Благополучие по подписке: 5 причин, почему я начал инвестировать в well-tech и основал свой стартап

Рынок пресыщен инструментами для помощи и самопомощи, которые обещают кучу волшебных результатов и исполнения желаний. Из-за этого снижается уровень доверия к нише в целом и инвестировать в нее становится сложнее. В этой статье я рассказываю, почему в таких условиях рынку заходит благополучие по подписке и делюсь пятью причинами, с которыми я начал инвестировать в эту нишу.

Привет, я Василий Рыжонков. Я CEO и основатель Arena Space. Сейчас я развиваю и запускаю свой сервис «ЯНорм», цель которого – счастливый образ жизни для всех.

В 2016 я ушел из Сколково и основал свою компанию — сеть парков виртуальных развлечений. Несколько лет работал по 12-14 часов в день. Неудивительно, что к 2020 году я серьезно подвыгорел. Уехал жить в горы и осмысливать себя и свои дела. Тогда я понял, что надо что-то менять, и начал работу над новым стартапом в сфере счастья и благополучия.

В этой статье расскажу, почему я открыл стартап по благополучию в России и приведу пять причин, по которым начал инвестировать в WaaS сферу. Все причины — не моя фантазия или мнение, а результаты личного опыта и аналитика экспертов.

дисклеймер: будет длинная статья, если не хотите читать полностью, то выжимка в самом низу.

Причина 1: благополучие становится услугой

что такое благополучие по подписке

Подписка — крутой и удобный инструмент, который работает в развлекательной сфере: у многих из нас оформлена хотя бы одна подписка на кинотеатр или музыку. Такая же схема проглядывается в сфере well-being. И назвал я ее WaaS — (Wellbeing as a service) то есть, благополучие как услуга или благополучие по подписке. Здесь есть куча всего: от приложений для тренировок до часов с измерением пульса и аналитики сна.

У сферы есть два варианта: сосредоточиться на «цифровом уходе» за больными (устройства и услуги для соблюдения режима приема лекарств) или дать возможность потребителю предотвращать заболевания и проактивно развивать своё благополучие и счастливый образ жизни.

что происходит на рынке благополучия сейчас

WaaS будет работать для большинства людей и фокусируется на заботе о себе. Этот новый быстрорастущий сектор экономической деятельности и новый фокус человеческих устремлений порождает новый рынок, в котором, согласно данным на 2021 год, находилось $4.5 триллиона. По данным на февраль 2022 года, в мире каждый двадцатый доллар тратится именно в сфере благополучия и здравоохранения.

*Это график 2021 года от Global Wellness Institute. На ментальное здоровье люди потратили $121 млрд, а на физическую активность — $828 млрд.
*Это график 2021 года от Global Wellness Institute. На ментальное здоровье люди потратили $121 млрд, а на физическую активность — $828 млрд.

Все наше будущее можно уместить в подписки. У среднего американца есть 12 подписок только на развлечения, а тратит он на них 219 долларов в месяц (при этом думает, что тратит в 2,5 раза меньше). Понятно, что ситуация в России отличается от американской, у нас только каждый десятый пользователь тратит на развлекательные сервисы больше 1000 рублей в месяц. Но даже такие цифры говорят о том, что рынок подписок не только существует, но и развивается. За 2022 год рынок российских онлайн-кинотеатров вырос на 5%. Российские пользователи постепенно привыкают к подпискам, а это значит, что благополучие по подписке может стать новым и главным трендом будущих лет.

как мы внедряем благополучие по подписке в ЯНорм

«‎Подписку на счастье» можно сравнить с игрой, где пользователь прокачивает не игрового персонажа, а себя и вкладывается в свое счастливое будущее. Но когда это подписка в сфере благополучия, появляется несколько сложных моментов.

Основное — результат, который отражается на состоянии. Когда это саморазвитие, человек может не увидеть результата и отменить подписку, поэтому сейчас мы продаём не подписку, а трек и тестируем штуки, которые помогут за месяц добиться результата по проблеме или навыку. Для этого мы подключаем к самостоятельному использованию наших треков тренеров счастья и экспертов, чтобы пользователь не бросал трек и мотивировался об других людей.

