Playboy, замес с ТНТ и реклама феромонов: основатель DATAKIT Алексей Гаранин – о том, как зарождался пермский ИТ-рынок

Алексей Гаранин – один из тех предпринимателей, кто в 90-ые влюбился в айти и больше не отпускал его из своей жизни. Он быстро понял правила айтишного бизнеса, возможности и потенциал. «Надеюсь, срок исковой давности по всему, что я хочу рассказать, уже вышел», – так начал Алексей наш разговор.

Playboy, замес с ТНТ и реклама феромонов: основатель DATAKIT Алексей Гаранин – о том, как зарождался пермский ИТ-рынок

Детство, Политех, первые сайты

Я родился и вырос в Чусовом. Хотел стать компьютерщиком или космонавтом. Но папа сказал, что на космонавта надо идти в военное. А это армия, порядки и отсутствие женщин. Так я решил стать компьютерщиком. В восьмом классе выпросил у папы компьютер – ZX Spectrum. Съездил на центральный рынок и купил книжку по бэйсику. Все на рынок за джинсами ездили, а я потратил деньги на какую-то распечатку на матричном принтере. Тихонько разобрался во всем и стал копировать друзьям кассеты с играми. Помню, на взломанных играх была надпись: “Cracked by Bill Gilbert”. При копировании кассет друганам я менял эту надпись в двоичном коде на “by Aleksey Garanin”. С этого все и пошло.

Потом поступил в Политех. Там было две специальности, связанные с программированием – ЭВТ и АСУ. Я не знал, куда идти, поэтому вышел в коридор и подкинул монетку. Она упала на ЭВТ. Пошел туда и не зря – наша группа была повеселее, чем АСУ. В АСУ попали одни медалисты и отличники.

Перед Политехом все друзья бухали возле школы, а я к ходил к репетитору, чтобы сдать программирование. В итоге всё равно чуть не завалил. Сдал только благодаря преподавателю – явному еврею Теодору Ильичу по фамилии Коган. Он признал во мне «своего» и предложил дополнительный вопрос, который я сам и выбрал. Позже, когда я уже закончил институт и работал директором «Интернет-Перми», мне позвонил Теодор Ильич и попросил устроить на работу его внука. С внуком я поговорил, но устроить не смог. Стыдно до сих пор за этот долг.

Playboy, замес с ТНТ и реклама феромонов: основатель DATAKIT Алексей Гаранин – о том, как зарождался пермский ИТ-рынок

Во время учебы я жил в общаге, в «копейке». Мы провели туда стационарный телефон и взяли у одногруппника карточку с доступом в Интернет на 30 часов. Мы сожгли эти часы за одну ночь, но за это время я успел найти каталог пермских сайтов, собрать их имэйлы и всем написать: «Здрасте, возьмите меня на практику». В резюме были 3D-модель «пазика» и сайт библиотеки, которые я с товарищем по учебе делал по заказу преподавателя.

Компания «Интернет-Пермь» пригласила меня на собеседование. Они сказали, что 3D-модели не рисуют, а вот сайты делать собираются. Я поковырялся с тестовым, и в итоге меня взяли. В компании мы делали корпоративные сайты и интернет-магазины. Проработал там семь лет и с программиста поднялся до директора.

Во время работы в «Интернет-Пермь»: предвыборная онлайн-конференция Ю. П. Трутнева, будущего губернатора Пермской области. Алексей – крайний справа
Во время работы в «Интернет-Пермь»: предвыборная онлайн-конференция Ю. П. Трутнева, будущего губернатора Пермской области. Алексей – крайний справа

О буллетпруф хостингах, спаме и эскорте

Однажды компания решила выйти на запад, взяла на работу двух девчонок из универа и попросила перевести сайт «Интернет-Перми» на английский. Они так увлеклись, что перевели всё, включая раздел «Хостинг». Хотя услуги хостинга мы продавать Западу не планировали. Кому на Западе может быть нужен хостинг в России? Спамерам, порнушникам и проституткам.

Как-то раз, в выходные, приходит на почту письмо на английском: «Парни, можете предоставить хостинг для наших сайтов? Мы любим рассылать имэйлы в больших количествах». Я согласился помочь им в частном порядке, так как компания этим не занималась.

Алексей вспоминает, что общался с американцами с помощью ПРОМТа из-за того, что прогулял в Политехе весь английский. Сдавал он его по индивидуальному зачету, потому что был ребёнком многодетных родителей, вынужденным работать (пусть это и была всего лишь отмазка для получения индивидуального плана занятий). Вместо занятий английским он клал из кирпича стенку в Политехе. Говорит, что остальные одногруппники должны были принести на зачет три кирпича. Кто не принес – не сдал. А он потом клал эти кирпичи вместе с другими детьми многодетных родителей.

Кому на Западе может быть нужен хостинг в России? Спамерам, порнушникам и проституткам

В общем, я договорился с другом, который работал у местного провайдера, что поставлю у него компьютер-хостинг. Сам компьютер я нашёл в общаге. Какой-то полуворованный Pentium. Помню, как ехал на автобусе и думал: «Как бы наркоманы меня с этим компом не хлопнули». Конец 90-х был.

Тогда не было законов, запрещающих спамить, а значит размещать сайты, которые спамят, можно было вдвойне. Дело пошло. Мой Pentium создавал гигабайты только входящего трафика. Американцы рекламировали феромоны для мужиков – типа побрызгался, и все женщины тебе хотят. За ночь набегали сотни тысяч посетителей, и набиралась информация по тысячам кредитных карт.

