8.2 Техника целеполагания

1. Целеполагание реализуется исключительно в письменной форме.

Каждая цель – это представление, т.е. образ, созданный воображением (см. раздел «Восприятие мира»). Это явления, события и ситуации, еще никогда в целом не имевшие место в действительности.

Поэтому цели-образы в начале работы с ними весьма расплывчаты, фрагментарны, непостоянны и неустойчивы. Даже ядра этих представлений легко ускользают от попыток «навести резкость» и распадаются на множество ассоциативных осколков.

Отсюда задача: собственное воображение необходимо организовать, структурировать, направить и как можно точнее зафиксировать результаты его труда. Это можно сделать только посредством письма и письменной фиксации. Письменная речь необыкновенно упорядочивает, проясняет и организует мысль.

Возьмем для примера два представления, которых играют колоссальную роль в жизни каждого человека. Это представление о самом себе – Я-концепция и представление о своих «истинных потребностях», включая доминирующую потребность – знаменитую Доминанту.

Людям свойственно полагать, что они прекрасно знают, кто они такие (представление о себе) и что они хотят (представление о потребностях). Многолетняя практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев нет ничего более далекого от реальности. Буквально единицы оказываются в состоянии мало-мальски связно и последовательно описать себя и технологически внятно объяснить, чего они хотят на самом деле.

Чаще всего ответы начинаются с «очевидностей»: «я – человек», «я – художник», «хочу быть здоровым и богатым». Люди отвечают знаками-кодировками, которые представляются им очевидными как бы по определению. Но если поставить следующие вопросы:

– а кто такой человек; все жители Земли – это люди, но все - совершенно разные; как отличить тебя – человека от другого такого же по форме человека? Что богатство для тебя конкретно? Что такое «быть здоровым»? –

то немедленно выясняется, что за знаками-словами («человек», «художник», «богатый», «здоровый» и т.д.) скрываются очень смутные, обрывочные, практически неформализуемые представления. И дело даже не в том, насколько они верны с точки той или иной системы мировоззрения.

Гораздо значимее следующее обстоятельство: у каждого человека на самом деле имеется и Я-концепция, и Доминанта, и система истинных потребностей того, чего он «действительно хочет» (т.е. того, что вызовет в нем искреннюю радость, положительные эмоции и ощущение гармонии мира). Но все эти комплексы представлений чаще всего НЕ ОСОЗНАЮТСЯ, а существуют в сознании в виде автоматических подсознательных программ, действующих помимо сознания, и при этом совершенно неумолимо.

В быту это выглядит следующим образом – человек смутно ощущает, что его что-то тянет, манит, что ему чего-то такого хочется, непонятно чего, и он так же на ощупь, смутно, наугад пытается методом случайного, по сути, перебора вариантов найти искомое. Меняет работу, места жительства, партнеров, друзей, но всегда остается неудовлетворенным и просто несчастным, потому что не находит себя и свои потребности.

1. а) Каждой цели присваивается свое, уникальное имя

Любой образ может быть усвоен сознанием и помещен в память только тогда, когда он снабжен собственным кодом-идентификатором. Неназванный образ быстро и практически бесследно растворится. Неназванные вещи для сознания как бы не существуют. Не обойтись без уникального имени и при визуализации.

2. Каждая цель визуализируется

Поскольку каждая цель есть представление-образ, то, во-первых, необходимо качественно обучить этим новым образам собственное сознание, включая его скрытые зоны и во-вторых, синхронизировать эти образы с теми представлениями и неявными пожеланиями, которые имеются в подсознании.

Обе эти задачи реализуются с помощью метода визуализации.

Этот метод состоит в последовательном создании образа и последующей проверке его адекватности путем «обратного восприятия» объекта, созданного представлением. Как показывает опыт, обычно «визуализация» заканчивается созданием самого представления, и все. При этом совершенно не учитывается, что то или иное представление могло образоваться под воздействием самых разных факторов, прежде всего – автоматического, неосознаваемого свойства. Представление должно быть не только ярким, зримо-реальным, но еще и «эффективным», т.е. вызывающим отчетливые и устойчивые положительные эмоции. Эмоции, в данном случае, как и во всех остальных, - это безошибочный сигнал о том, что созданное представление соответствует реальным, глубинным, если угодно, истинным ожиданиям самого человека.

Именно поэтому созданное представление следует проверять на «тестовом стенде» путем вызывания собственной эмоциональной рефлексии. Создали представление, поместили его в зону активного восприятия, как если бы это представление уже находилось непосредственно перед вами в реализованном виде, и послушали себя – нравится – не нравится, греет – не греет, вызывает искренний интерес, тягу, симпатию, - не вызывает.

