Евразийское пространство: Амир Темур и его стратегия

Т.Т. Алимардонов

Аннотация. Данная статья посвящена анализу роли и деятельности великих полководцев Амира Темура и Йылдырыма Баязида как лидеров мусульманского тюркского мира в средние века на мировой политической арене. Исследование сфокусировано на геополитических конфликтах между сторонами евразийского региона XIV века.

Ключевые слова: Евразийское пространство, стратегия, политика, империя, дипломатия, геостратегия, регион, интересы, конфликт, письмо, отношения, ислам, Европа, Восток, стабильность.

Annotation. This article is devoted to the analysis of the role and activities of the great commanders Amir Temur and Yildirim Bayazid as leaders of the Muslim Turkic world in the Middle Ages on the world political arena. The study is focused on geopolitical conflicts between the parties of the Eurasian region of the XIV century.

Keywords: Eurasian space, strategy, politics, empire, diplomacy, geostrategy, region, interests, conflict, letter, relations, Islam, Europe, East, stability.

Два ярко выраженных лидера мусульманского тюркского мира — Амир Темур и Йылдырым Баязид, жившие в XIV в., — демонстрировали могущество тюркских империй, ставших в свое время политическими и культурными центрами в евразийском пространстве.

История подвластных им территорий породила особую культуру государственности, основанную примерно на одних и тех же ценностях. Гунны, караханиды или мамлюки, сельджуки или османы, ануштегины или монголы на бескрайних просторах от Тихого океана до Западной Европы придерживались практически схожих традиций политического управления. Амир Темур и Йылдырым Баязид не скрывали своих амбиций на мировое господство.

Причина возникновения нового геополитического евразийского пространства в регионе в XIV в. кроется в упадке династии Чингисхана, обеспечивавшей баланс сил на континенте. В результате в Евразии сформировались три могущественные империи: государство Амира Темура, Османская империя и Золотая Орда.

Правителю Мовароуннахра — мудрому, просвещенному, стратегически мыслящему Амиру Темуру — удалось создать в Средней Азии из осколков Монгольской империи сильную боевую державу с дисциплинированной армией. В течение многих лет эта армия не знала поражений. В планах было покорить Индию и Китай, а также перебраться на Запад, в Европу.

Султан Баязид — правитель Османской империи — вел успешные воины на Балканах, планируя захватить Константинополь и взять под полный контроль Босфор и Дарданеллы. Добившись своей цели к концу XIV в., Баязид завоевал Балканы и Малую Азию и основал обширную империю.

Другое тюркское государство — Золотая Орда — наводило ужас на своих христианских соседей до середины ХIV в., но пришло в упадок из-за нестабильности, конфликтов, гражданской войны и экономических трудностей. Однако при хане Тохтамыше (1380—1395) начался кратковременный подъем Золотой Орды. В начале своего прихода к власти хан опирался на поддержку Амира Темура, а позже стал соперником правителя Средней Азии. Именно эти три тюркских правителя стали возбудителями раздора в Евразийском регионе.

Будучи искусным политиком и уникальным военным стратегом, Амир Темур в первую очередь стремился обеспечить безопасность приграничных районов Турана, уничтожая недоброжелателей во внутренних конфликтах в соответствии со своими представлениями. Он прекрасно понимал, что его могут атаковать со всех сторон одновременно. Ведь возвышение Туранского государства встревожило не только монголов, но и все страны Ближнего и Среднего Востока. По этой причине под предводительством князей Золотой Орды Египет, Иран, Ирак, Сирия, Монголия, османские тюрки, правители Кавказа и Китай стали союзниками. Возникает резонный вопрос: какой должна была быть внешняя политика Амира Темура в сложившихся геополитических реалиях?

Стремление Тохтамыша к региональному лидерству вело его к союзу с мамлюками и турками-османами против Амира Темура. В 1394 г. послы египетского султана, Тохтамыша и султана Баязида, встретившись в Дамаске, договорились о совместных действиях против Тимура. Главы туркменских эмиратов также направили послание, в котором говорилось, что они будут подчиняться воле султана Баркука 1.

Амир Темур, как подобает искусному стратегу, вовремя осознал опасность. Он вел отдельные переговоры с каждым из своих врагов, желая уничтожить их по отдельности. Ключевым в его военных походах было не завоевание лучших земель, как указывают западные ученые, а устранение очагов постоянных угроз. Именно поэтому Амир Темур исключил Тохтамыша из поля активной международной политики, лишив его союзников. В итоге противники Амира Темура были разгромлены один за другим, так и не успев предпринять практических действий 2, что стало одной из причин, приведших к войне в Анкаре.

