Нужен ли бизнесу сайт в эпоху соцсетей и маркетплейсов?

Зачем тратить деньги и время на разработку своей площадки, если можно легко получить готовых клиентов на сторонних платформах?

Нужен ли бизнесу сайт в эпоху соцсетей и маркетплейсов?

Бизнес B2C на маркетплейсах

На маркетплейсах есть готовый трафик, внутренние инструменты рекламы, с помощью которых продавцы могут продвигать свои продукты и увеличивать продажи. Покупатели активно пользуются этими площадками не только для покупки товаров, но и для поиска. Поэтому продукты продавцов показываются большому количеству клиентов.

Однако, маркетплейсы могут в любой момент изменить условия. Например, Вайлдберриз в начале 2024 года резко поднял комиссию для продавцов электроники. Так, за продажи процессоров вместо 5% нужно платить 12%, за мониторы, геймпады и фотоаппараты комиссия выросла на 2%, а за «умные» часы — с 5% до 15%.

В конце 2023 года Вайлдберриз неожиданно заявил, что с 8 января 2024 года поднимает комиссию для продавцов бытовой техники и электроники. Источник: rg.ru
В конце 2023 года Вайлдберриз неожиданно заявил, что с 8 января 2024 года поднимает комиссию для продавцов бытовой техники и электроники. Источник: rg.ru

Озон в сентябре 2023 года увеличил комиссию с продаж на 5-6% на товары бытовой химии, косметической техники и товаров для гигиены. Кроме того, маркетплейс повысил плату за размещение товаров на своих складах с 15 копеек за литр товара до 25 копеек — повышение более чем на 50%.

В конце лета 2023 года Озон сообщил, что в сентябре увеличит комиссию на бытовую технику и поднимет плату за размещение товаров на своих складах. Источник: cnews.ru
В конце лета 2023 года Озон сообщил, что в сентябре увеличит комиссию на бытовую технику и поднимет плату за размещение товаров на своих складах. Источник: cnews.ru

Еще пример с платформой Booking.com. Владельцы гостиниц платили агрегатору комиссию 15% до конца 2018 года. В январе 2019 года Booking повысил комиссию до 18%, да еще и вынуждал отельеров снижать цены на бронирование себе в убыток.

В марте 2022 года Booking ушел из России. В один момент все изменилось: прибыль упала, продажи встали, пришлось быстро искать альтернативы, чтобы не потерять бизнес. До этого он практически полностью заменял сайт отеля. Booking рекламировал и продавал гостиницы. Там можно было разместить фотографии с понятным описанием номеров и расположением на карте, почитать отзывы и сравнить предложения. Поэтому предприниматели гостиничного бизнеса не задумывались над тем, чтобы создавать собственный сайт для своего отеля.

В начале марта 2022 Booking.com ушел из России, а владельцам гостиничного бизнеса пришлось срочно искать новые площадки для продаж и считать убытки. Источник: ratanews.ru
В начале марта 2022 Booking.com ушел из России, а владельцам гостиничного бизнеса пришлось срочно искать новые площадки для продаж и считать убытки. Источник: ratanews.ru

Таким образом, прибыль продавцов сокращается, снижается рентабельность, но они никак не могут на это повлиять. Они вынуждены принимать эти правила и работать на условиях площадки, чтобы совсем не лишиться прибыли, потому что у них нет альтернативы. Это сказывается на доходах и стратегии продаж. Ведь на маркетплейсах продавец — арендатор площадки, который подчиняется ее законам.


Бизнес B2B и B2C в соцсетях

В соцсетях удобно развивать свой бизнес B2C: продвигать продукты, повышать лояльность аудитории и увеличивать прибыль. Через них проще и быстрее выйти на рынок с небольшим бюджетом. По сравнению с маркетплейсами здесь не нужно платить дополнительные комиссии и сборы с продаж. На этих площадках продавцы могут напрямую общаться с покупателями — повышать доверие к компании.

Но не стоит использовать их как единственный канал для продаж. Это сторонние платформы, они работают по своим правилам и в любой момент могут их изменить или запретить доступ.

Например, в Facebook в 2018 году изменил алгоритмы в пользу публикаций друзей и семьи в ущерб бизнес-постам и контенту брендов.

Чтобы люди тратили меньше времени на скроллинг новостной ленты и видели записи друзей, а не публичный контент и рекламу, основатель Facebook Марк Цукерберг решил изменить алгоритмы соцсети. Источник: rspectr.com
Чтобы люди тратили меньше времени на скроллинг новостной ленты и видели записи друзей, а не публичный контент и рекламу, основатель Facebook Марк Цукерберг решил изменить алгоритмы соцсети. Источник: rspectr.com

Инстаграм в 2019 году начал скрывать лайки под постами, что осложнило привлечение и удержание аудитории и изменило пользовательское взаимодействие с контентом. А в 2022 из-за политической ситуации в стране Инстаграм запретил запускать рекламу и заблокировал доступ для российских пользователей. Предприниматели, которые работали на этой платформе и не имели альтернативы в виде собственного сайта, остались без трафика, площадки, и их доходы резко упали.

21 марта 2022 года Инстаграм признали экстремистской организацией, что повлияло на продвижение бизнеса, охваты аудитории и доходы предпринимателей. Источник: rbc.ru
21 марта 2022 года Инстаграм признали экстремистской организацией, что повлияло на продвижение бизнеса, охваты аудитории и доходы предпринимателей. Источник: rbc.ru

Соцсети, маркетплейсы и любые сторонние ресурсы — нестабильные площадки для развития бизнеса, которые работают по своим правилам и в любой момент могут их изменить или заблокировать доступ. Поэтому полагаться исключительно на эти платформы не стоит, ведь в любой момент можно столкнуться с рисками и проблемами, из-за которых бизнес застопорится.

Собственный сайт — не роскошь, а необходимость для любого бизнеса

Чтобы не зависеть от сторонних площадок, избежать стресса и внезапных финансовых потерь, нужно иметь собственный сайт. Так вы будете хозяином своего бизнеса, а не арендатором, который подчиняется чужим правилам.

Если вы решили создать сайт для своего бизнеса, нужно развивать его в долгосрочной перспективе. Да, вам придется потратить чуть больше ресурсов на свою площадку. Нужно будет постоянно обновлять сайт, наполнять его контентом, тратить деньги на продвижение и рекламу. Но тоже самое все равно придется делать на маркетплейсах и в соцсетях.

Опыт наших клиентов показывает, что в долгосрочной перспективе это даст свои плоды. У вас появится собственный трафик, вы не будете зависеть от сторонних платформ и даже от рекламных площадок поисковых систем Яндекс и Google. У вас будет собственный сайт, для которого настроено продвижение. Так на органическом трафике вы сможете собирать большую аудиторию и получать много клиентов.

Благодаря собственному сайту, вы повысите доверие и лояльность клиентов к своей компании, сможете продвигать бизнес и увеличивать продажи. Это ваша цифровая территория, где вы полностью владеете ситуацией и можете строить долгосрочные отношения с аудиторией.

22
Начать дискуссию