Очень внимательно прислушивайтесь к чувствам, возникающим в момент определения цели — любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

В процессе «обратного восприятия» происходит кор¬ректировка созданного образа в представле¬нии, положительное эмоциональное подкрепление образа представления, что способствует нау¬чению ему.

Визуализация, таким образом, происходит три стадии: представление, восприя¬тие и корректировка представления.

Зрительная визуализация начинается с того, что вы принимаете удобную позу, приводите себя в состояние покоя, отключаетесь от действия звуковых и иных посторонних раздражителей. Потом представляете желаемый образ, стремитесь охватить его в полноте сущест¬венных свойств, закрываете глаза и детализируете образ как можно подробнее. После того, как вы почувствовали, что не можете воспроизвести некоторые детали, открываете глаза и вносите письменные поправки в образ, после чего снова, закрыв глаза, воспроизводите образ представления. Повторение такого рода действий способствует выработке способности ясного представления, весьма обостряет чувства.

Во время визуализации исключительно важно глубокое, полное ощущение того, что цель уже достигнута.

Например, вы пожелали себе новый потрясающий автомобиль. Важно понимать, «видеть», чувствовать, какой это автомобиль. Его цвет. Модель. Если это кабриолет, то открыта крыша или нет. Вы в данный момент сидите в нем. Какая у него обшивка. Насколько мягкое сиденье. Насколько вам удобно в нем сидеть. Какие ощущения вы испытываете, когда держите руль в руках. Насколько упругая у него педаль газа. Как он звучит, когда вы его заводите. Какая играет музыка, насколько она громкая. Что происходит вокруг вас. Это теплый город. Рядом есть море. Как оно шумит. Куда вы сейчас поедете. С кем поедете.

3. Каждая цель формулируется в виде положительного утверждения

Необходимо определять то, к чему вы стремитесь, чего хотите достичь. Любые утверждения «от обратного» исключены: не хочу быть одна, не хочу жить здесь, не хочу так мало зарабатывать. При формулировке цели в принципе не должно быть отрицающих выражений, слов, частиц и приставок – не, без-, чтобы не, прекратить и т.д.

Сознание не воспринимает частицу «не». В лучшем случае при отрицательной формулировки цели не произойдет ничего (представьте себе, что в ресторане вы сказали официанту «рыбу не хочу»; официант это пожелание учтет, но ничего делать не будет, точнее, будет просто ждать, когда вы сообщите, что хотите, т.е. что ему, официанту делать, исполнять). В худшем случае, пропустив частичку «не», сознание начнет реализовывать прямо противоположное. Именно по этой причине альпинисты всегда кричат «держи!», но никогда – «не отпускай!».

4. Каждая цель формулируется в настоящем времени

Целеполагание – это издание приказа на исполнение. Тут не должно быть сослагательного наклонения или отнесения исполнения в будущее типа: хорошо бы построить дом; перейду на другое место работы; я изучу иностранный язык. Только так: я живу в этом (визуализация) доме; я работаю в такой (визуализация) фирме; я говорю по-немецки.

5. Для каждой цели формулируются критерии достижения результата

Невозможно точно сказать, достигнута цель или нет, если заранее не были утверждены критерии достижения цели. Без таких критериев возникнет иллюзия «бега за недостижимой целью». Сознание отреагирует на такую ситуацию сильной отрицательной эмоцией, например, глубоким разочарованием.

Критерии результата категорически необходимы при формулировке качественных целей или целей-состояний. Например, «я свободен», «я независим», «я здоров», «я состоятелен», «я успешен» и т.д. Можно быть абсолютно здоровым – с точки зрения практикующей медицины; фантастически успешным – с точки зрения абсолютно всех вокруг, включая семью и ближайших друзей; удивительно свободным в своих мыслях и поведении – с точки зрения внешних наблюдателей, и при этом очень грустным и недовольным. И все только потому, что критерии всех этих состояний не были вовремя и сознательно зафиксированы. А между тем отсутствие сознательной фиксации не означает отсутствия самих критериев. Они есть всегда, весь вопрос в одном – в подсознании ли они, в скрытом и неконтролируемом виде, либо в сознании, и тогда в виде явном и контролируемом.

5.а) Для каждой цели создаются «маркеры цели»

Представьте себе ваши ощущения во время достижения цели. Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда цель осуществится? Например, один мой коллега при постановке цели всегда представляет себе конкретную фразу, которую он услышит или сам произнесет в момент, когда цель исполнится. Можно представлять себе и какое-то конкретное событие (подписание договора), ситуацию (вручение награды на подиуме) и т.д.