Амир Темур хорошо знал о сложных и противоречивых отношениях между Баязидом и европейскими странами Евразийского региона. Хотя он и выслушивал мнения западных послов по этому вопросу, выступить против Баязида не спешил. Острый ум, железная логика и опыт подсказывали ему не доверять европейцам. Он прекрасно понимал, что европеец, услышавший его имя, будет содрогаться и проводить прагматичную политику. Низамиддин Шами писал, что «сахибкиран» отправил письмо Баязиду следующего содержания: «По своей природе я не хочу двигаться в этом направлении и посылать войска в эту страну. Я не хочу, чтобы франки получали поддержку, а люди ислама ослабевали из-за того, что Амир Баязид постоянно совершал набеги на франков. Но Кара Юсуф — разбойник, заговорщик и развратник. Султан Баязид взял его под свою защиту и дал ему место. Теперь он должен сделать одно из трех: во-первых, пусть он (Кара Юсуф) воспользуется своим мечом, чтобы остановить свое дело, передать его нам, чтобы он мог покаяться в своих грехах и понести наказание в соответствии с тем, что он наделал. Если (Султан Баязид) того не хочет, пусть изгоняет его из своей страны! Тогда между нами будет отцовство, дружба и союз» 3.

В случае успеха намерений, о которых говорится в письме, баланс сил в регионе обеспечил бы интересы тюркских государств. К сожалению, даже если государственные столпы и сановники будут рассказывать о вторгшихся слонах и коннице Амира Темура, его победах и успехах в мире и призывать Баязида к соглашению с ним, это не поможет 4.

Боле того в статье А. Степанченко подробно описывается тот факт, что перед конфликтом Темур написал Баязиду письмо с предложением о союзнических отношениях в борьбе против Золотой Орды. По замыслу, Баязиду следовало прийти с Балканского полуострова, пересечь Дунай и выйти в район Днепра. Одновременно с Баязидом войска Тимура должны были уйти с Кавказа.

Причина, по которой Амир Темур призвал Баязида в поход по Днепру, заключалась в том, что в начале 90-х гг. XIV в. правители Великого княжества Польского и Литовского взяли под полный контроль территорию Киевского княжества и вышли к побережью Черного моря. Князь литовский Витовт активно начал строить замки на новых землях с намерением взять под контроль крымско-львовские торговые пути. Все это произошло вскоре после поражения Тохтамыша при Кондурче.

Кроме того, в вышеуказанном письме говорилось, что союз Тухтамыша с франками может иметь негативные последствия для османов. Амир Темур знал, что Папа Римский поддержал планы короля Польши Владислава Ягайло и князя Витовта выступить против мусульман. Однако доводы и планы Амира Темура не вызвали особого интереса у османского султана. Он мало знал о положении вдоль длинного Днепра и отверг предложение эмира о совместной военной экспедиции на украинские земли — пишет автор 5.

В целом трактовки ученого согласуются с геополитическими целями Амира Темура. В частности, в феврале 1395 г. через Ширван Шарофиддин Али Язди сообщал, что он «грабил русских и покорил остальные народы» 6. Здесь автор называет русских «урусами», а «Малую Русь» «урусжуками – то есть украинцами. Однако не приводит никаких источников для обоснования своих утверждений.

Учитывая геополитические интересы региона и соотношение международных сил, Амир Темур, вероятно, должен был обратить свой взор на Запад, а не на Средиземноморье. Представьте, насколько изменился бы региональный ландшафт мира, если бы Баязид пошел на запад и вошел с юго-запада?! Фактически, по логике геополитических сценариев, сферой влияния Баязида считались европейские территории. И это подтолкнуло Амира Темура стать его соперником.

Стремление узнать, где находится источник информации о таком письме, подвигло нас к дальнейшим исследованиям. Оказалось, что на страницах Википедии содержится подробная информация о содержании письма. Востоковед Л. Калимуллина 7 рассказала о нем в 2010 году.

Поиск показал, что об этом письме первоначально сообщил Заки Вали Туган еще в 1958 году. Информация о нем вместе с персидской копией письма появилась в 2014 г. в журнале «Deutschen Morgenländischen Gesellschaft» 8 Университета Мартина Лютера в Германии. Известно также, что описание этого письма З.В Туганом опубликовано в сборнике американского журнала “The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciemces” в 1958 году 9. Заки Вали во вступительной части статьи дает следующее толкование письма:

«Политическое значение второго похода Тимура не ограничивалось Золотой Ордой, а распространялось на всю современную Восточную Европу, что видно из письма Амира Темура от февраля 1395 года из Ширвана (между Баку и Дербентом) к османскому султану Баязиду. Я опубликовал это недавно обнаруженное письмо в последнем номере Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. Это письмо хранится в библиотеке Сулеймании в Стамбуле; насколько мне известно, это единственный сохранившийся экземпляр. В этом письме Амир Темур предлагает Баязиду вместе занять Приднепровье. Амир Темур планировал идти “этой дорогой”, то есть с Кавказа. Баязиду пришлось двигаться “с другой стороны”, то есть с Дуная и Балкан. В этом письме Амир Темур называл себя “завоевателем немусульманских стран Востока (Индии и Китая)” и описывал Баязида как такого же правителя на Западе (Балканы). Тимур говорит, что оба правителя должны действовать вместе. В своем письме Амир Темур предупредил Баязида, что союз Тухтамиша с франками будет опасен и для османов» 10.