*Трек — это образовательный формат ЯНорм с теорией, практиками и инструментами для самотерапии. Сейчас в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyanorm.life%2Fcatalog%3Futm_source%3Doursportinglife%26amp%3Butm_medium%3Darticle%26amp%3Butm_campaign%3DuForce%26amp%3Butm_content%3Dblagopoluchie-po-podpiske-5-prichin-po-kotorym-ya-nachal-investirovat&postId=705922" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ЯНорм</a> можно пройти четыре трека, а при записи на них выбрать свой кампус с людьми и тренерами счастья, которые будут совпадать с пользователем по ценностям.
*Трек — это образовательный формат ЯНорм с теорией, практиками и инструментами для самотерапии. Сейчас в ЯНорм можно пройти четыре трека, а при записи на них выбрать свой кампус с людьми и тренерами счастья, которые будут совпадать с пользователем по ценностям.

подводные камни

Когда я продумывал подписку на свой сервис, столкнулся с такими трудностями:

  • понял, что придется постоянно обновлять свой сервис (73% пользователей отменяет подписку, потому что больше не видит там ничего нового и интересного)
  • пришлось найти баланс между одноразовой покупкой и подпиской (иногда пользователю легче купить что-то один раз, чем платить за услугу каждый месяц).

Подписка — вариант, выгодный как бизнесу, так и пользователю. Пользователь экономит на том, чем занимается каждый день, а бизнес удерживает клиента и увеличивает количество времени, которое пользователь проводит в сервисе. Поэтому в будущем лучше инвестировать в сервисы с подпиской, чем в те, где есть только вариант с одноразовым использованием.

Причина 2: потребность аудитории увеличивается, а рынок только зарождается

что происходит на рынке: стресс и потребность в поддержке

57% россиян стрессовали в 2022 году. В Москве и Санкт-Петербурге в стрессе находились 68% (и это только по имеющимся данным).

На самом деле стресс — это меньшая из проблем. По данным опроса Анкетолога, 78% россиян в 2022 году поняли, что больше не вывозят без поддержки. В таких ситуациях мы сразу думаем о психологах, но иногда поиск подходящего психолога превращается в настоящее испытание. 38% людей выбирает психолога по рекомендации знакомых, а 66% людей вообще забивает и предпочитает «‎кухонную терапию».

*Мы проанализировали путь пользователя, который пытается подобрать подходящий вариант терапии. На иллюстрации — выводы, почему человек так и не доходит до реальной помощи, а выливает все проблемы на друга/подругу/члена семьи за чашкой чая
*Мы проанализировали путь пользователя, который пытается подобрать подходящий вариант терапии. На иллюстрации — выводы, почему человек так и не доходит до реальной помощи, а выливает все проблемы на друга/подругу/члена семьи за чашкой чая

почему спрос растет

Миллениалы больше других поколений заботятся о своем здоровье. Дело не совсем в том, что они такие крутые и осознанные: им просто придется тратить кучу денег на систему здравоохранения (например, 79% из них считает, что она обходится слишком дорого, а 77% считает затраты непредсказуемыми).

Что хорошо — они практикуют холистический подход (питаются здоровее, меньше курят, беспокоятся о ментальном здоровье). Ментальное здоровье, кстати, самая уязвимая точка миллениалов и поколения Z (это уже не говоря о подрастающем поколении, у которых любимые игрушки — антистресс).

В той же Австралии 46% миллениалов осознают, что с их менталкой не все в порядке, а ведь Австралия занимает 15 место в рейтинге процветающих стран (для интересующихся: Америка на 19, а Россия — на 77).

*По данным на июнь 2020 года: 46% австралийских миллениалов испытывают проблемы с ментальным здоровьем, 31% из них страдает от стресса и тревожности, а 19% — от депрессии
*По данным на июнь 2020 года: 46% австралийских миллениалов испытывают проблемы с ментальным здоровьем, 31% из них страдает от стресса и тревожности, а 19% — от депрессии

рынок в России и проблема узких ниш

Говорить о России в этом плане немного сложнее. Можно только представить, сколько людей считают, что они устали на работе, а на самом деле борются с депрессией. У нас до сих пор идет стигматизация ментальных заболеваний, а хронический стресс и тревожные расстройства врачи обозначают как ВСД (которой, кстати, нет в мировой классификации болезней).

