Пять шагов к повышению эффективности бизнеса во время кризиса

В большинстве компаний сегодняшний кризис не столько запустил деструктивные процессы, сколько вскрыл их и ускорил развитие. Бизнесы, которые многие годы закрывали глаза на собственную неэффективность, оказались с ней лицом к лицу и были вынуждены начать оперативно с ней бороться. Только сейчас все проблемы усугубились одновременно, а ресурсов на их решение как никогда мало.

Вспомните, как часто ваши друзья-предприниматели или руководители бизнеса признавались, что они перекредитованы, не хватает средств на выполнение собственных обязательств, низкая рентабельность, средний чек, коэффициент повторных покупок, а фонд оплаты труда непомерно велик? Сколько было жалоб на негодных сотрудников, неэффективные отделы? При этом у любого бизнеса были явные точки роста, на реализацию которых не хватало дисциплины, знаний, опыта или ресурсов. Сегодня самое время проанализировать ошибки периода макроэкономической стагнации и повысить эффективность бизнеса после завершения острой фазы кризиса. Выход из рецессии в России займет от года до нескольких лет, и это значит, что покупательная способность будет продолжать сокращаться, а конкуренция — расти.

Пообщавшись не с одним десятком бизнес-руководителей, мы проанализировали слабые места малого бизнеса и составили чек-лист для повышения его эффективности.

1. Если вы не вели управленческий учет и у вас не было плана продаж, самое время научиться их вести. Перекрыть кассовый разрыв растущим спросом в период рецессии будет непросто, поэтому важно сохранять фокус на денежных потоках. Принимая любое решение, сверяйтесь с планом поступлений и выплат.

Какого результата можно достичь: минимум — отсутствие кассовых разрывов, максимум — накопление денег на счетах компании (никаких сомнений в том, что после кризиса бизнесы приоритизируют финансовую безопасность над темпами роста).

2. Посмотрите на тренд продаж и рентабельности по категориям продуктов или услуг. Возможно, какие-то из них давно имеют отрицательную динамику и низкие перспективы роста. Проанализируйте причины. Они могут быть скрыты в глобальном сокращении спроса на продукт или неэффективном управлении. Обновите ассортимент или пересмотрите бюджет на развитие деградирующих направлений.

Какого результата можно достичь: отказ от неэффективных направлений, перераспределение ресурсов в пользу высокомаржинальных и растущих направлений, актуализация ассортимента в соответствии с макроэкономическими и индустриальными трендами.

3. Убедитесь, что функция маркетинга эффективно работает. Посмотрите в динамике на количественные показатели — например, на посещаемость сайта, процент отказа, среднее время и глубину просмотра, конверсии в покупку и коэффициент повторных покупок. Любая деградация или стагнация — повод провести работу над ошибками.

Какого результата можно достичь: повышение продаж и прибыли компании.

4. Функция HR — одна из самых важных в любом бизнесе. Этот кризис заставил объективно взглянуть на команду в целом и оценить потенциал каждого сотрудника. Сокращение личных доходов по-разному скажется на поведении людей. Кто-то проявит гибкость и проактивность, но обязательно будут и те, кто начнет меньше работать, соразмерно изменившемуся в кризис доходу. Решение, продвигать ли формалистов в компании, даже если они мастера дела, принимает каждый руководитель, но история не знает ни одной великой компании, в которой сотрудники отличались бы инфантилизмом, отсутствием дисциплины или формальным подходом к делу.

Какого результата можно достичь: повышение продуктивности и темпов роста компании.

5. План продаж — это тактический документ, но для долгосрочного развития нужно иметь стратегию, которая станет вашей дорожной картой в достижении средне- и долгосрочных целей. Маршрут поменяется за это время много раз, главное, не терять из вида цели и подцели.

Какого результата можно достичь: четкое понимание руководителями направлений, какие цели и задачи преследует компания, как будет измеряться эффективность работы их отделов.

Все эти шаги не такие уж сложные в реализации. Если не хватает знаний, как это сделать, значит, первым делом нужно подтянуть управленческие компетенции. Времена, когда микроэкономика могла работать неэффективно и приносить прибыль, остались в прошлом. Наступило время профессионалов в бизнесе.

1
Начать дискуссию