Почему в ближайшие годы узкопрофильным магазинам не грозит гибель от маркетплейсов

Я хотел написать этот текст в свой личный ТГ-канал, но вышло объёмно и почти с доказательствами – потому выкладываю на VC. Обо мне – владелец интернет-магазина барного инвентаря. Продаём и на озоне тоже.

Кто бы мне что ни говорил (давайте дискутировать в каментах, но только есть только пруфы и прям конкретные кейсы, иначе – "не верю"), но не будет в ближайшее время (год-два-три) активного перекоса в маркетплейсы (тут, до этого и далее, вплоть до хештегов – у меня МП – это МаркетПлейсы) в области профессиональных или узкоспециализированных товаров. И вот почему.

Почему в ближайшие годы узкопрофильным магазинам не грозит гибель от маркетплейсов

Обычные МП (до узкоспециализированных МП мы пока не дошли, но вот когда дойдём и сильно в этом ключе разовьёмся – тогда да, тогда нишевым инет-магазам может настать кабзда, да) – это про объёмы в первую очередь. А где объёмы – нет такой работы с покупателем, какая она есть именно в узкоспециализированных магазах. Т.е. одно дело вам нужен условный фарш и вы готовы прикупить его в любой продуктовой сети, а другое дело – вы выбираете конкретный кусок мясо в любимой мясной лавке, в которую ходите уже лет пять.

Для веганов – далее пример не на мясе, более личный, который меня приободрил (в плане ставок именно на свой магазин а, в части работы с МП, – в плане ставок на узкую специализацию).

Ищу второй день палатку и спальники. В жизни бы не пошёл за этим на озон, но у меня есть их сертификат, который надо обналичить, так что пришлось...

Итак, сразу поехали о минусах (плюсов два и незначительных, так что сразу их обозначу – есть демпинг и иногда есть какие-то отзывы).

Почему в ближайшие годы узкопрофильным магазинам не грозит гибель от маркетплейсов

Поиск. Поиск – это ад. В попытках уникализировать контент, продавцы создают свои собственные названия даже для устоявшихся брендов или вообще создают несуществующие торговые марки. Плюс каталогизатор создаёт названия из ключевых слов. Короче мрак. Хорошо, если вы ищите что-то прям совсем известное – тут расхождений (почти) нет.

Фото. Всё, пизженное со стоков – это у тех, у кого есть три извилины эти фото со стоков (с сайтов производителя) взять. А у кого и на это нет ресурсов – довольствуются копипастом 1-2 фотографий у конкурентов. Итого выбираем палатку или спальник по 1-2фотографиям. Реально? Ну конечно нет.

Данные. Аналогично фотографиям. В исключительных случаях – у нас есть хотя бы самое важное –типа веса и размера. А вообще – самые распространённые вопросы пользователей в карточках товаров спальников – вес! – Ясен красен, – это максимально важно и как можно его вообще не написать?! Итого мы имеем, условно, одну модель, внутри неё 5-15-50 вариантов названий с примерно 1-5 заглавными фотками и 5-тью вариантами вилок цен. долго выбираем то, что, вроде как, нам нужно и видим, что данные по весу у условных пяти продавцов – разные! )) Повезёт, если какой-то клиент выложит фото спальника, на котором написан истинный вес ) Т.е. узнать-то его – расплюнуть, на самом деле.

Вопросы и ответы клиентов. Отдельная боль. Продаваны не знают ответов и никогда вам их не скажут. Знаете почему? Я скажу. Выбирайте:

Один товар, десятки продавцов, сотни предложений...
Один товар, десятки продавцов, сотни предложений...

1. Им похер.

2. Они реально не знают.

3. У них нет товара/доступа к нему.

А скорее всего – это комбо – у "менеджеров" на той стороне нет ответа, нет доступа к товару, нет желания копаться в том, в чём они не понимают и да – им похер ) Почему? Я снова вам всё расскажу.

Потому что правильный (для клиента в том числе) путь выхода на МП – это когда у вас есть товар/магаз/экспертиза и вы несёте её за пределы вашего онлайн/офлайн магазинчика. Т.е. – ещё раз. Как надо/правильно/хорошо для всех. – Есть условный Спортмастер/Декатлон, мастера в своей области. И они со всей своей экспертизой выходят на, например, Озон. Или есть Кастом Бар (мой инет-магаз) – и он расширяет канал продаж Озоном. Это норм.

А как делается сейчас (спасибо инфобизнесмены) и как делать не надо?Чуваки решаю срубить бабла на Озоне/Вайлдбериз/и т.д. Учатся (надеюсь) хоть чему-то, запускаются. Смотрят какие товары продаются, что покупают. Выходят на поставщиков, закупаются или договариваются об отсрочке. Далее создают карточки товаров (экспертизы нет, но есть понимание, что должна быть некая "уникальность" товара – отсюда плодятся сущности при чуть разных названиях/артикулах/фотографиях при практически отсутствии разницы), демпингуют, проплачивают отзывы, вкладываются в рекламу и... фактической мешают выбирать товар.