Да, на российском рынке можно найти около 20 до 70 тысяч экспертов в области ментального коучинга и психологического здоровья, но есть одна проблема: они узкоспециализированные. То есть, одни занимаются медитациями, вторые исследуют биохакинг, третьи учат правильно спать, четвёртые решают проблему отношений, пятые — эмоций и управления эмоциями и так далее.

как мы решили эту проблему в ЯНорм: интегральный подход к счастью

Мы решили эту проблему интегральным подходом к счастью и создали треки, которые вне зависимости от пола, возраста и профессии решают проблему и формируют определенный навык и проводят человека из точки А с разными состояниями в точку Б с результатами и решенными запросами.

*К нам приходят разные люди с разными запросами. Кому-то больше заходят экспресс-практики, на которые нужно тратить не больше 2 минут, а кто-то ценит живое общение с кураторами и такими же осознанными людьми. Вывод один: формат, который учитывает разные сферы жизни клиента и даёт комплексное решение, людям заходит
*К нам приходят разные люди с разными запросами. Кому-то больше заходят экспресс-практики, на которые нужно тратить не больше 2 минут, а кто-то ценит живое общение с кураторами и такими же осознанными людьми. Вывод один: формат, который учитывает разные сферы жизни клиента и даёт комплексное решение, людям заходит

подводные камни: разные потребности и внимание

Слишком широкий круг проблем. Нужно учитывать потребности каждого человека, и в этом вся сложность. То есть, кто-то приходит с запросом «Мне нужно перестать прокрастинировать и дописать диссертацию», а кто-то приходит с результатами многолетнего выгорания и хочет привести свою жизнь в порядок за пару недель.

Сложный процесс управления вниманием. У вас есть 12 секунд, чтобы заинтересовать миллениала, и всего 8, чтобы привлечь пользователя из поколения Z. В продуктах для самотерапии и особенно в благополучии по подписке надо постоянно управлять вниманием клиента и давать инструменты, которые не отпугнут его.

Мы в проекте решили это двумя типами практик: экспресс и обычными. На экспресс практики надо не больше 2-х минут в день, на полные — от 10 до 30. Так мы закрываем и потребность в глубокой проработке, и цикл принятия решений: делать практику или не делать, оставаться в подписке или не оставаться.

Причина 3: тренд на СОЖ и саморазвитие

что такое

Тут нет опечатки. Именно СОЖ (счастливый образ жизни), а не только ЗОЖ в последнее время руководит нашей жизнью. Вот эти все «я в ресурсе», «я в потоке», «личное пространство», «незакрытый гештальт» — все термины и понятия не берутся из ниоткуда. Теперь недостаточно быть спортивным, нужно еще быть осознанным.

что происходит: Self-Help Culture

В медиа появился новый термин: Self-Help Culture (культура «помоги себе сам»), который сразу же окрестили токсичным. Когда из каждого утюга слышно, что нужно становиться лучшей версией себя, у некоторых желание улучшаться отпадает напрочь. Другие же начинают массово скупать книги по психологии, но замечают, что состояние только ухудшается. Исследователи доказали, что у людей, которые постоянно читают книги о самосовершенствовании, повышается кортизол (известный как «гормон стресса»). В общем, ничего нового. Как только появляется тренд, сразу же возникает большое количество людей, которые пытаются погрузиться в него на 110%. Во всем нужно искать золотую середину.

*Ну, и еще одна проблема в том, что штуки для самотерапии устроены примерно как этот мем :D
*Ну, и еще одна проблема в том, что штуки для самотерапии устроены примерно как этот мем :D

а как у нас: ситуация в России

В России за последние 30 лет индекс счастья вырос в 11 раз и составил… 37%. То есть, всего 37% россиян чувствует себя определенно счастливыми. И самые счастливые люди, согласно другому опросу, живут в Санкт-Петербурге, Москве и Владивостоке. Ситуация изменилась в 2022 году, и появилась проблема: как стать счастливым без токсичного позитива и дорогой терапии.

