Дизайнер на час: как в 2ГИС менеджеры изучали основы дизайна и что из этого вышло
Мелкие задачи от менеджеров — головная боль дизайнера. Рассказываем, как сфокусироваться на крупных задачах и не бросить коллег в неравной борьбе с графическим редактором.
Привет! Я Жора — тимлид команды дизайнеров маркетинга в 2ГИС.
Периодически нам с ребятами прилетают мелкие задачи, которые не требуют широкой дизайнерской компетенции: поправить фон у картинки, собрать макет по шаблону, причесать презентацию.
При всей своей простоте это очень неприятная история для дизайнера. Такие задачи не дают сосредоточиться на важных проектах и часто тянут за собой ворох мелких правок.
Я подумал, что если бы у заказчика было минимальное понимание базовых дизайнерских принципов и программ, мы могли значительно сократить поток таких задач. Так появились «тренировки» в Фигме для менеджеров.
Как проходили занятия, что в итоге получилось, а что нет, и как мы наладили общение с другими командами — рассказываю в этом посте.
Как мы нашли крутой формат для дизайн-обучения
Во время пандемии мы внутри команды дизайна искали инструмент, который помог бы нам быстро научиться работать на удалёнке и находить общий язык вне офиса. Так появился формат совместных тренировок в Фигме. Это часовые практики, на которых можно вместе с командой узнать что-то новое и сразу попробовать сделать это своими руками.
У формата четыре главных правила:
- Тренировка длится час.
- Всё онлайн в Фигме с тимспиком.
- За одно занятие — одна единица знания.
- В конце курса итоговая работа.
Тренировки отлично сработали для команды дизайна, и мы поняли, что это универсальный формат, который подходит практически для любой области знания. По этой системе запустили тренировки по шрифту и готовим тренировки по редактуре. Для новичков процесс адаптации в отделе построен циклом из пяти тренировок, и это позволяет им быстро освоить инструменты и погрузиться в работу.
Как пришла идея обучения дизайну коллег из других департаментов
Формат тренировок оказался очень полезен, когда нам нужно было решить ещё одну задачу — научить дизайну менеджеров из других команд.
С менеджерами департаментов мы постоянно и плотно работаем — они наши основные заказчики. Был большой поток задач, в которых не требовалось широкой дизайнерской компетенции, но которые все равно занимали время и энергию дизайнера. Я, как тимлид, слышал жалобы с обеих сторон. И понял, как можно оптимизировать нашу работу:
Во-первых, обучить менеджеров азам дизайна, чтобы они могли мелкие задачи (например, убрать фон с картинки или сверстать таблицу) делать сами, не дожидаясь нас.
Во-вторых, показать нашу внутреннюю кухню — как мы думаем и как принимаем решения в работе над задачами. Так нашим заказчикам будет понятнее, какие ТЗ мы от них ждём и как эффективнее с нами взаимодействовать.
Как организовали процесс
Я понял, что отработанный с командой дизайнеров формат тренировок идеально подойдёт для этой задачи. Закинул в общий рабочий чат приглашение поучаствовать в курсе и начал собирать обратную связь, чтобы понять, чему коллеги хотят научиться. Из их ответов собралась программа тренировок на два месяца вперёд.
Мы договорились встречаться в общем файле в Фигме один раз в неделю на час. Я выбрал Фигму как основной инструмент, потому что она закрывала практически все потребности по дизайну, которые возникали у ребят.
На тренировках мы созванивались в Telegram. Первые пятнадцать минут я рассказывал теорию, всё остальное время отводилось на практику и разбор выполненных заданий с каждым участником. Мне было важно, чтобы ребята сразу пробовали новые знания на практике, чтобы всё это отложилось у них на уровне мышечной памяти.
Что взял для обучения
Практически для всех коллег это был первый опыт работы в Фигме (и в графическом редакторе вообще). За несколько занятий им нужно было разобраться с инструментами Фигмы, научиться делать таблицы, графики, и под конец курса — собрать финальную презентацию.
Я разделил курс на восемь модулей:
1. Фигма / База
Базовые инструменты, работа с фреймами и экспорт.
