Как принимать чаевые, если их нельзя включать в чек? Принимаем деньги без налогов

Согласно письму Роспотребнадзора от 30.09.2020, с 1 января 2021 года организации общественного питания в России не смогут включать в чек чаевые или другие платежи, которые не касаются стоимости заказанных блюд и выбранных услуг. Давайте разберемся, в каких случаях рестораны включают плату за обслуживание в счет и как они будут решать этот вопрос после 1 января 2021 года.

CloudPayments
CloudPayments

Чаевые — дело добровольное?

Плата за обслуживание — всегда добрая воля потребителя. Именно на этом Роспотребнадзор делает акцент в своем письме. Да и, откровенно говоря, мало где можно увидеть в своем счете сумму за обслуживание отдельной строкой, разве что в редких кафе на периферии или в туристических местах, где случайные гости или отдыхающие могут просто не заметить дополнительной суммы в чеке. Но бывает ли такое у именитых ресторанов? Оказывается, бывает.

«Единственный момент, когда в счет включается отдельной строкой плата за обслуживание — это обслуживание банкетов и корпоративов, а также больших компаний, — рассказывает амбассадор Федерации рестораторов и отельеров России и основатель портала о ресторанах Kritikoff.ru Евгений Демченко. — Чаще всего плата за обслуживание в таких случаях составляет 10% от суммы счета».

Это неудивительно: обслуживать большие компании и банкеты непросто. И если не гарантировать официантам чаевые, мало кто согласится работать на таких мероприятиях.

Напомню: с начала 2021 года возможности включать стоимость обслуживания в счет у заведений общепита не будет. Как же тогда им решить эту проблему?

Что делать ресторанам?

По мнению Евгения Демченко, у заведений общественного питания есть масса способов все же получить плату за обслуживание, помимо включения чаевых в счет. Основных вариантов три:

  • брать чаевые наличными;
  • включать в итоговый счет суммы, «замаскированные» под блюдо из меню, или указывать в счете так называемое «открытое блюдо»;
  • использовать специальные сервисы безналичных чаевых.

Давайте рассмотрим эти варианты подробнее, оценим их плюсы и минусы.

Самый простой вариант — взять 10% от суммы счета наличными. Но такой подход связан с неудобствами для гостя: ему нужно или заранее снять наличные или срочно искать банкомат, ближайший из которых, скорее всего, окажется таким, где придется заплатить комиссию за снятие наличных. Все это совсем не укладывается в философию гостеприимства ресторанного бизнеса.

Второй вариант — включение в счет клиента «замаскированного» блюда — блюда из меню, стоимость которого примерно соответствует сумме ожидаемых чаевых, или «открытого блюда» на эту сумму. «Открытым блюдом» называются позиции в счете, которые в меню ресторана не значатся, но были специально приготовлены по индивидуальному заказу гостя. Но под таким «открытым блюдом» может маскироваться и плата за обслуживание. Очевидно, что такой вариант подразумевает и предварительную договоренность с клиентом, иначе это будет выглядеть как навязанная услуга.

Плюс такого подхода в том, что гостю не нужно «заморачиваться» с наличными и можно оплатить все разом «по безналу». Несомненный минус — это, так же, как и в случае с наличными, противоречит принципам гостеприимства, и клиент может просто отказаться оплачивать дополнительную позицию в счете. Важно помнить: при таком подходе — с суммы чаевых, «спрятанных» в общем счете, ресторан заплатит налоги.

Есть еще один существенный момент, который не учитывают описанные выше способы — адресность. Фактически, оставить чаевые мотивирует не только само заведение, кухня, общая атмосфера, но и конкретный сотрудник. К примеру, официант или бармен, чье обслуживание понравилось гостю особенно. И предыдущие два способа предполагают, что чаевые будут собраны в «общий котел», а за их распределение будет отвечать управляющий. Это не в полной мере отвечает принципу адресности.

Третий вариант, который, как мне кажется, позволяет максимально удобно как для самого ресторана и его сотрудников, так и для посетителей оставить чаевые это сервисы безналичных чаевых. Какие плюсы у такого способа? Расскажу на примере сервиса CloudTips:

  • Гость может оставить чаевые при помощи Apple Pay, Google Pay или банковской картой, просто отсканировав QR-код камерой смартфона и перейдя по открывшейся ссылке.
  • QR-код можно разместить на чеке/пречеке, фирменной визитке, тейбл-тенте и др. Кстати, по нашему опыту, полиграфия с QR-кодом работает лучше, чем размещение QR-кода на пречеке.
  • Сервис абсолютно бесплатен для ресторана и гостя. Комиссия взимается только с получателя чаевых.
  • Отправленные чаевые моментально зачисляются на личную банковскую карту сотрудника, без участия расчетного счета ресторана.
  • Такие чаевые не облагаются налогом, что подтверждается письмом Минфина России от 29 мая 2018 г. №03-04-05/36431.

Наличные vs Безнал

Отказ от наличных денег уже давно стал трендом, все больше людей практически не используют их в обычной жизни. Доля безналичных платежей в разных сферах бизнеса неумолимо растет. Так, по данным «Платформы ОФД», доля безналичного торгового оборота в России в третьем квартале 2020 года составила 53,6%, причем по росту доли безналичных платежей лидируют как раз рестораны и другие заведения общественного питания: на 6,6 процентных пункта выросла доля безналичных платежей в ресторанах, на 6,4 процентных пункта — в заведениях фастфуда и на 3,8 пп — в кафе и столовых.

А если людям удобнее оплачивать счет с помощью банковской карты, почему не дать им аналогичную возможность и в случае с чаевыми?

Этот подход давно практикуют многие участники рынка. Так, наши партнеры, среди которых есть такие известные игроки как рестораны Группы компаний Аркадия Новикова, ресторанный холдинг «Рестораны Раппопорта», ресторанный холдинг «Ginza Project», рестораны «BIRCH», «Sempre», «БАРВИХА LOUNGE», кафе Музея «Гараж», рестораны «FRANK» и «FRANK BY БАСТА» уже давно принимают чаевые безналично.

55
Начать дискуссию