Сквозная аналитика: как увеличить отдачу от бизнеса, избегая типичных ошибок

Если настроить сквозную аналитику точно под цели и задачи своего бизнеса, наладить работу по правилам и регулярно анализировать данные, можно существенно улучшить бизнес-показатели. Но как это сделать быстрее, проще и без лишних затрат?

Разобрали, как начать работу со сквозной аналитикой и выбрать решение, которое упростит жизнь и быстрее принесет дополнительную выгоду.

Сквозная аналитика: как увеличить отдачу от бизнеса, избегая типичных ошибок

Почему важно разобраться сейчас?

Сегодня российский бизнес вынужден быстро адаптироваться к изменениям: искать новые каналы продвижения, мигрировать на другие площадки и перенастраивать рекламные кампании. В условиях кризиса бюджет на рекламу лучше не урезать, но важно понимать рентабельность этих вложений. Плюс выжимать из рекламы максимум, привлекать и удерживать клиентов, получать больше прибыли и в целом развиваться.

Возможности для этого дает сквозная аналитика — отчеты о взаимодействиях компании с клиентами на всех этапах воронки продаж, обработанные с учетом бизнес-задач и объединенные в единую систему.

Это комплексный анализ данных из всех источников и точек взаимодействия с клиентом: рекламных площадок, информации CRM-системы, мобильная и веб-аналитика, другие отчеты, которые настраиваются под конкретный бизнес и отображаются в одном окне.

Сквозная аналитика — эффективный инструмент, с помощью которого можно найти различные способы оптимизировать расходы или увеличить прибыль. Благодаря аналитике становятся очевидны:

  • затраты на каждый канал трафика, сколько пришло лидов, сколько стали клиентами и какую принесли прибыль;
  • окупаемость рекламных инвестиций вообще, каждой площадки и объявления в частности (ROMI);
  • детальный путь клиента от первого контакта с рекламой до покупки и повторных продаж.

Еще система подсветит вопросы бизнеса — покажет влияние менеджеров по продажам и операторов колл-центра на итоговую выручку, сделает прозрачными слабые места и проблемы в процессах. Например, вы сможете увидеть:

  • на каких этапах сделки клиенты отваливаются и почему;
  • какие вопросы и сложности возникают на пути клиента;
  • в каких регионах, офисах и филиалах продажи ниже нормы;
  • кто из менеджеров работает неэффективно;
  • какие проблемы есть в скриптах продаж и коммуникациях.

Эти данные помогают быстрее разбираться с проблемами и эффективнее управлять бизнесом. А также точнее ставить задачи подрядчикам, агентствам и специалистам, и быстрее получать результат, опираясь на конкретные экономические показатели.

Дальше о том, как приручить сквозную аналитику.

Шаг 1: определить, нужна ли сквозная аналитика вашему бизнесу

Иногда не нужно строить сложные системы. Так бывает, если для решения задач достаточно стандартных Google Analytics и Яндекс Метрики. Но есть бизнесы, которым сквозная аналитика действительно необходима.

Нужна ли моему бизнесу сквозная аналитика?
Нужна ли моему бизнесу сквозная аналитика?

Например, небольшому интернет-магазину, где все заказы онлайн с оплатой на сайте, будет достаточно данных веб-аналитики. А вот производству мебели под заказ, агентству недвижимости или юридической компании нужно больше информации, чтобы снижать количество нецелевых клиентов, лучше работать с целевыми и отслеживать, что приносит больше продаж, на каком этапе и почему клиенты отказываются от заказов.

В мебельных магазинах обычно не одна точка касания с покупателем и цикл сделки может быть довольно длинным:

- клиент ходит по сайтам, изучает товары;

- возвращается на некоторые из них, с понравившимися моделями и хорошими ценами;

- звонит уточнить условия доставки, материалы, цвета и т. п.;

- смотрит адреса магазинов, чтобы вживую посмотреть на образцы и потрогать, полежать на кровати, изучить материалы и т. д. — картинки не могут всего передать, а покупка основательная и надолго;

- заказывает на сайте или в офлайн-магазине.

