Знал бы, что придерутся - подстелил бы "отказное письмо"

Почему читать

Статья для тех, кому кажется, что им удастся убедить работников таможни в своей правоте без достаточных документальных подтверждений в ситуации, когда вроде бы, итак, всё ясно в силу объективных данных. Можно ли обойтись без отказного письма, когда твоя продукция не подпадает под обязательную сертификацию?

Знал бы, что придерутся - подстелил бы "отказное письмо"

Ситуация

Одна "Приволжская буровая компания" (имя несколько изменено), занимающаяся разведывательным бурением скважин, закупила в Беларуси для своих нужд несколько Шасси "МЗКТ" с целью установки на них бурильного оборудования и эксплуатации по назначению. Опираясь на мнение завода-изготовителя (Минский завод колёсных тягачей), представители Приволжской буровой компании импортируя Шасси "МЗКТ" в Россию решили не сопровождать свою таможенную декларацию документом, подтверждающим соответствие техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колесных транспортных средств», так как, по их мнению, и мнению завода-изготовителя эти Шасси "МЗКТ", как им казалось совершенно очевидным фактом, не требовали оформления такого документа. При этом подкреплять правоту своей позиции они ничем не стали, посчитав что им поверят на слово.

Казус: рассматриваемый продукт – "Шасси "МЗКТ"" – имеет весьма пограничные характеристики, которые не дают с первого взгляда однозначного понимания свойств продукта с точки зрения отнесения его к области действия данного регламента.

К чему это привело

Таможенники, как говориться, позволили себе усомниться в позиции импортёра и правильно сделали, ведь в подобных случаях продукция сопровождается либо сертификатом, либо декларацией (для авто это "одобрение типа" – об этом далее), либо отказным письмом (заключением), в котором сообщается о том, что продукция не требует обязательной сертификации). Обычно импортёры сопровождают свою декларацию отказным письмом, и таможня привыкла ориентироваться на такой документ как "отказное письмо", в котором эксперты дают свою оценку в результате проводимой идентификации продукции.

Для справки:

"Шасси "МЗКТ"" – в терминах документов, регулирующих перемещение транспортных средств через границы, есть устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства.

Таможня обратилась к импортёру с требованием предоставить документ соответствия (одобрение типа), который по мнению таможни должен был сопровождать таможенную декларацию.

Для справки:

"одобрение типа транспортного средства (ТС) или Шасси "МЗКТ"" - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств (Шасси "МЗКТ"), отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента.

Импортёр сопроводил подаваемую таможенную декларацию всеми прочими необходимыми документами, кроме запрашиваемого "одобрение типа Шасси "МЗКТ"", так как считал, что Шасси "МЗКТ" не относятся к ТР ТС 018-2011. При этом импортёр не удосужился заранее подкрепить свои доводы консультационным заключением экспертов по сертификации, которое бы аргументировано подтверждало или опровергало позицию импортёра относительно обязательности прохождения процедуры сертификации на его товар.

Импортёр самонадеянно ожидал, что таможня, не идентифицирует ввозимое транспортное средство как специальные колесное Шасси "МЗКТ", которое в соответствии с ТР ТС 018-2011 может относиться к транспортным средствам категории N - транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их Шасси "МЗКТ", в частности, к категории N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т, что и привело к длительному разбирательству, ограничению в выпуске в обращение, то есть ограничениям использовать и распоряжаться Шасси "МЗКТ". Достаточно сказать, что подобное разбирательство очень ресурсное, отнимающее время и денежные "силы" событие.

В чём загвоздка?

Таможня, увидев отсутствие документов, подтверждающих соответствие, впрочем, как и отсутствие отказного письма, решила идентифицировать ввозимую продукцию, сопоставляя данные в представленной технической документации с требованиями техрегламента. Однако, были моменты, которые были не очевидны. Так импортёр вместе с изготовителем настаивали, что ввозимое Шасси "МЗКТ" относится к внедорожному большегрузному транспортному средству и, опираясь на п.п.7, п.3, ст.1 ТР ТС 018-2011 считали, что действие настоящего технического регламента не распространяется на данное Шасси "МЗКТ". Согласно этому подпункту, внедорожный большегрузный транспорт исключается как объект из поля зрения данного регламента. Сотрудники таможни объективно посчитали, что данное исключение не является доказанным, так как не было представлено доказательств о том, что данные Шасси "МЗКТ" можно со 100% уверенностью отнести к внедорожному большегрузному транспортному средству.

Для справки:

"внедорожные большегрузные транспортные средства" – в терминах ТР ТС 018/2011 есть механические транспортные средства, по конструкции и назначению специально предназначенные для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов преимущественно вне автомобильных дорог общего пользования, у которых один из параметров превышает допустимые нормы, установленные законодательством для проезда по автомобильным дорогам общего пользования, а масса, приходящаяся хотя бы на одну ось, превышает 10 т.

Это означает, что для отнесения к внедорожному большегрузному транспорту необходимо выполнение одновременно 3-х условий:

  • соответствующее назначение Шасси "МЗКТ";
  • превышение Шасси "МЗКТ" допустимых норм, установленных законодательно для езды по автомобильным дорогам общего пользования любым одним своим параметром;
  • превышение массы 10 т на одну ось Шасси "МЗКТ".