Сопоставляя тексты, Л. Калимуллина цитирует не только текст письма Амира Темура, но и аналитические комментарии З.В. Тугана к этому источнику. Ниже приводится переведенный текст персидской копии письма, посланного Амиром Тимуром Баязиду.

Евразийское пространство: Амир Темур  и его стратегия
Евразийское пространство: Амир Темур  и его стратегия
Евразийское пространство: Амир Темур  и его стратегия
Евразийское пространство: Амир Темур  и его стратегия
Евразийское пространство: Амир Темур  и его стратегия

Перевод: Аллах, который излучает лучи Своего величия и могущества на необыкновенные создания и существа и кто по своей милости и совершенству распространяет свою благодать и бесконечную милость на все слои вселенной, по праву достоин всякой хвалы. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), избранный Аллахом для распространения абсолютно почетной религии [ислама], известен своими прекрасными добродетелями и самой зрелой моралью. Да благословит Аллах всех [верующих] последователей, которые искренне следуют за ними, и да будет Он их прибежищем!

После [молитвы] этот экземпляр письма был написан Амиром Темуром, великим эмиром из Корагон, самым справедливым правителем мусульман, мечом Аллаха, который был готов сражаться против своих врагов. Убийца тиранов и неверных, агрессоров и моджахедов, защитник границ мусульманских земель, «правдивый и мирской религиозный лидер» (джалал ал-хак ваддунья ваддин), однако отношения между ними сотрудничества и дружбы не так сильны, как в памфлете.

Однако известно, что мы ведем борьбу с неверными на востоке мира и джихад против непослушных мятежных и коррумпированных людей, как сказано в следующем аяте [Аллаха]: Мы также мобилизуем все наши усилия для осуществления правил истинной религии, для достижения высшей цели и желаемого результата в развитии шариата, который принес наш Учитель Сайид аль-Мурсалин [Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует].

Он [Баязид] приложил большие усилия в борьбе против отступнических сект в Магрибе и последователей древних религий, отрицавших божественный закон, в соответствии с постановлением Аллаха, и вы прилагаете серьезные усилия.

Все благие намерения и действия [Его Величества Султана] направлены на распространение шариата, создание благоприятных условий для благополучия мусульман и установление правил единобожия. Таким образом, все верующие живут безопасной, мирной и счастливой жизнью. Сознавая это, день ото дня возрастает вера верующих, растет их стремление к благородной цели и жизни.

Действительно, есть богатое государство, которое украшает себя стихом: «Кто имеет сердце Аллаха, склоняется к исламу, тот благословлен светом своего Господа». В то же время он [Хазрат Баязид Бахадур Хан] занят своими последователями, призывая их сражаться с неверными, участвуя в ожесточенной битве, основанной на аяте: «Кто ищет чего-либо, кроме ислама, его религия не будет принята»... «За это, конечно же, ему будет оказана разного рода поддержка и щедрость Всевышнего Аллаха в награду. День за днем ваш народ будет процветать и процветать, ваши счастливые звезды будут сиять высоко и сиять все ярче и ярче». «Обилие в руках Аллаха, и Он дает его тому, кому пожелает».

Горячие приветствия, после искренних пожеланий, высказанных в вашу честь, мы продолжим молиться за вас от Всевышнего Аллаха. В народе есть поговорка: «Молитва праведника — мустаджаб». Аллах внимает мольбам Своих верующих рабов, помогает и поддерживает их. Мы знаем, что он [Хазрат Баязид] всесторонне развитый, искренний и верный мусульманин, и в любом случае, в соответствии с аятом «Будь с правоверными», установив с ними дружеские связи, надеемся, что это будет гарантией успеха и процветания обеих сторон. «По правде говоря. [Аллах] исправит ваши дела», и, как сказано в аяте, «Если вы завоюете любовь хорошего человека, цените его». «[Правда и признание] приносят пользу обществу. [Так] Он покажет чистую совесть обладателя чести.