2. Фигма / Картинки
Базовые инструменты работы с изображениями и нейросети для удаления фона.
3. Фигма / Мокапы
Работа с мокапами через плагины и через комьюнити.
4. Фигма / Дизайн-библиотека
Работа с константами из библиотеки 2ГИС: шрифты, цвета и умный компонент с логотипом.
5. Фигма / Сетки
Работа с гридами и настройка лэйаута.
6. Таблицы
Работа с данными в фреймах и через авто-лэйаут.
7. Графики
Работа с плагином Chart и кастомизация графиков.
8. Презентации
Работа с шаблоном на уровне слайда и всего полотна презентации.
Во время теории я старался кроме темы попутно рассказывать про какие-то простые дизайнерские принципы (якорные объекты, контраст, доминанта, теория близости) и то, как думает и принимает решения дизайн-команда.
Сами практические задания я проектировал так, чтобы кроме попадания в тему они закрывали какую-то рабочую потребность. Например, в самом начале вместе с базовым пониманием Фигмы ребята на практике отработали, как можно отредактировать текст в готовом макете и экспортировать его в нужном формате. А на встрече про работу с графикой — как убрать фон с картинки и собрать с ней слайдик о себе.
В качестве итоговой работы я предложил ребятам сделать презентацию по шаблону 2ГИС о своих хобби.
Это хороший формат, который объединил в одной задаче всё, что мы прошли на курсе — они получили все необходимые практические навыки и узнали о важных дизайнерских принципах для сборки хороших презентаций.
Что работало, что нет, как фиксили
Из отзывов ребят, которые приняли участие в тренировке, и из своих впечатлений я выделил такие успехи обучения:
- Ребята узнали про инструментарий Фигмы и базовые принципы дизайна, научились самостоятельно собирать простые макеты.
- Целый месяц на два часа в неделю они становились полноценными дизайнерами. Теперь лучше понимают дизайн и дизайнеров, дают больше необходимых вводных в задачах, которые они нам ставят.
- Ребята поняли, как в команде дизайна подходят к задачам и принимают решения. Это помогает нам быстрее находить общий язык и оперативнее решать задачи.
Конечно, не обошлось без трудностей. Вот с чем мы столкнулись и как пытались исправить.
Нехватка времени. В курсе участвовали больше людей, чем мы рассчитывали, со всеми хотелось поработать индивидуально. В результате занятия длились на 30-40 минут дольше, чем планировалось.
Как решили: сократили практические задания и разделили курс на несколько групп.
Уровень сложности. Все ребята разные. Кто-то схватывал быстрее, кому-то требовалось больше времени. В некоторых практических задачах нужно было работать не только с дизайном, но и с текстом. Это тоже создавало дополнительный барьер.
Как решили: я подстраивался под особенности каждого участника и уделял больше времени тем, кому было сложнее.
Пропуск занятий. Тренировки проходили в рабочее время, поэтому, неизбежно, кто-то пропускал встречи. Такие ребята просили выслать запись, но на моём опыте тренировки в записи не работают. Чтобы знание усвоилось, нужно потрогать его руками.
Как решили: Либо отдельно встречались с пропустившими, либо я высылал им запись с теоретической частью и просил выполнить практические задание до следующей тренировки.
Выводы
Изначально я рассчитывал на группу в 5-7 пассионарных менеджеров маркетинга. На деле я провёл 40 тренировок для полусотни человек из трёх департаментов: маркетинга, корпкультуры и учебного центра. До курсовой добрались 47 человек из 53.
До этого у меня был опыт обучения только для дизайнеров. Поэтому мне пришлось по ходу курса подстраиваться под ребят: менять подачу знаний, регулировать сложность и количество задач. Пока они разбирались в дизайне и нашей внутренней кухне, я учился находить общий язык с ними и лучше понимать их потребности.
Результаты тренировок мы будем наблюдать в дальнейшем, но я уже вижу, что ребята по-другому стали относится к дизайн-задачам. Многие сами делают презентации и используют Фигму в работе. Нам приходят более точные ТЗ, проблемные ситуации стало решать проще, потому что коллеги теперь понимают, как устроена наша работа.