Сложность состоит в том, что под термин " автомобильные дороги общего пользования" подходят практически все автомобильные дороги, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществляется под различную нормативную осевую нагрузку транспортного средства 100-115 и более кН/10 тс. К тому же существуют дороги, не имеющие вообще ограничений.

Знал бы, что придерутся - подстелил бы "отказное письмо"

Требования о допустимых габаритах транспортного средства и весовой нагрузке на ось, указанные в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200) говорят нам о следующих разрешённых нагрузках:

  • для одиночного транспортного средства ограничение по длине составляет 12 метров;
  • для автомобильных дорог, рассчитанных на нормативную нагрузку 11,5 тонны на ось, допустимая максимальная нагрузка на ось колесного транспортного средства составляет 17 и 18 тонн (табл. 1).
Знал бы, что придерутся - подстелил бы "отказное письмо"

Таким образом, у рассматриваемой нами Шасси "МЗКТ" как минимум один из параметров превышает допустимые нормы, установленные законодательством для проезда по автомобильным дорогам общего пользования, а масса, приходящаяся хотя бы на одну ось, превышает 10 т., а именно:

  • длина "Шасси "МЗКТ" составляет 12,9 метра (превышение в 1,075 раза);

  • для группы осей с межосевым расстоянием 1,5 м технически допустимая грузоподъёмность "Шасси "МЗКТ" составляет 26 тонн (превышение в 1,6 раз);

  • для группы осей с межосевым расстоянием 1,5 м технически допустимая грузоподъёмность "Шасси "МЗКТ" составляет 26 тонн (превышение в 1,2 раза).

Только в результате детального анализа в дальнейшем было выяснено, что, действительно, один из параметров допустимых норм, установленных законодательством для проезда по автомобильным дорогам общего пользования, у данного Шасси "МЗКТ" превышен.

Казалось бы, всё ясно, но есть один маленький нюанс - оказывается примечания к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом допускают увеличивать допустимые нагрузки на ось транспортного средства путем установки владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения соответствующей информации на своем официальном сайте, а именно:

а) при нормативном состоянии автомобильных дорог:

- для автомобильной дороги I - II категории - в 1,04 раза;

- для автомобильной дороги III - IV категории - в 1,2 раза;

- для автомобильной дороги V категории - в 1,4 раза;

б) при отсутствии мостов и путепроводов (при этом допустимая масса транспортных средств не нормируется):

- для автомобильной дороги I - II категории - в 1,8 раза;

- для автомобильной дороги III - IV категории - в 2 раза;

- для автомобильной дороги V категории - в 2,9 раза.

Специфика идентификации состоит в том, что данные увеличения допустимых нагрузок на ось транспортного средства являются возможным исключением из правил и относятся только к случаям промерзания грунта земляного полотна под дорожной одеждой на величину не менее 0,4 метра. Также как и возможность циркуляции Шасси "МЗКТ" по дорогам общего пользования указывается лишь как возможная дополнительная опция, не являясь основополагающим исключением, меняющим базовое назначение и структуру (состав) Шасси "МЗКТ".

В результате разбирательств, которые навлёк на себя импортёр, и несмотря на то, что примечания к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом допускают увеличивать допустимые нагрузки на ось транспортного средства путем установки владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков, а также путём размещения соответствующей информации на своем официальном сайте, всё же в итоге был установлен факт того, что ввиду своих конструктивных особенностей импортируемое Шасси "МЗКТ" не является объектом технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 и для него оформление документа, удостоверяющее соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств и шасси, требованиям настоящего технического регламента, не требуется.

Недосмотр, самоуверенность или неоправданная экономия импортёра

С самого начала ответственный импортёр должен был позаботиться об усилении своей доказательной позиции и обратиться в любую экспертную организацию, специализирующуюся на оказании услуг в сфере технического регулирования, такую как АО ВНИИС – Всесоюзный НИИ сертификации, за квалифицированной оценкой в части идентификации продукции и получением отказного письма (заключения).

Рекомендация

Обеспечить себе спокойное прохождение таможенных процедур возможно! Делать это необходимо конечно же загодя. Стоимость оформления отказного письма не меняется в ногу с инфляцией, и сегодня она весьма невысока по сравнению с размерами сложностей, которые могут возникать без наличия такового. Если бы импортёр обратитесь к экспертам, он бы получил качественный ответ на свой запрос. Конечно же отказное письмо не является обязательным документом и гарантией безупречной "растаможки". Надо понимать, что таможенная служба на то и организована, чтобы и доверять, и проверять, и она может иметь своё собственное мнение на счёт обязательности сертификации, однако из практики оформление отказного письма делает процедуру прохождения таможни менее болезненной.

Желаю всем приятного прохождения таможенных процедур!

66
реклама
разместить
5 комментариев

Добрые люди и поныне там... "Центральное таможенное управление", Москва, Комсомольская площадь, 1, стр. 1

1

Да, таможня - дело серьëзное. Если есть возможность, то лучше подготовиться заранее.

1

О том и речь ☝

Когда я в первый раз готовился пересечь границу СССР в 1972 году, я (физлицо) пришел в Главное таможенное управление СССР (сидели они тогда на Комсомольской площади), и у начальника отдела за час проконсультировался:
- что можно вывезти/ввезти;
- чем и в каком размере грозит нарушение, и т.п.
Много лет потом в поездках эта консультация помогала.
ЧЯДНТ?

Попалась как раз к стати, спасибо за материал!)