Когда Чингисхан, царь мира, по воле Бога завоевал земли Турана в Иране, он поделил подконтрольные ему территории своим сыновьям. В частности, он отдал все земли Ирана своему сыну, принцу Чигатаю, и доверил ему управление. Какое-то время, пока трон не перешел в руки Менкухана, те, кому была дана власть управлять страной, правили страной мудро. Когда Менкухан взошел на вершину престола, дела королевства пошли свободно. Затем он [Менкухан] отправил своего брата Хулагу на территорию Ирана со своей армией, стоящей на границе страны. Затем он [мальчик Хулагу] принял правительство. Мальчик Хулагу и его дети много лет правили страной.

Поэтому регулярно возникали конфликты между нашими странами, были возражения друг другу. Большинство из них закончилось военными столкновениями. С уходом Чингисхана и его потомков в стране царила суматоха. Дороги стали опасными и непроходимыми. Караваны, совершавшие паломничество в Мекку, были лишены возможности добраться до места назначения. «Пригласите их из народа совершить хадж, и они придут к вам пешком и на дальние расстояния, на тощих верблюдах, измученные». Курды и луры стали делать все, что хотели. Деловые люди больше не могут безопасно выполнять свою работу. Положение страны и ее народа было ужасным, и по всей стране разнесся крик: «Кто еще слышит стон угнетенных, кроме Него»… человеку по имени Хасан Тикрити удалось «украсть» землю Тикрита. Это напоминает нам стих «Вор украл замок у стражи и разграбил его» [или «вор был побит разбойником»].

Вокруг собрались фискальные коррупционеры со всей округи. Ахмад Джалоири, с другой стороны, не смог их остановить и преодолеть. Более того, он вышел за рамки шариата. Следуя своей незаконной деятельности, он тайно открывал дорогу повстанцам, поднимая преступников и головорезов. Как говаривали арабы: «Тот, кто привязывает собаку на пороге своего дома»,должен знать, что « украшает людей не собака, а тот, кто ее привязал», так и он [Ахмад Джалоири] остался на виду. Исламский царь, герой «воды и грязи», преемник султанов-предшественников, сияющая звезда царского созвездия, тень божественной благодати, свет сада Ильканидов [потомков Чингисхана], свет Чингисхана, истины религии и мира. Султан Махмудхан — Да продолжит Аллах его правление и распространит его добрые дела и доброту на земле Куррай — во время его правления ему подчинялись князь и правители нации. Поскольку мамлюки Ирана были свободны от правления династии Чингисхана, им пришлось пройтись по землям, которые передавались из поколения в поколение в качестве наследия, и захватить эту страну из рук захватчиков.

Кроме того, поскольку Джонки использует территорию страны в первую очередь для того, чтобы ставить палатки и собирать жаждущую победы армию [нам нужно это сделать]. В то время, когда «дверные» цари страны еще пытались сделать страну процветающей, дарулмульк Самарканд сообщал, что несчастный Токтамыш начал грабить границы страны.

Поэтому мы отправились в Самарканд, чтобы дать ему заслуженный этикет и «потереть его носом о землю». Оттуда в сопровождении огромного войска мы составили план похода на степной кыпчак и узбекскую землю. Как вы, возможно, слышали, мы, по милости моего Господа, «заставили его раскаяться». Его армия, а также его военачальники, большие и малые, вкусили смерть и яд меча. «Это от милости Господа», «Поистине, победа дана Аллахом, Могущественным, Мудрым». В то же время известие о том, что границы Грузии и Абхазии, горный район Альбурз, на наше счастье, были захвачены и присоединены к нашей земле, дошло до ушей Токтамыша и его родственников, оставило их души в состоянии отчаяния. Затем часть его армии перешла на сторону Темура Кутлуг оглана, который был нашим соратником. Некоторые бежали к крымским рекам Кафа и Аджам в поисках убежища. По милости Господа их положение стало напряженным. «Угнетающий народ полностью уничтожен. Всех похвал достоин только Аллах, Господь миров». Так закончилась их длинная история и подробные проблемы.

Более ранний случай был таков: Наш сын Амираншах Корагон Бахадир — да продлит Господь ему жизнь — по-дружески послал Хаджи Мухаммада Киссахана, носителя этого титула, передать благую весть Его Величеству [Хазрату Баязиду]. По дороге он [посол] узнал, что Его Святейшество [Баязид] собрал войско против неверных и отправил его на запад. Все еще слыша это, он отвернулся, не имея возможности встретиться с вами, потому что вы были в священном джихаде в то время. Он думал, что каждый раз, когда [вы] отправляете к нам послов, необходимо будет посылать некоторых послов, чтобы укрепить их дружбу и выразить свою преданность, что было признаком искренности наших намерений. Ранее в письме, направленном ему на границе с Грузией, описывалась ситуация.