Таким образом, у нас много разных источников данных: веб-аналитика, данные по звонкам, продажи в магазине, статистика рекламных кампаний. Если не сводить все вместе, то невозможно понять, какие маркетинговые активности повышают продажи, а где мы теряем клиентов. Здесь и помогает сквозная аналитика.

Если по всем признакам вашему бизнесу сквозная аналитика будет полезна, вот что еще нужно учесть до старта.

Что может пойти не так

1. Компания внедряет систему во время перемен внутри или слишком поспешно. Если подключить сквозную аналитику и параллельно переделывать сайт, перестраивать работу отдела продаж или вести технические работы, то может получиться так: данные некорректные или неполные, заявки теряются или дублируются, а сотрудники растеряны и перегружены. И эффективность рекламы оценить трудно.

2. Компания затягивает внедрение системы или ей никто не пользуется. Частая ошибка, особенно в крупных компаниях, — ждать полной готовности и доводить до идеала, чтобы внедрить сразу всё. Здесь есть риск потерять время и деньги, но так и не начать использовать сквозную аналитику или не получить ожидаемого результата.

3. Сотрудники не прошли обучение или не мотивированы использовать систему. Это критично для ведения CRM и актуализации информации о клиентах, статусах и суммах сделок. Если менеджеры не вносят информацию или делают это неправильно и несвоевременно, данные в аналитике некорректны и сам инструмент не приносит пользы.

Как избежать неудачи

Не ждать полной, идеальной готовности, а осваивать систему постепенно — отдельными блоками, где уже все устоялось и ситуация стабильна. Например:

  • запустили новый сайт — настраивайте часть с веб-аналитикой, счетчиками, личным кабинетом пользователя и т. д.;
  • закончили оборудование нового колл-центра и начали работать — настраивайте CRM и интеграции, обучайте сотрудников правильно фиксировать данные и объясняйте важность правильных данных, влияние на результаты работы и вознаграждение и т. д.

А готовые и освоенные элементы объединяйте в единую систему.

Шаг 2: поставить задачи, которые нужно решить

Рекомендуем делать это так:

  • Определить заказчиков системы аналитики. Это могут быть разные типы пользователей: собственник бизнеса, руководитель отдела продаж или маркетолог.
  • Определить задачи, которые должна решить сквозная аналитика. Для разных заказчиков это могут быть разные задачи.

Например, увеличить эффективность рекламы за счет прозрачности данных от трафика на сайт до конечных продаж или понять, какие именно инструменты приносят прибыль — это задачи для маркетолога или агентства. А для руководителя отдела продаж — видеть эффективность по менеджерам, отделам или регионам.

В зависимости от задач подбираются инструменты, технологии и архитектура конечного решения. Поэтому сначала формулируются цели и задачи, а потом разрабатывается решение.

Когда одни клиенты компании отказываются от заказа на этапе согласования, а другие даже до согласования не доходят — стоит разобраться с воронкой продаж, проанализировать работу менеджеров.

Для этого нужны подробности пути клиентов, содержание звонков и переписок, причины отказов, доли продаж менеджеров. Именно данные из сквозной аналитики покажут проблемное место. Если устранить найденные проблемы и оптимизировать процесс, то и конверсия вырастет.

Что может пойти не так

1. Иллюзия контроля. Ряды цифр, графики и диаграммы в отчетах могут сначала вызвать ощущение полного контроля. Но если из аналитики сразу не следуют решения и оптимизация бизнес-процессов, то улучшений не будет. А будут расти объемы данных, счета за обслуживание системы и недовольство перегруженных сотрудников.

Как избежать. Четко определить вопросы, решение которых помогут бизнесу расти. Какие нужны данные для решений, какие есть варианты их получения. Это можно обсудить с ключевыми сотрудниками или привлечь специалистов агентства, которые возьмут на себя этот подготовительный этап.