6. Каждая цель формулируется максимально точно и конкретно

«Хочу хорошую зарплату», «хочу поменять машину», «хочу много путешествовать» - это все разговоры ни о чем. Зарплата должна быть выражена в цифрах. Путешествия – перечислены по странам и иным географическим опознавателям. Машина – иметь конкретный класс.

При определении цели необходима точность отражения ее содержания, объема и времени. Обратите внимание на время. Точную дату фиксировать не надо, а вот ориентировочная временная вилка совершенно необходима.

Удовлетворение цели может принести только конкретный результат, полученный с помощью конкретных средств в конкретных условиях.

А то случаются и курьезы. Помнится, один знакомый студент в возрасте 17 лет страстно желал жигули-семерку красного цвета. В силу юных лет желал истово, но нетехнологично, потому семерка в ту пору не состоялась. Прошло лет 15, он уже ездил на ниссане-Х-трэйл и хотел поменять машину. В скором времени в его ниссан мощно врезался безголовый участник дорожного движения, и ниссан оказался поврежден до полной неремонтопригодности. Мужчина, бывший студент, остался без машины. Через несколько дней его близкий приятель, узнавший об утрате авто, подарил ему один из своих подержанных автомобилей. Как вы уже поняли, это были жигули-семерка красного цвета. Как мы видим, реализовались обе цели – и красную семерку получил, правда, через 15 лет, и «машину поменял», но немного не так, как подразумевал.

Целеполагание любит точность. Ветер в голове и баловство тут неуместны. Цель, сформулированная неконкретно, неопределенно, чаще всего остается благим пожеланием. Зачастую для достижения одной цели необходим целый ряд различных действий, и поэтому возникает ситуация, когда желательная конечная цель теряется, и человек «погружается» в текучку.

Если вы приняли решение принять ту или иную цель к реализации, необходимо сразу же прописать первые шаги, которые вы сделаете для достижения этой цели. Это важная деталь.

7. Для каждой цели определяется ее контекст

Нужно хорошо представлять себе, при каких обстоятельствах, с кем, где, когда вы достигнете этой цели. Например, если хотите загородный дом для постоянного проживания, то имеет смысл подумать о том, как добираться утром и вечером через пробки, а также – как коммуницировать с бабушками и дедушками, если последние окажутся на неблизком от вас расстоянии. Кто будет следить за домом в ваше отсутствие, сколько стоит содержание и массу прочих сопутствующих вопросов.

Если собираетесь переехать на жительство в другую страну, то целесообразно учесть просто море всяких деталей – от школы для детей, конкретного района проживания до нюансов, вытекающих из обычаев и привычек местного населения.

8. Экология цели

Любое ваше решение отражается на других, впрочем, также, как и решения или действия других отражаются на вас. Это не означает, что реакция окружающих должна критично лимитировать ваши цели. Независимость является одной из самых характерных черт самореализующихся личностей.

Однако мы бы взяли на себя смелость настоятельно рекомендовать при анализе возможностей для достижения цели тщательно изучить, кто может быть затронут вашими действиями, и определить, превысит ли то, что вы получите, затраты, вызванные таким влиянием. Если уж «жертвовать» чем-то, а тем более – кем-то, следует прежде всего узнать цену этой жертвы. Чтобы сделать некие непростые решения более точными, можно порекомендовать, если это возможно, обсудить свои действия с людьми, которых они, вероятно, затронут (или затронули). Не игнорируйте этот совет: во-первых, потому что люди, интересы которых зависят от ваших возможных действий, могут быть полезны вам и делу; а во-вторых, потому что ситуация может измениться, и через некоторое время вы можете обнаружить, что ваш пример сам повлиял на этих людей.

Вот стандартный набор вопросов, который может использоваться в данном контексте:

Что произойдёт, когда вы достигнете своей цели?

Сохраните ли вы то важное, что имеете сейчас?

Как изменится ваша жизнь после достижения этой цели?

Как этот результат впишется в вашу нынешнюю жизнь?

Что вы готовы взять с собой, а от чего отказаться?

Как ваши действия воспримут значимые для вас в этой ситуации люди?

Что станет возможным, если вы этого достигнете?

Что станет невозможным, если вы этого достигнете?

Что станет возможным, если вы не решите своей задачи?

Что станет невозможным, если вы не решите своей задачи?

Почему я считаю этот результат важным?

9. Принцип системности и «дерево целей»

Потребностей много, желаний – масса, целей – море. Все множество целей должно быть вписано в систему, организованную по направлениям (личные и профессиональные цели), по времени (дальние, среднесрочные и ближние) и приоритетам (степень важности в зависимости от ситуации).