После этого в Муштате Ширванской области мы провели зиму в присутствии одного из наших родственников, нынешнего правителя Дербанда и одновременно правителя крепости Бабуль-Аббаб — Амира Араша. При его посредничестве я получил от него письмо [от Тохтамыша] с предложением дружбы. Он [Тохтамыш], выразив свое искреннее послушание, согласился отдать свою дочь за одного из наших детей, а сына приучил к тому, чтобы он сделался рабом Господним со всем войском. Мы тоже приняли предложение и планируем провести это лето в живописном Яйлакском Алатаге. Оттуда было принято неизбежное решение идти в сторону Дамаска. Сообщите ему, что если по милости Аллаха в наших отношениях с другой стороной произойдет что-то новое [Тохтамыш], мы сообщим вам об этом.

Сейчас мы находимся на южной стороне реки Самур, впадающей в Дарбанд в округе Самурон (Шомурон). Возможно, если на той стороне есть опытные торговцы и проводники, хорошо знающие местность, им следует разрешить здесь переходить, освободить от пошлин и налогов и пойти по их стопам. Честно говоря, его стремление к мирным переговорам стало реальностью, и работа продвигалась к миру, сближая две стороны. Это следует использовать для облегчения обмена информацией о ситуации с обеих сторон. Если эти переговоры окажутся просто игрой, нам придется пойти против нее.

Мы искренне верим, что Его Высочество сочтет это необходимым и примет практические меры. Мы очень довольны нашим сотрудничеством. Мы уверены, что с помощью Аллаха ваши бойцы пойдут по его стопам, пока [прекращение огня] не будет полностью сокрушено. Делайте это при любой возможности. Только Бог является истинным помощником, и в Нем мы находим убежище. Несмотря на слухи о переговорах, мы слышали, что он ослушался вас, отвернулся от мира и верности, перешел реку Узу и бежал. Возможно, он собирается идти к укрепленным фортам на берегу реки Кафа. Если это действительно так, то мы должны пойти по его стопам и поймать его, приложив все силы и мобилизовав все наши усилия, так как он находится в тайной связи с франкскими неверными. Мы очень надеемся на помощь Всемогущего Бога, если на то будет воля Божия.

Надеюсь, используя то, за чем мы гонимся, произойдет противостояние между нами и европейскими неверными. С этой стороны мы, люди [Баязида], с вашей стороны, будем вести джихад против неверных, и в результате вместе уничтожим невежественных. «Успех этой работы только от Аллаха», «Интересы страны, судьбы народов в Его могучих руках». Такова ситуация сейчас. В прошлом году, когда мы были в арабском Ираке и Дамаске, мы обменивались товарами с местными губернаторами. По традициям салафитских [прошлых] султанов и бывших правителей, мы отправляли к ним послов с дарами и приветствиями. В том числе и… неграмотного купца. Он, в свою очередь, правил Египтом путем обмана и из-за отсутствия престижных правителей. Этот проклятый, беспечный, неблагодарный непокорный, убивший сына своего господина, вознесся на вершину царства. Итак, он поступил, как в арабской пословице: «Да пребудет проклятие Милосердного над благами неверия».

Он также изолировал имама от масс в халифате, что привело к развитию ислама и успеху мусульман. Он также отменил законы и добрые дела, изданные бывшими царями Египта, таким образом добившись монополии. Возможно, вы также слышали, что он казнил послов ни за что.

Человечество никогда не слышало и не видело такого гнусного деяния и греха, совершенного с таким презрением ни одним другим правителем и сановником. [Как описано в Коране] Ни один здравомыслящий правитель не был обязан пытать и мучить таким образом послов, обязанностью которых было только информировать и информировать. Ведь обидно, что наказание таких людей в этом мире есть не что иное, как позор.

Теперь, после божьего суда, что касается кипчакского вопроса, как только он будет решен, надо идти в сторону Дамаска. По милости Аллаха, этого черкеса следует «отвернуть от его ушей» и вложить в его разум. Мы надеемся, что арабская поговорка «Угнетение угнетателя в конце концов вернется к себе», окажется правдой. В Его руках скорейшее исполнение целей и желаний.

Казивачча Сиваси тоже напрасно сошел с ума, как в арабской фразе: «Что толку от крови блохи и что толку от масла воробья?» Следуя поговорке «Пес нашел пса в темноте», он поддержал черкеса. Таким образом, после неумолимого дня наступит последний день, и он вкусит горький сок смерти. Как в арабской пословице, он «идет копытами на смерть, как зверь» [то есть ищет собственной смерти].

Мы должны держать друг друга в курсе нашей ситуации, следуя принципам искренней дружбы. При этом мы должны учитывать, что мы искренне поддерживаем друг друга. Мы должны придерживаться принципов, упомянутых между нами, таких как взаимопонимание и уважение, упомянутые выше. Нам также следует как можно чаще обмениваться послами и подарками, быть в курсе здоровья Вашего Превосходительства и быть в курсе государственных дел в отличном состоянии. Такие отношения напоминают зарево в цветущем саду взаимопомощи и поддержки. Я не думаю, что мы слишком беспокоили вас своими предложениями. Желаем вам прочного мира сейчас и в будущем".