подводные камни

Чем ярче тренд на СОЖ, тем больше количество «инфоцыган». Как только они себя не называют: коучи, эксперты, гуру… При этом путь к успеху у всех выглядит одинаково, а информацию они продают общедоступную. Понятно, что при таком раскладе доверие аудитории стремительно падает.

*Способов проверять эксперта пока мало
*Способов проверять эксперта пока мало

Доверие в благополучии по подписке — фундамент. При создании своей платформы ЯНорм я заморочился над тем, чтобы все было science-based. Наши практики основаны на реальных исследованиях, их проверяют эксперты, а экспертов проверяем мы по нашим 8 кругам ЯНорм.

*Чтобы пользователи видели прозрачную картинку при покупке наших продуктов, мы даём подробную информацию об эксперте в его карточке: образование, опыт, супервизия, методики, каналы и публикации. А еще — ссылки на соцсети
*Чтобы пользователи видели прозрачную картинку при покупке наших продуктов, мы даём подробную информацию об эксперте в его карточке: образование, опыт, супервизия, методики, каналы и публикации. А еще — ссылки на соцсети

Причина 4: корпоративный интерес увеличивает продажи с партнерских программ

что такое

Пункт для тех, кто любит инвестиции. В партнерских программах (или стратегии аффилейт маркетинга) вы получаете комиссию за то, что рекламируете чьи-то продукты или услуги. Главное — подобрать партнерскую программу, которая зайдет именно вам (work-life balance курсы — вообще универсальный вариант) и рекламировать ее через социальные сети или свой сайт.

что происходит или почему бизнес инвестирует в благополучие

В 2021 году 9 из 10 работодателей планировали инвестировать в ментальное здоровье сотрудников. Исходя из аналитики My Work & Well-Being, каждый доллар, заложенный в эту сферу, вернется в среднем 4.5 долларами чистой прибыли. Вот только у одного из четырех работодателей есть хорошая стратегия, как это сделать.

Лучшая идея — использовать модель PERMA (по первым буквам пунктов формулы счастья):

  • позитивные эмоции
  • вовлеченность
  • взаимоотношения
  • смысл (осознание своего предназначения и целей жизни)
  • достижения
*Модель PERMA (Positive emotions, Engagement, Relationships, Meaning, Accomplishment) выделяет пять ключей для процветающей работы и личной жизни
*Модель PERMA (Positive emotions, Engagement, Relationships, Meaning, Accomplishment) выделяет пять ключей для процветающей работы и личной жизни

В бизнесе «борьба за счастье» улучшает качество жизни как сотрудников и работодателя, а еще имеет огромное положительное влияние на сам бизнес. Успешные компании потому и успешные, что они ориентируются не только на прибыль, но и на счастье.

*Экономические выгоды «счастливый компаний»: прибыль, рост, удержание кадров, производительность труда, оборот.
*Экономические выгоды «счастливый компаний»: прибыль, рост, удержание кадров, производительность труда, оборот.

Если вы сотрудничаете с компаниями, чья цель – счастливый образ жизни, вы не только получаете пассивный доход, но и увеличиваете свои продажи. Сотрудник, который испытывает стресс, тревогу и депрессию, в среднем теряет 24 рабочих дня в год.

*В среднем в году 247 рабочих дней, 24 из которых теряются
*В среднем в году 247 рабочих дней, 24 из которых теряются

а как у нас

Российские компании обеспечивают своих сотрудников ДМС, но в последнее время также заметна тенденция именно на предотвращение большинства проблем: компенсация абонементов в бассейн или в тренажерный зал, наличие корпоративного психолога.

Тенденция есть, а над исполнением нужно поработать. По исследованию сервиса Head Hunter, только каждый десятый респондент может обратиться к штатному психологу. А ведь в 2022 году на рынке труда получение психологической помощи стало самым ярким трендом!

подводные камни

Кто-то может подумать, что люди ходят на работу не для того, чтобы в процессе думать о личных проблемах, а внедрять в коллектив психологические курсы или делать рекламу — вообще бессмысленная затея.