2. Много лишних данных. Когда непонятно, какие данные нужны для работы, в систему собирают максимальное количество информации из всех источников. На всякий случай. При этом качать эти данные затратно, а обрабатывать долго. Хотя на самом деле нужна лишь малая часть полученной информации.

Как избежать. Собирать только те данные, по которым можно реально принимать решения для улучшений. Например, информацию о движении пользователя по воронке продаж из CRM-системы. А для оптимизации сайта будет достаточно и веб-аналитики.

Шаг 3: придумать и выстроить процессы

Уже обозначили, что осваивать систему сквозной аналитики лучше постепенно, а необходимые опции можно добавлять в процессе работы. Однако саму архитектуру стоит продумать и описать заранее, до начала внедрения системы.

Если не учесть все источники и способы получения данных, а также нюансы пути пользователя в воронке продаж, то система сквозной аналитики будет работать некачественно.

Что может пойти не так и как этого избежать

Несогласованность задач системы сквозной аналитики с бизнес-процессами компании. Если не продумать и не учесть все детали работы с заявками, например, как их обрабатывать в ночное время и в выходные, не учесть лиды из чат-ботов или принцип обработки заказов в последний день месяца, то аналитические отчеты будут некорректными.

Как избежать. Вместе с ключевыми сотрудниками прояснить и подробно описать реальный процесс движения заявки, выявить слепые зоны. Для технического задания на разработку системы важно учесть все особенности и условия работы своей компании.

Строительная компания внедрила этапы сделки по продаже квартир и статусы в CRM, которые передаются в систему сквозной аналитики:

Первичное обращение (целевой лид) → запись в офис на просмотр или встречу с менеджером → оформление договора → предоплата → финальная оплата → сделка закрыта или объект сдан.

Это сделали без общения с менеджерами и не учли, что на практике есть нюансы:

продажа по ипотеке или в рассрочку включает дополнительные этапы согласований и проверок;

визит в офис может быть не один, часто бывают повторные — с просмотром демонстрационных квартир и дополнительными вопросами;

нужно учитывать продажу или допродажу парковочного места, кладовки;

есть дополнительные сервисы от застройщика, которые тоже можно продавать, и они входят в цикл работы с клиентом. Например, ремонт и сдача квартир в аренду — часть бизнес-модели, которая тоже должна считаться.

Шаг 4: разобрать связи с другими инструментами

Сквозная аналитика объединяет в одном интерфейсе данные из различных каналов: рекламных систем, веб-аналитики, коллтрекинга, CRM и других. При этом каждый из них — самостоятельный инструмент со своими возможностями.

Например, статистика рекламных кампаний дает только количество показов, CTR, CPC и пр. Здесь можно повлиять на кликабельность и стоимость клика, но понять, как это влияет на продажи, не получится. А если добавить аналитику сайта, то можно увидеть, что ищут люди, — собирать данные по объявлениям и удалять те, что не приносят лидов.

Данные о работе с клиентами, закрытых сделках и суммах заказов сквозная аналитика подтягивает из CRM. Чтобы не создавать сделки вручную после каждого обращения, в систему интегрируют коллтрекинг — и все сделки и задачи формируются после контакта автоматически, а данные клиента сразу попадают в базу.

Все статусы и история лидов в CRM-системе.
Все статусы и история лидов в CRM-системе.

Прежде чем объединять бизнес-инструменты в систему сквозной аналитики, нужно посмотреть, получится ли интегрировать то, чем уже пользуется компания. Возможно, что-то нужно доработать и перестроить, а что-то поставить с нуля. Еще важно убедиться, что данные из каждого отдельного канала достоверны.

Что может пойти не так и как этого избежать

1. Неполные или неверные данные из каналов. Сотрудники могут ошибиться в формулах расчетов или забыть обновить данные — в итоге фактические затраты на рекламу не совпадут с данными аналитики.