Каждый из продавцов, к которому я обратился – дал мне скидку вместо ответа на вопрос )
Каждый из продавцов, к которому я обратился – дал мне скидку вместо ответа на вопрос )

Так мы получаем мнимый выбор из сотен позиций, в котором десятки магазинов даже не имеют товара на руках (он уже на складе озона для более быстрой доставки или это вообще дропшипинг), не понимают что и кому они продают (не вписать вес спальника в характеристики – это означает полное незнание своего продукта и тотальное непонимания что и кому вы продаёте).

Так мы приходим к ситуации, в которой я задаю вопрос четырём продавцам о месторасположении молнии на спальниках (справа или слева – потому что мне нужно ДВА и РАЗНЫХ, чтобы они могли состёгиваться), но не получаю ответа, потому что магазины (продавцы) – это некие ИП, торгующие всем подряд, у которых нет своих складов, но есть полное отсутствие экспертизы в выбранных нишах.

И это боль, которая даёт мне, как продавцу барного инвентаря, надежду. Потому что я вижу, как люди продают наборы из коблера и стрейнера. Ну, вы понимаете. Не понимаете? Для коблера (это такой шейкер) не нужен стрейнер (это такое сито), потому что в коблере – встроенное сито. прикиньте! )

Конечно, всегда будут "походники летнего выходного дня на машине", которым сказали "нужен спальник" и они просто взяли первый попавшийся на озоне/я.маркете/где-то ещё, потому что им пофиг на вес/объём и стоимость и они не знают, чем отличается температура комфорта от экстрима и почему спальник на минус 30 не может быть не коконом и уж тем более, не может стоить 3000 рублей, как написано в каждой второй карточке товара (это отдельно доставляет, кстати).

Почему в ближайшие годы узкопрофильным магазинам не грозит гибель от маркетплейсов

Однако, я почти уверен, что такие пользователи не ходят зимой в тайгу (не будем вспоминать единичные грустные доказательства моей неправоты), так что полагаю, что испортит такая покупка только настроение и вряд ли здоровье, но истинная важность узкоспециализированных магазинов, думаю, на таких примерах понятна.

И всегда, конечно, будут люди, которые покупают наборы из коблера и стрейнера. Ведь их сотнями и, что самое главное, за копейки – продают на всех маркетплейсах.

На том и стоим и именно в свете вышеописанного всегда открыто смеюсь на людьми пророчащими гибель всех инет-магазов в скором (!) будущем. Таких кстати, есть и тут на VC ) Эти люди ещё печатную прессу лет 15 назад, кстати, вычеркнули в двухлетних прогнозах. Да, далеко не загадываем, но в ближайшие год-два-три нам точно ничего не грозит ( в плане конкуренции именно, конечно).

А вот когда среднестатистический житель превратится в типичного представителя фильма Идиократия, когда окончательно настанет эра максимального потребления ради потребления, когда дешёвые вещи заполонят рынок, когда ценность ЦЕННЫХ вещей перестанет цениться – вот тогда – да, люди будут скликивать говно по мгновенной доставке из нескольких (или многих, хз) маркетплейсов, не задумываясь.Но пока люди хотят и могут выбирать (и, главное – ВЫНУЖДЕНЫ, – именно благодаря засилию говна от продавцов ради продавания тем, кто окупает ради покупания) – я хочу верить, что будут живы узкопрофильные магазины.

Аминь.

P.S. На выбор нескольких нужных вещей я потратил почти день. Потому что был вынужден копаться в говнах, желая потратить свой сертификат. Если бы я мог выбирать без привязки к сертификату именно Озона – я давно зашёл бы на проф.сайт, специализирующийся в области туризма – и за полчаса (максимум) выбрал то, что мне нужно. И да, пусть бы это стоило на 300 рублей дороже, а доставка заняла бы 3 дня вместо одного.

Мой инет-магаз: custom-bar.ru, мы на озоне:

22
3 комментария

Пост немного ироничен, т.к. супруга покупала мне с год назад набор барного инвентаря в Вашем магазине и там в комплекте был коблер и стрейнер :) да, она не знала, что в коблере есть сито и заказывала не набор, а отдельные позиции, но в одном заказе и Ваш менеджер, который оформлял заказ не уточнил все ли она правильно делает. Хотя, мне кажется, т.к. магазин профильный, то менеджер обязан был критически оценить заказ и уточнить у покупателя уверен ли он в своем заказе.

К слову, коблер после пары шейков больше не открывается (неудачная конструкция, и ни я ни кто-либо из моих друзей не смогли его открыть) - я имею ввиду не колпачек, а стакан и крышку. А стрейнер топовый, потом перезаказал Бостон самостоятельно и пользуюсь обоими до сих пор достаточно регулярно

2
Ответить

По коблеру – похоже на брак – и мы его всегда меняем без проблем (если он случается). По остальному – согласен. Если есть номер заказа – смогу поднять историю и посмотретьв чём дело. Мог быть просто заказ с сайта и оплата, а мог быть диалог с менеджером. В любом случае – да, попахивает косяком )

2
Ответить