаба
Бизнес-модель Алибаба

Давайте рассмотрим приведенную ниже канву бизнес-модели Alibaba.

[1] Потребительские сегменты Alibaba

К клиентским сегментам Alibaba относятся:

  • Торговцы. Китайские коммерсанты и компании, желающие рекламировать свою продукцию для китайского общества и мирового рынка;
  • Покупатели. Люди, которые ищут возможности совершать покупки, не выходя из дома, производители, которые хотят найти поставщиков, чтобы закупить сырье для своего производства;
  • Магазины. Через сеть супермаркетов "Хема" Алибаба реализует продукты питания, бакалейные товары, инструменты, напитки и все то, что должен предлагать традиционный супермаркет.

[2] Ценностные предложения и преимущества Alibaba

Ценностные предложения Alibaba состоят из:

  • Торговцы. Простой способ рекламировать свою компанию на мировом рынке с целью увеличения спроса и нормы прибыли;
  • Покупатели. Заказывать большое количество товаров, не выходя из дома и не посещая Китай;
  • Магазины. Продают товары первой необходимости для дома, в частности, продукты питания, чистящие средства и другие простые товары. Также возможна доставка.

[3] Каналы сбыта Alibaba

Каналы сбыта Alibaba состоят из:

  • Сайт;
  • Приложения для платформ Android и iOS.

[4] Взаимоотношения с клиентами Alibaba

Отношения с клиентами Alibaba в себя включают:

  • Социальные сети;
  • Каналы пользователей;
  • Раздел «Вопросы и ответы» (Q&A);
  • E-mail;
  • Телефония.

[5] Потоки поступления доходов Alibaba

Доходы Alibaba складываются из:

  • Разные тарифы на услуги;
  • Программы членства;
  • Реклама;
  • Комиссионные;
  • Собственные продажи.

[6] Ключевые ресурсы Alibaba

К ключевым ресурсам Alibaba относятся:

  • Сеть покупателей и торговцев;
  • Бренд;
  • Технологическая платформа.

[7] Ключевые виды деятельности Alibaba

Основными направлениями деятельности компании Alibaba являются:

  • Услуги для бизнеса (B2B);
  • Услуги от потребителя к потребителю (C2C);
  • Услуги для потребителей (B2C);
  • Розничная торговля;
  • Электронная коммерция;
  • Супермаркеты;
  • Платежные услуги;
  • Облачные вычисления;
  • Поисковая система.

[8] Ключевые партнеры Alibaba

Ключевыми партнерами Alibaba являются:

  • Малые предприятия всех видов;
  • Средние и крупные производители;
  • Технологические компании;
  • Банки;
  • Компании собственники ИТ-сервисов;
  • Компании-разработчики программного обеспечения.

[9] Структура издержек Alibaba

Структура затрат Alibaba состоит из:

  • Заработная плата;
  • Бонусные выплаты (реферальная программа);
  • Маркетинг;
  • Налоги;
  • Судебные издержки;
  • Общее техническое обслуживание;
  • Разработка Платформы и ИТ-сервисов;
  • Обучение персонала и партнеров;
  • Инвестиции;
  • Административные и юридические отделы;

Конкуренты Alibaba

  • Amazon. Amazon - входит в пятерку крупнейших технологических компаний США и является одной из крупнейших розничных компаний в мире. Агрессивная культура конкуренции в сочетании с огромными финансовыми возможностями и влиянием дают Amazon преимущество в противостоянии с основными конкурентами;
  • eBay. eBay – пионер в создании реальной модели онлайновой торговой площадки для сферы C2C. Имеет эффективную систему доставки и интуитивно понятный веб-дизайн, что облегчает пользователям работу с ним.
  • Walmart. Walmart – вторая по величине розничная компания в США (уступает только Amazon), имеет привлекательную программу членства и лояльных потребителей;
  • Tencent. Tencent – одна из самых дорогих компаний Азии, первой преодолевшая отметку в 500 млрд. долларов США по рыночной стоимости. Ее прочные позиции в сфере ИТ и технологий всегда представляли большую угрозу для бизнеса Alibaba Group, поскольку она имеет не только традиционное и массовое одобрение в Китае, но и экономическое и политическое влияние, которым она обладает в этой стране.

SWOT-анализ компании Alibaba

СВОТ-анализ Алибабы
СВОТ-анализ Алибабы

Ниже приводится подробный SWOT-анализ компании Alibaba:

(1) Сильные стороны Alibaba

  • Разнообразие доходов. Расширение деятельности компании за счет большого ассортимента различных продуктов и услуг дает значительные доходы для субсидирования расходов компании;
  • Лояльные потребители. В стране своего происхождения, Китае, компания пользуется хорошей репутацией среди пользователей и покупателей, сохраняя большой контингент лояльных потребителей;
  • Полный комплаенс. Во всем мире компания воспринимается как корпорация, обеспечивающая прозрачность своей деятельности и имеющая эффективную программу соблюдения нормативно-правовых требований, позволяющую избежать коррупции в администрации.

(2) Слабые стороны Alibaba

  • Связь с правительством. Поскольку Китай является авторитарным режимом с умеренным, но постоянным контролем над экономикой, Alibaba зависит от своих хороших отношений с Коммунистической партией, чтобы работать без юридических проблем. Малейшее несогласие с китайским режимом может привести к осложнению деятельности компании. Так произошло в начале 2020 года, когда судебные органы начали непонятную операцию против компании после ряда уничижительных высказываний ее основателя в адрес коммунистической партии.
  • Слабое присутствие в странах первой экономики. Хотя компания имеет сильное присутствие в развивающихся странах, ей не хватает представительства в ведущих мировых экономиках, таких как Европа и США.

(3) Возможности Alibaba

  • Концентрация на азиатских рынках. Азиатский рынок открывает перед Alibaba широкие возможности для развития бизнеса без особых затрат. Количество денег и населения, проживающего на этих рынках, может оказаться прибыльным при правильном подходе;
  • Концентрация на европейских рынках. Alibaba также может сосредоточиться на населении восточноевропейских стран, которые обладают «спящим» потенциалом, учитывая совокупное население и экономику этих стран.

(4) Угрозы Alibaba

  • Правительство Китая. Нестабильные отношения с китайским правительством могут нарушить работу компании и создать для нее юридические сложности;
  • Конкуренция. Основные конкуренты Alibaba, в частности Amazon и Tencent, придерживаются агрессивного подхода к бизнесу. Их неумолимая позиция не позволяет Alibaba просто так ошибиться, и для противодействия им необходимо постоянно внедрять инновации.
  • Улучшения. Alibaba должна сохранять динамику в технологический сфере. Компании необходимо поддерживать избыток средств для креативных отделов, чтобы иметь преимущество перед конкурентами.

Заключение

Бизнес-модель Alibaba обладает достаточным запасом прочности для создания надежной опоры для будущего компании, поскольку она отличается разнообразием деятельности, имеет множество способов получения дохода и бренд, пользующийся большим признанием у населения.

Подобная модель весьма перспективна для других компаний, применяющих ее в своей сфере деятельности. Однако недостаток модели Алибаба заключается в том, что она придает большое значение китайскому рынку чем инвестициям за рубежом, что в конечном итоге может негативно сказаться на развитии компании.

Была статья полезной?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

77
Начать дискуссию