Еще бывают ошибки в UTM-метках рекламных кампаний, расставленных вручную. Или размечаются, например, не все страницы сайта. Ошибки могут выдавать и ссылки, сокращенные при помощи сторонних сервисов, а также некорректно или частично заполненные формы заявок.

Как избежать. Пройти и проверить каждый путь данных от самого источника до финального отчета, найти и постараться устранить проблемы.

2. Хаос и бессистемная работа с заявками. Если работа в CRM ведется некачественно, например, несвоевременно актуализируются статусы сделок, много карточек-пустышек и мусорной информации — точность данных сквозной аналитики будет сомнительной.

Как избежать. Выстроить систему работы с шаблонами и регламентами, объяснять сотрудникам, почему важно ответственно подходить к сделкам в CRM:

  • продумать статусы заявок и критерии присвоения этих статусов;
  • подготовить подробные инструкции, обучать сотрудников работе в CRM и контролировать ее качество;
  • подключить системы автоматизации для формирования сделок (коллтрекинг, чат-боты).

Шаг 5: подобрать и внедрить решение

Систему сквозной аналитики можно собрать с нуля — самостоятельно или с помощью профессиональной команды. А можно выбрать готовое решение и пользоваться сервисом за абонентскую плату. У каждого из вариантов есть плюсы и минусы, которые нужно учитывать при выборе.

Например, решение «из коробки» можно внедрить легко и быстро, но с ограничениями в функциональности. Хорошо, если будет возможность получить нужные опции или доработать систему за дополнительную плату.

Собирать систему самостоятельно сложно и ответственно, зато можно заточить все исключительно под себя. Помощь профессионалов будет стоить денег, особенно за кастомное решение.

Как избежать ошибок

Выбирать исходя из задач и потребностей бизнеса, уже работающей в компании системы онлайн-маркетинга, функций продукта и доступного бюджета, наличия специалиста, способного обслуживать систему. При выборе готового решения сравнить по пунктам:

  • Стоимость использования платформы и прайс интеграций дополнительных инструментов.
  • Возможности визуализации отчетов, экспорта-импорта и переноса данных, интеграции с вашей CRM, системами коллтрекинга и др., а также кастомных доработок.
  • Удобство использования, которое можно понять по бесплатным демо-версиям.

Важно. Сама система сквозной аналитики должна быть рентабельной. Прежде чем внедрять то или иное решение, нужно рассчитать стоимость и целесообразность его использования. В этом тоже могут помочь привлеченные специалисты и агентства: на базе потребностей и задач они составят сравнительную таблицу и предоставят все расчеты.

Главное в статье

— Сквозная аналитика покажет не только эффективность рекламных каналов и окупаемость маркетинговых инвестиций, но и подсветит слабые места и проблемы в бизнес-процессах для последующих изменений.

— Сложная система аналитики нужна не каждому бизнесу: сначала стоит убедиться, что стандартных Яндекс Метрики и Google Analytics действительно недостаточно. Если сквозная аналитика необходима, внедрять и осваивать ее лучше отдельными блоками, в которых процессы устойчивы и понятны. А потом объединять в одну систему.

— Важно поставить задачи, которые будет решать новая система, и для каких подразделений компании. Здесь стоит привлечь ключевых сотрудников, знающих процессы и все этапы сделок. Затем определить метрики, необходимые для решения этих задач. И не собирать ничего, кроме этих данных.

— Сквозная аналитика показывает, но не решает. Поэтому важно подробно описать все процессы и учесть все источники получения данных, удостовериться в их корректности, а также выстроить систему работы по регламентам, принимать управленческие решения и контролировать их реализацию.

— Выбирать стоит гибкое решение, которое можно настраивать под разные задачи и изменения бизнеса. Также нужно учитывать бюджеты и возможности интеграций с уже работающими в компании системами.

Еще больше наших материалов о работе с рекламой читайте в блоге на сайте.

1414
Начать дискуссию