В трактовках письма Амир Темур восхваляет Баязида как выдающегося правителя, считая, что он — Божий меч против своих врагов, человек, посланный Богом для защиты интересов мусульман и границ ислама. Кроме того, говорят, что Амир Темур знает, что султан исламского мира находится в состоянии постоянной священной войны против врагов. Он хвалит его за активность, желает успехов и выражает готовность поддержать его. Отмечается также, что сам Амир Темур вел войну с врагами на востоке мира, и оба они служат одной идее.

В письме Амир Темур ссылается на ситуацию в Иране и Туране после нашествия Чингисхана, а также на раздел этих стран между его сыновьями. В то же время Амир Темур считает себя и монгольского хана Султана Махмуда реальными преемниками Чингисхана.

Амир Темур восхищался военным искусством последнего, однако это не говорит о том, что он стремился к захвату всего мира. Он был великим военачальником, равным Чингизхану. И все.

Амир Темур уделял особое внимание своим отношениям с Баязидом: ранее его сын Мироншах Баходур послал к нему своего представителя Хаджи Мухаммада Киссахона с предложением дружбы и вернулся, так и не увидев его, так как в это время из-за войны тот находился на Западе. Если от него придет гонец, то он пошлет к нему посланника и подтвердит свою дружбу. Он отправит сообщение, если переговоры о прекращении огня перейдут в новую фазу. Между тем, если Тохтамыш лицемерно расправится с неверными франками и установит с ними тайную связь, разразится священная война, с войсками Амира Темура с Кавказа, Баязида с Балкан, и тогда они потерпят поражение.

Хотя сведения о втором походе Амира Темура на Северный Кавказ и Днепр в 1395 г. были представлены Шарафиддином Али Язди и Ибн Арабшахом, его причины подробно не раскрывалось. Тем не менее, эти материалы очень важны для понимания как геополитики тех времен в Восточной Европе, так и отношений мусульманских государств между собой.

В письме подтверждается стремление Амира Темура к установлению партнерства с Баязидом в сфере распространения исламской культуры. Но советы Амира Темура относительно закрепления на Балканах, а также стран к западу от Днепра, остаются без ответа. В психологии Йилдирима верх взяло чванство, политика стратегической близорукость. Так возникла ситуация враждебности между двумя полководцами со всеми неопределенными последствиями.

Выводы письма подтверждают основы комплексной внешней политики Амира Темура по отношению к Евразийскому континенту. Серия политических ситуаций, описанных в письме, раскрывает глубинные конфликты, борьбу противоположных полюсов. Суть борьбы за мировое господство осталась неизменной. Выросла Польско-Литовско-Тохтамышская уния. Ее духовный покровитель Папа римский, а также европейские страны добились того, что оставшиеся слабые русские княжества превратились в буферную зону. Союз Тохтамыша с кавказскими княжествами, Ираном, Египтом, Ираком, высокомерие Баязида привели к изоляции Амира Темура на международной политической арене. Но он выиграл противостояние и стал признанным лидером евразийского пространства, объединителем всех государств региона.

Заметим, что источники, раскрывающие сущность международной обстановки и геополитических игр делятся на две части. Первая — это переписка Амира Темура с западными странами, а вторая — четыре письма Баязиду лично. Если будет доказано, что они действительно принадлежат Амиру Темуру, во взаимоотношениях двух полководцев-мусульман, несомненно, откроются новые страницы.

С учетом того, что в основе всех западных войн лежит христианское миссионерство (крестовые походы), можно предположить, что утверждения Амира Темура, основанные на содержании письма, были направлены на предотвращение идеологических и военных угроз со стороны Запада. Таким образом, аргументы западных современных ученых не соответствуют созданному ими образу «завоевателя». С другой стороны, объединение Амира Темура и Йылдырыма Баязида в идеологической борьбе должно было соответствовать вызовам той эпохе. Но геополитические устремления, построенные на личных амбициях, а не на политической мудрости, привели к изменениям в балансе сил, что в последующем вызвало возвышение Запада.

В свое время в борьбе за региональные геополитические интересы Йылдырым Баязид оказал достойное сопротивление силам всего евразийского мира. Запад в панике начал крестовый поход против мусульман, который в 1396 г. потерпел сокрушительное поражение. Крестоносцы, состоявшие из французских, венгерских, английских, голландских и прусских рыцарей, насчитывали 100 000 кавалеристов и пехотинцев. Армия Йылдырима Баязида — 60 000 всадников и пехотинцев 11. В битве под Никополисом было убито и взято в плен 10 000 крестоносцев. Кроме того, Йилдирим Баязид получил от крестоносцев 200 000 золотых монет в качестве компенсации за зверства. А византийский император Мануил Палеолог обязался платить дань турецкому султану.