Тут нужно понимать, что штатные психологи не только решают личные проблемы сотрудников. Они помогают работать с выгоранием, налаживают продуктивность и улучшают психологическую атмосферу в коллективе.

Причина 5: личная выгода

личный опыт

Я сам прошел непростой путь: жесткое выгорание из-за темпа жизни в столице не привело ни к чему хорошему. Работал по 14-16 часов в день и в итоге выгорел так, что захотел уйти в горы и стать отшельником. Но я не только смог выбраться из этого состояния, но и запустить сервис «ЯНорм», цель которого – помочь людям не допустить подобных ситуаций.

выгода из инвестиций в WaaS

Инвестиции в WaaS дают вам возможность пользоваться услугами того или иного сервиса. Проводить по 20 минут в день по дороге на работу, занимаясь практикой, гораздо эффективнее и быстрее, чем потом несколько месяцев ходить по психологам. То есть, выгода не ограничивается только финансовой; хотя понятие благополучия у каждого из нас разное, именно инвестиции в welltech помогут найти ту самую золотую середину между финансами и здоровьем.

Первые сервисы и приложения в области фитнеса, осознанности, сервисах ментального благополучия уже успешны и дают представление о том, куда мы можем прийти, если сфокусируемся на счастливом и осознанном образе жизни. В течение следующего десятилетия мы увидим всё больше сервисов и услуг, преодолевающих порог от реактивного подхода к своей жизни в сторону проактивного.

*На схеме показан смысл проактивного подхода
*На схеме показан смысл проактивного подхода

подводные камни

После того, как я окончательно выгорел, я не сразу решился на создание подобной платформы. Мы живем в обществе, которое требует от нас, чтобы мы даже выгорали с эффективностью — проблема «токсичной продуктивности».

Инвестиции в well-tech или создание стартапа в этой области могут навлечь мысли, что вы как раз токсично продуктивите. Тут совет один: взвешивать ресурсы, которые вы готовы инвестировать (в том числе время) и — принимать решение.

То же самое, но в 5 раз короче

Вот 5 причин, по которым я инвестирую в благополучие как сервис:

  1. благополучие становится услугой;
  2. потребность аудитории увеличивается, а предложение не до конца решает проблему клиента;
  3. появляется тренд на СОЖ и самотерапию;
  4. корпоративный интерес увеличивает продажи с партнерских программ;
  5. инвестиции в благополучие приносят не только финансовую выгоду, но и ментальную.

Сейчас в нашей жизни есть два главных тренда: диджитализация (гаджеты буквально повсюду, некоторые из нас не могут даже пообедать, чтобы потом не занести данные в специальную программу) и счастливый образ жизни. Если соединить их, то как раз получится благополучие как сервис. Тренд на WaaS будет очень ярким и определяющим индустрию в 4,7 триллиона долларов в ближайшем десятилетии.

Быть одним из первопроходцев в области well-being на российском рынке — роль увлекательная. Если хотите знать больше о моем пути к СОЖ, заходите в телегу нашего проекта, там мы делимся материалами про счастье и рассказываем про платформу.

2828
11 комментариев

У меня много знакомых и друзей посмеиваются: "Счастье - это что-то не для простых смертных". Настолько вопросы выживания на работе и в мире вытесняют стремление к тому самому благополучию. Как их убедить в том, что быть счастливым вполне возможно при любых жизненных сценариях? Без токсичного позитива имею в виду.

А зачем убеждать людей в том, чего они не хотят делать?(
Ты будто ответственность за их реакцию берёшь. Главное, чтобы ты счастлива была

2

Как зумер могу сказать, что идея крута: иногда проще купить подписку. Вопрос к автору: как понять, что мне нужно выбрать, если я сама не понимаю, что со мной происходит? У вас это как-то реализуется?

Мне кажется, тут всё от реализации будет зависеть: получится сделать продукт, который реально помогает, или нет.

Необычный продукт, с таким еще не сталкивалась, хотя индустрия сейчас переполнена. Я, как довольно скептичный к психологии и мейнстриму в этой области, заинтересовалась. Если продукт действительно качественный и ты сам выбираешь, когда и сколько времени посвятить себе с помощью этого проекта, то супер

Ого, спасибо за такую подробную статью