Крупные, масштабные цели, требующие больших ресурсов и времени, следует разбивать на более мелкие. Понятно, что если ставить сразу глобальную жизненную цель, то она, скорее всего, не будет понятна ни вам, ни вашему подсознанию. Не возникнет ясности, с какой стороны подходить к цели. Поэтому крупные цели нужно дробить на отдельные части-алгоритмы, понятные по содержанию и не вызывающие вопросов по исполнению.

Сначала формируется основная цель (желание), формулировка которой, как правило, имеет следующую структуру: глагол-действие, пояснение, объект-цель. Построение «дерева целей» начинается с процедуры структуризации, расчленения основной цели на составные элементы, называемые подцелями, каждая из которых является средством, направлением или этапом ее достижения.

Затем каждая из подцелей в свою очередь рассматривается как цель и расчленяется на компоненты. Если все эти элементы представить графически, то получится так называемое «дерево целей», обращенное кроной вниз. Деление прекращается, когда подцель становится неделимой и объективно измеримой.

Построение «дерева» происходит по следующим принципам:

• если очередная подцель является средством для предыдущей, то она опускается на уровень ниже первой;

• если она является целью, то поднимается на один уровень вверх;

• если она не является ни целью, ни средством, то остается на том же уровне иерархии.

Для проверки полноты и внутренней непротиворечивости дерева целей существуют четыре простых правила.

1. При чтении сверху вниз подцель должна отвечать на вопрос: что нужно сделать, чтобы реализовать цель предыдущего уровня?

2. При чтении снизу вверх цель более высокою уровня должна отвечать на вопрос: для чего необходима цель, лежащая непосредственно под ней?

3. При чтении подцелей, необходимых для достижения одной цели, следует уточнить, все ли подцели действительно необходимы для ее достижения.

4. При чтении подцелей, необходимых для достижения одной цели, следует уточнить, какие еще подцели этого уровня необходимы для достижения цели.

10. Неопределенность целеполагания. Принцип гибкого реагирования

Еще в древности были замечены свойства любой человеческой деятельности: полученные результаты всегда отличаются от запланированных целей, т. е. цель всегда несет в себе элементы неопределенности. Причина этой неопределенности кроется в недостаточной изученности свойств окружающей действительности, неполноте информации о ней и о себе самом.

Представление и формулировка цели зависят от стадии познания действительности, развития навыков целеполагания, внутренних трансформаций человека, времени (возраста). Цели могут изменяться как по мере изменения и понимания ситуации, так и по мере появления и понимания новых средств решения вопросов.

Ваше целеполагание и дневниковые записи – это живая книга о самом себе. Это не каменные скрижали, неизменные в веках. Будьте готовы вносить коррективы. Метод проверки обоснованности и целесообразности – прежний: ваш внутренний эмоциональный ответ на поставленный вопрос.

Но не оставляйте нереализованных задач! Это важно. Каждая задача должна быть либо решена, либо снята, каждая цель должна быть либо реализована, либо прекращена.

Незавершенные задачи – основа многих психосоматических нарушений.

С учетом всего сказанного, предлагаю примерный план ближайших действий.

1. Составьте список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. Не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите — нарисуйте это.

2. Посмотрите на этот список и определите, о каком будущем идет речь: о ближайшем или отдаленном. В первом случае — додумайте перспективу, во втором — распишите ближайшее будущее.

3. Из всего, что написали, выберите четыре самые важные цели на этот год, ответьте на вопрос, почему они самые важные.

4. Список из четырех основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так.

5. Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы — все что угодно из необходимого).

6. Вспомните несколько случаев, когда вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.

7. Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос: «Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?»

8. Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей.

9. Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом).

10. Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них дает какой-либо совет — запишите эти советы.

11. Опишите или нарисуйте один свой идеальный день.

12. Опишите свое идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.).

13. Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.

Лирическое

Обилие принципов, пунктов и слов поначалу может ввергнуть в уныние. Возникает ощущение неподъемности и необозримости задачи.

Но это только так кажется. Все дело в привычке. На самом деле все перечисленное – это очень краткий, сокращенный конспект любого мало-мальски приличного по объему бизнес-планирования. Т.е. любой проект в реальности реализуется по тем же алгоритмам и лекалам, о которых идет речь в данном разделе.

Это означает, что все перечисленное хорошо известно и знакомо каждому из нас. Вся хитрость заключается в том, чтобы применить это проектное планирование к самому себе, к проекту «Моя жизнь».

Начать дискуссию