{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы проводили аудит отдела продаж без продаж: результаты в компании через год

Первый шаг в сторону увеличения продаж в компании – это аудит отдела продаж. Главная задача аудита – понять что делать дальше. Для этого нужно знать, как работают продажи в компании сейчас, что хорошо, а что можно улучшить.

Привет, меня зовут Елена Юсупова и я занимаюсь систематизацией бизнеса и управлением продажами. Мы с коллегой, Надеждой Сидоркиной, помогаем клиентам увеличивать прибыль.

Расскажу о том как мы проводили аудит отдела продаж в компании и какие изменения произошли спустя год. Компания продает услуги подключения кабельного ТВ и Интернет. Пройдусь по всем этапам этого проекта.

Елена Юсупова
Эксперт в области систематизации бизнеса и управления продажами. Опыт работы 25 лет: от администратора отдела продаж до директора компании. 
Надежда Сидоркина
Бизнес-консультант в сфере систематизации бизнеса, построения управленческого учета, управления продажами. Автор книги «Как выполнять планы без стресса. 10 технологий».

Зачем вообще нужен аудит?
Аудит отдела продаж необходим, если не хватает информации для принятия решения о дальнейших действиях по развитию продаж, если вы не понимаете что происходит в отделе продаж, не знаете как мотивировать сотрудников продавать больше, объемы продаж уменьшаются или все держится на одном сотруднике.

Почему понадобился аудит нашему клиенту:

  • ежегодное снижение прибыли;
  • отток клиентской базы;
  • отсутствие ориентира на цели компании у сотрудников;
  • непонимание что делать.

Работу разбили на 2 этапа и уложились в 1 месяц.

1 этап: понимание точки А.

  • Изучение отчетов и цифр по продажам: каналы продаж, план-факт, разбивка по подразделениям и персоналиям.
  • Проведение персональных собеседований со всеми менеджерами по продажам.
  • Аудит системы мотивации менеджеров по продажам.
  • Определение ресурсных зон менеджеров по продажам.
  • Аудит используемых техник продаж.
  • Аудит систем учета.
  • Аудит бизнес-процессов, связанных с продажами.
  • Аудит инструментов продаж.
  • Аудит клиентской базы.

2 этап: Выявление потребностей клиентов и анализ конкурентов.

  • Проведение серии интервью с клиентами. Выявление гипотез по итогам интервью.
  • Аудит каналов привлечения новых клиентов.
  • Построение CJM. Карта путешествия клиента.
  • Описание конкурентов. Сильные и слабые стороны.
2 этапа проведения аудита отдела продаж.

Итак, мы начали работу.

Первое, что обнаружили – это отсутствие продаж. Да, да. Так бывает. Нет активных продаж. Есть обслуживание абонентов и входящего трафика. Причем входящий трафик – это те, кто пришел ногами в абонентский отдел и звонки в контакт-центре. Зато обслуживание было на высоте.

Второе препятствие на нашем пути – это отсутствие большого количества информации. В компании не было системы сбора и анализа информации по продажам. Непонятно сколько и когда подключили абонентов, по какому тарифу, кто подключил. Сотрудники были не в курсе какой план и куда идет компания. Невозможно было построить воронку продаж и оценить вклад каждого сотрудника. Мы такого, конечно, не ожидали. Но быстро сориентировались. Провели большое интервью руководителей и поняли какая средняя выручка в месяц, какой средний чек, какой % дебиторки от выручки, уровень снижения прибыли и многое другое. Знаете, как это бывает – по некоторым симптомам сразу понятен диагноз и можно посчитать цифры.

Третье, что удивило – это разрозненность абонентского отдела, контакт-центра и отдела маркетинга. Первые два находились в подчинение у одного руководителя, а отдел маркетинга у другого. Маркетинг считал, что он особенный. Они делали какие-то активности, не понимая зачем, а отдел абонентского обслуживания должен был отчитываться почему нет абонентов.

Затем провели интервью с сотрудниками. Беседовали 2 дня. Протестировали на внутреннюю мотивацию, поняли насколько они лояльны к компании и руководителям, какими обладают компетенциями, расставили менеджеров в матрице продавцов. Это такой инструмент, где учитывается уровень компетенций менеджера и его лояльность к компании. В этой матрице есть 7 типов менеджеров – от “Стажера” до “Звезды”. Особенно всех веселит тип “Вонючка”. Но об этом в другой раз.

По итогам интервью определили трех сотрудников, которые требуют внимания:

- кандидат для расставания,

- потенциальный руководитель группы продаж,

- менеджер, для которого необходимо пересмотреть функционал и подчинение.

После интервью изучили клиентскую базу, бизнес-процессы, маркетинг, конкурентов и т. д. Всё по списку работ, который указала в начале статьи.

На основе проведенной работы, наш итоговый отчет содержал 55 рекомендаций по дальнейшей работе и развитию продаж.

Наш отчет о проведённой работе.

Прошел год – мы спросили что было внедрено. Ответ порадовал.

  • Изменили структуру – маркетинг, отдел обслуживания и группу продаж отдали в подчинение в одни руки.
  • Взяли на работу молодого и умненького маркетолога. Теперь имиджевые маркетинговые усилия переориентировали на продвижение конкретных услуг. Маркетолог анализирует эффективность рекламных кампаний и делает выводы. Маркетинг и продажи работают в одной связке.
  • Сделали две посадочные страницы для сбора заявок и отслеживают тех, кто не дошел до конца на этих страницах – делают дозвоны и дожимают.
  • Расстались с ”Вонючкой”, а перспективного менеджера назначили руководителем группы продаж по нашей рекомендации. Сотрудника, для которого было необходимо изменить функционал перевели в другой отдел, где он стал более эффективен и востребован.
  • Для колл-центра организовали монитор с визуализацией входящего потока звонков. До этого оператор не видел очередь, и разговаривал не спеша, а клиенты жаловались на сложность дозвона.
  • Внедрили новый продукт. Визуализируют планы. Готовятся к внедрению новой информационной системы для упрощения работы с клиентами, биллингом и дебиторкой. Сложно, но учатся.

Жизнь в компании кипит и мы приложили к этому руку. Супер!

Это самое ценное в работе, когда твои усилия не складывают в ящик стола, а берут в работу и развиваются. Большой результат – это маленькие шаги, но каждый день.

Аудит отдела продаж можно делать и самим, но взгляд со стороны будет более объемным.

Если вам интересна тема систематизации бизнеса и управления продажами – подписывайтесь на наш блог “Систематизация бизнеса”. Польза для собственников и топ-менеджеров.

0
3 комментария
Роман Магдаленко

хороший пост. как раз недавно делал аудит отдела продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Юсупова
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Александра Якубович

Продажи без продаж - это огонь, конечно)) Бывает и так.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда