Всем привет! На связи Дарья Соколовская — продакт стартапа LearningMate, который разрабатывает (уже почти тестирует в PlayMarket!) приложение для поиска партнёра для общения на иностранных языках. Наша команда фаундеров и по совместительству исполнителей, состоящая из 3 человек, проходит стадии формирования эффективной команды при полностью удаленном формате взаимодействия в различных часовых поясах и городах пребывания. Сегодня поделюсь с вами нашим прогрессом и инсайтами с каждого из пройденных этапов. Статья будет полезна таким же молодым фаундерам из небольших стартапов, которые только-только начинают работать над своими проектами или уже столкнулись с некоторыми проблемами внутри своих команд.Стадия 1. ФормированиеКоманда собралась практически случайно — нас объединила необходимость создать продукт для учебной дисциплины, которая реализуется в разных кампусах университета, в котором мы учимся. С *уже* коллегами до этого никак не взаимодействовали, даже не знали о существовании друг друга. Собственно поэтому начало общения было неловким и даже натянутым — мы стеснялись, не знали чего ожидать друг от друга, хотели произвести хорошее впечатление.Первый питч идеи на хакатонеКлючевыми проблемами работы команды на данном этапе стали:Страх друг перед другом, который не позволял делиться идеями и мнениями более открыто и честноПоверхностное общение, которое выражалось в излишнем формализме и отсутствии “личностного” элементаНу и сам формат работы полностью на удаленке, со спецификой которого никто не сталкивалсяТакже хочу отметить одну серьезную ошибку, которую мы допустили — мы не обсудили “на берегу” аспекты, которые касались предыдущего опыта, ожиданий от проекта, пожеланий по выполняемым задачам, удобных способах работы. Проще говоря — не познакомились друг с другом как следует из-за отсутствия регулярного живого общения. Эта ошибка привела к конфликтам на поздних стадия существования команды.Как мы решили проблемы:Новый ToV — ввели неформальное общение за счет использования эмоджи и записи голосовых сообщений, что позволило создать комфортную рабочую атмосферуОбщение 1:1 — делили задачи так, чтобы требовалось взаимодействие сразу двух участников в различных комбинациях, что позволило укрепить связи между всеми участниками команды, а не только между функциональными ролями (общение между Дашей и Стасом, Стасом и Артёмом, Дашей и Артёмом, а не между продактом и разработчиком, разработчиком и разработчиком)Набор диджитал инструментов — определились, где будем хранить файлы по проекту (гугл диск), где будут проходить созвоны (дискорд) и выбрали мессенджер, в котором создали общий чат (тг), что сократило время на согласование встреч, дублирование и поиск материаловСтадия 2. БурлениеЧерез месяц после формирования команды началась самая активная стадия работы над проектом — мы считали рынки, анализировали ца, составляли роудмэпы и CDJ, параллельно разрабатывали продукт. Каждую неделю было новое объемное задание по проекту, в тот период мы тратили 4-5 часов на проработку бизнес-задач и ещё столько же на их доработку и реализацию. В случае удаленной работы всё сводится к выполнению задач, вы не кушаете вместе в столовой, не идете вместо до метро и не ждете пар в коридоре. В очной работе большее ощущение сплоченности, общение более эмоциональноеАртём, разработчикДействительно, поскольку вся работа происходила онлайн, было тяжело разговаривать и оценивать реакции/вовлеченность друг друга — у меня иногда складывалось ощущение, что я говорю сама с собой из-за отсутствия фидбэка от коллег или затяжных пауз в диалогах.Ключевыми проблемами на данном этапе стали:Разница компетенций вкупе с желанием вовлечь всех работать над всем, что в целом не так плохо, однако затрачивает очень много времени на объяснение сути задания и сам процесс его выполненияВыгорание из-за большой нагрузки и отсутствия значимых результатов, также мы не знали, как поддержать и мотивировать друг друга из-за того, что ранее как раз не поговорили о work ethic и не подумали о диджитал инструментах, которые могли бы нам помочьКонфликты, связанные с принятием решений, с зонированием ответственности, с оценкой вклада в работу, с признанием ценности труда и даже с отношением к чужим идеямРазделение команды на три части из-за низкой эмоциональной связи, которая являлась последствием работы в удаленном формате и выражалась в том, что участники не воспринимаются как реальные люди со своими жизнями, интересами и особенностями — низкая сплоченность коллектива, иными словамиВсё дошло до такой степени, что я, если честно, даже думала об уходе из проекта, потому что было психологически тяжело работать.Казалось бы, удаленная работа над общим делом всегда обречена на провал. Объективно, удаленная работа – это сложный, скучный и, в неком плане, вакуумированный процесс, если к нему не найден правильный подходСтас, разработчикОднако мы с командой справились с этой тяжелой фазой благодаря тому, что активно искали этот самый “правильный подход”:Брали брейки друг от друга — уход в оффлайн на непродолжительное время позволял остыть и позже объективно выражать своё мнение о различных вещах, а не переходить на личности или просто обижаться и выпадать из работыОбратились за помощью к коучам — обсудили причины конфликтов, способы их решения, поговорили о лидерстве и некоторых других интересующих нас вопросах. Интересно, что именно во время групповой терапии, когда из нас буквально выуживали информацию, мы с командой наконец познакомились друг с другом и увидели личностей на другой стороне экранаВвели практику регулярного обсуждения распределения задач — перед тем, как начать что-то делать, обсуждаем интересы, т. е. у каждого появилась возможность выбрать задачу, которую он хочет попробовать сделатьСтадия 3. Нормирование (мы тут)После работы каждого участника над собой взаимодействие в команде стало более продуктивным, уважительным и “гладким”. Мы только-только начинаем работать на стадии, но надеемся, что мы продолжим развиваться как команда, ведь от этого будет зависеть успех стартапа. Мы внесли серьезные изменения в наше взаимодействие, сработали на опережение, как говорится:Разграничили обязательные зоны ответственности, сохранив при этом возможность делать что-то не в рамках своих компетенцийОпределили принципы работы команды — отказались от микро менеджинга в пользу доверительных отношений и консультаций при необходимости; добавили согласование решений, способных в значительной степени повлиять на проект; стали чаще уведомлять друг друга о задачах, над которыми сейчас работаемДобавили новые инструменты и методики — сделали понятный единый роудмэп с цветовым кодами и общий календарь с ключевыми дедлайнами, стали дублировать задачи после созвонов в чатФинал HSE Startup Cup (коллеги улыбаются шире всех даже без сертификата в руках)Благодаря общим усилиям LearningMate приближается к официальному релизу в PlayMarket спустя почти 7 месяцев совместной работы!Итак, общие выводы:Перед началом работы обсудите аспекты, которые могут повлиять на отношения в команде: опыт, ожидания, интересы в проекте, особенности work ethic каждого участникаОпределите набор диджитал инструментов, с которым всем будет удобно работать, и цели использования этих инструментовВыберите (или станьте!) модератора, который будет снимать неловкость, задавать тон общения и инициировать дискуссииГоворите друг с другом (давайте фидбэк, делитесь эмоциями и ощущениями, будьте человеком) и не оставляйте конфликты без вниманияНе бойтесь обращаться за помощью к более опытным коллегам или к экспертам по взаимодействию в командахУспехов!