Отец Баязида был убит в 1389 г. во время войны против сербов на знаменитом Косовом поле. 19-летний сын султана Баязид занял трон на поле боя и продолжил сражение с сербами. Несмотря на юный возраст, Баязид вскоре выиграл множество военных кампаний. В частности, он завоевал Дунайские государства, Македонию, Фессалию и вторгся в Грецию. В 1396 г. под Никополем он, разгромив кавалерию, сформированную из воинов разных европейских стран во главе с венгерским королем Сигизмундом, окружил Константинополь, столицу Византийской империи. За свои быстрые победы в войнах Баязид удостоился прозвищ «Йылдырым».

В 1393 г. он организовал военный поход в Филадельфию, к востоку от Смирны (Измира), и столицу Болгарии. А 1395 г. Болгария вошла в состав Османской империи. Годом раньше, в 1394 г., вассалами стали греки, платившие дань османам. Только албанские горы останавливали турок в продвижении на запад. С 1389 по 1396 г. последние независимые княжества Анатолии — Айдын, Сарухан, Хермиян, Ментеше, Хами, Караман и Сивас — также оказались в составе Османской империи.

Из письма к Баязиду становится ясно, что «сахибкиран» никогда не ставил перед собой цели завоевания его государства. В то же время он был осведомлен о военной силе Йылдырыма. Спустя несколько лет (1405 г.) великий Амир Темур скончался.

После Салахуддина Айюби самой серьезной и мощной силой, способной противостоять крестоносцам, стало Османское государство. Но поднять османов было непросто. Тем более нужно было решить вопрос Европы 12. Раздробленность, противоборство, алчность и невежество власть имуших привели к разладу евразийской целостности.

Вообще в истории тюркских государств мы сталкиваемся со многими парадоксом. Известно, что Византия и Китай были заинтересованы в распаде любых империй, возникавших на евразийском пространстве. Будь то караханиды, сельджуки или газневиды, и эта историческая геостратегическая политика повторялась в новых формах и во времена правления Амира Темура. Византийский заговор и китайская интрига оказали глубокое влияние на раздробленность культурных слоев храбрых, мужественных, дерзких, вольнодумных тюркских народов. Имеются факты, что в период правления сельджукского султана Маликшаха Византия дипломатическими средствами провоцировала Китай на выступление против сельджуков и развязывала между ними войну 13.

После смерти Амира Темура и Йылдырыма Боязида, а так же с распадом империи внутренние конфликты на территории Евразии станут полем новых противоречий и хаоса. Раздробленный Туран и ослабленные тюркские и арабские государства начнут одно за другим терять контроль над Евразийским регионом. Европа пойдет по пути мастерского использования такой ситуации. Если раньше она не осмеливалась выходить на торговые пути, то теперь станет хозяйкой региона. Вдобавок ко всему, с открытием морских путей Великий Шелковый путь с его экономическим и культурным значением прекратит свое существование

Осознание исторических ошибок дает возможность вновь осмыслить сущность Евразийского пространства, его единую и целостную структуру. Как сказал П.Н. Савицкий, «… наследник великих ханов, преемник Чингисхана и Темура, которая, сочетает в себе черты исторического поселения и пустыни одновременно, Россия является носителем отдельной и глубокой культурной традиции, объединяющей Евразийское пространство» 14. Действительно, русским удалось создать империю, объединяющую Евразийский континент. Россия выиграла войны с европейскими и тюркскими государствами. Она смогла предотвратить «крестовые походы» Запада, а сегодня стоит на страже от американского глобализма. Россия, будучи самодостаточной политической силой, центром притяжения народов Евразии успешно контролирует северные маршруты Великого Шелкового пути. Несмотря на противоположные точки зрения на этот счет, это уже очевидный факт, геополитическая реальность.

Евразийское развитие как проявление самодостаточной цивилизации исторически и географически связано с ценностями культуры. У региона свой закон развития, собственная древняя история, независимый дух и неисчерпаемые ресурсы. Если бы остальные страны постигли философию геополитики в Евразийском регионе, которой придерживался в свое время Амир Темур, возможно, в мире сегодня сложилась бы совсем другая ситуация. Геокультурная целостность региона была нарушена в результате бессмысленных войн. Амир Темур, жизнь которого ограничена во времени, объективно не смог остановить поток событий. Политика разнокультурных мусульманских государств не дала сплотить миллионы народов во имя безопасной перспективы.

Хотя прошло семь веков, суть геополитических стремлений мало изменилась. Забытые исторические события едва ли не повторяются снова. Лишь под другой окраской. Колеса истории вращаются. Следовательно, пора прислушаться к Амир Темуру и вести геополитику рационально и мудро.

Териториальные интересы не должны идти вразрез регионалным. Запад, завышая потенциал своей объединенной силы, всегда будет искать возможности нарушить Евразийскую целостность, чем он сегодня открыто и занимается.

В этом плане необходимо, чтобы Россия и Центральная Азия извлекли правильные уроки и не повторяли ошибок прошлого. Будучи доминирующей силой в Евразийском экономическом сообществе, Россия должна представлять себя другим участникам как политически, социально-экономически, культурно и духовно привлекательный партнер. Только на этой основе Россия может выстроить вокруг себя надежный «пояс безопасности» как свободное от политической конъюнктуры сердце Евразии 15.

На современном этапе Евразия не готова выдерживать внутреннюю конфронтацию. Поэтому сохранение природных богатств евразийского пространства, имеющего исторически сложившееся, древнее, традиционное наследие, и обеспечение его целостности послужит залогом будущего народов, проживающих в этом регионе. Ибо у него есть географическое преимущество, которого нет ни у одного другого региона. Его превосходство проявляет себе в неисчерпаемых природных и людских возможностях. Использование этих возможностей завещано нынешнему поколению древней философией.

Сегодня геополитическая ситуация в Центральной Азии существенно изменилась по сравнению с началом ХХ века. Государства независимы, суверенны в выборе путей развитие и проводят самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Налицо процесс культурного сближения между ними. Однако внешняя, интегрированная, модель поведения разнородного евразийского социума до сих пор не сформирована 16.

Последние годы, благодаря, в том числе, и усилиям руководства Узбекистана, произошли и положительные сдвиги. Однако вопрос понимания и обеспечения приоритета региональных и териториальных интересов требует целостного подхода, а обоюдные претензии друг к другу приведут к разрушению древней цивилизации, чего допустить мы не имеем права.

Примечания

1. БОБОЕВ Ҳ., НОРМАТОВ К. Куч-қудрат адолатдадир. Т. 2001.

2. ШАРМУА М. Войны Токтамыша с Аксак Тимуром в 1391,1395 годах. Https://laws.studio/zolotoy-ordyi-istoriya/voynyi-toktamyisha-aksak-timurom-13911395-37762.html.

3. НИЗОМИДДИН Ш. Зафарнома. Т. 1996.

4. ШИМШИРГИЛ А. Амир Темур. — Жаҳон адабиёти. 2019.

5. СТЕПАНЧЕНКО А. О плане совместного похода Эмира Тимура и Султана Боязида на земле Украины. Https://Islam.In.Ua/Ru/Istoriya/O-Plane-Sovmestnogo-Pohoda-Emira-Timura-I-Sultana-Bayazida-Na-Zemli-Ukrainy.

6. ШАРАФИДДИН АЛИ ЯЗДИЙ. Зафарнома. “Шарқ” нашриёт-матбаа концерн таҳририяти. Тошкент. 1997.

7. Письмо Тамерлана Баязиду I. В кн.: Восточно-европейская политика Тимура. / Пер. Л. Калимуллиной. Т. 3. Золотоордынская цивилизация. Казань. 2010.

8. Германия. Мартен Лютер университети. “Deutschen Morgenländischen Gesellschaft” журнал. 2014. Https://Menadoc.Bibliothek.Uni-Halle.De/Dmg/Periodical/Titleinfo/94026

9. ZEKI VELIDI TOGAN. Timur’s campaign of the 1395 in the Ukraine and North Caucasus. —The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the U. S. 1958, vol. VI, no. 3—4.

10. Ibidem.

11. Некоторые источники оценивают численность войск Йилдирима Бязида в 200 000 человек, а крестоносцев — в 60 000.

12. ЮНУС ЎҒУЗ. Амир Темур. Т. 1916, б. 506—507.

13. АЗАМАТ ЗИЁ. История узбекской государственности. Т. 2001, с. 132.

14. САВИЦКИЙ П.Н. Степь и оседлость. — На путях: Утверждение евразийцев. М.-Берлин. Http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn03.htm.

15. КУДРАТИЛЛА РАФИКОВ. Быть ли Соединенным Штатам Евразии? — Review Центральная Азия. Приложение № 22. 09.02.2021. Https://www.kommersant.ru/doc/тр. 2. https://www.kommersant.ru/doc/

16. РАДКЕВИЧ К.В, ШАБАЧА А.В. Евразийство и геополитика: социальные мифологемы пространства. — Вестник РУДН, Серия: Социология. 2021,т. 21, № 1, с. 140—141.

8989 показов
670670 открытий
Начать дискуссию