Алексей поясняет, что раньше не было процессинга для кредитных карт. Человек просто заполнял форму на сайте, куда вносил свои данные, а на почту продавцам приходила информация, с которой они шли в банк.

Так мы проработали около трех лет. Пока провайдеру не настучали по голове и не заставили закрыть мой джанк-хостинг. Всё это время мне платили баксами – переводили на карту. Каждый раз после такого перевода нужно было идти в офис банка и писать объяснительную, что «мне эти 2000 долларов перевел дядюшка Джефф на такой-то праздник». За это время я накопил себе на Тойоту Целику. 6000 долларов стоила, на наши – 180 000 рублей.

Алексей и его Целика
Алексей и его Целика

Через какое-то время написала женщина: «Здрасьте, меня зовут Элеонора. Мы слышали, что в России можно размещать такие-то сайты...» Компания, в которой я работал, этим опять же не занималась, поэтому я снова договаривался с ней в частном порядке. Оказалось, что у Элеоноры эскорт-агентство в Лондоне, Париже, Милане. Модели за 1200-3000 евро в час, международные перелеты, знание нескольких языков.

Проблема была в том, что раньше эти модели снимались в Playboy. А Playboy и America Online, крупнейший в США интернет-провайдер в конце 90-х, входили в единый холдинг Time Warner, который запрещал размещать эти фото на проститутских сайтах. Он их мониторил и блокировал.

Playboy, замес с ТНТ и реклама феромонов: основатель DATAKIT Алексей Гаранин – о том, как зарождался пермский ИТ-рынок

Я сначала хотел в Перми хостинг повесить, но трафик здесь стал дорогой. Знакомый хостер посоветовал разместить их в Латвии. Так я и сделал. Несколько лет они перечисляли мне по 100 долларов в месяц, а потом куда-то пропали. За хостинг в Латвии я тогда платил 10 баксов в месяц.

Затем хостинг попросил другой чувак. Он херачил дорвей-сетки, сеошил Google по топовым словам и отправлял весь трафик на порно-партнёрки. Раньше считалось, что чем больше ссылок и встречающихся слов, тем страница релевантнее. Поэтому он создавал тысячу дорвеев, перелинковывал их между собой по нужным запросам и сливал весь трафик на порно-партнерки. Подписываешься, и с тебя деньги снимают. Хрен потом отпишешься.

Я организовал хостинг в Латвии для его сетки сайтов, а он перечислял мне примерно по 200 долларов, на которые я достойно кутил.

Playboy, замес с ТНТ и реклама феромонов: основатель DATAKIT Алексей Гаранин – о том, как зарождался пермский ИТ-рынок

Свое дело

Как сказал мой прежний директор: «Раз в семь лет нужно менять жену и работу». Мои семь лет в «Интернет-Перми» прошли – я уволился и уехал в Москву. Пошлялся там немного и вернулся обратно, когда закончились деньги.

С бывшим коллегой по «Интернет-Перми» появилась идея создать свою систему управления – CMS-ку, и на ней шлепать сайты, как на конвейере. Мы сделали ее за полгода на съемной квартире, а потом стали делать на ней сайты за «три копейки». Система все еще живая, сделана в стиле Windows. Так появился DATAKIT. Потом в компанию пришла поисковая оптимизация, контекстная реклама, Битрикс24, SMM и все остальное.

Мы никогда особо не рекламировали свои услуги. В основном, работают рекомендации и сарафанное радио. Первое время работы было так много, что мы даже телефон для связи на сайте не публиковали. Если человек находил, как со мной связаться, значит, ему действительно это было нужно. С клиентом проще работать, когда он сам хочет работать с тобой.

Playboy, замес с ТНТ и реклама феромонов: основатель DATAKIT Алексей Гаранин – о том, как зарождался пермский ИТ-рынок

Во время интервью Алексей сидит на диване с узнаваемым названием ночного клуба «Ветер». Ему отдали его «за долги». Дело в том, что DATAKIT занимался поддержкой сайта ночного клуба: делал небольшие доработки. В конце каждой доработки менеджер отсылал представителю клуба отчёт по затраченным часам. А те говорили: «Ок, спасибо, что так быстро». В итоге «Ветер» очень удивился выставленным счетам и откупился диваном после закрытия.

Лет 10-20 лет назад, мы делали сайты для того, чтобы директоры между собой мерялись ими, как писюнами. В конце 90-ых, начале 2000-ых не было маркетологов и особых требований к ИТ-компаниям. Сейчас всё на другом уровне, да и мы сами теперь работаем иначе. Подробнее выясняем бизнес-цели клиентов. Как говорил мой преподаватель: «Прежде чем заняться чем-то, вы сами себе главный инженерный вопрос задайте – нахера это надо?!»

Раз в семь лет нужно менять жену и работу

О геях, стартапах и «Дом-2»

Алексей, как предприимчивый человек, всегда занимался стартапами. Даже свою компанию DATAKIT он рассматривает в качестве стартапа. Какие ещё бизнес-эксперименты, кроме хостинга для сомнительных клиентов он попробовал? Обсудим подробнее.

Один из стартапов был связан с порно. Знакомый из Педагогического универа на заре Интернета освоил порно-бизнес и попросил денег на продюсирование фильма. Говорил, что нашел крутых моделей: «Готовы шпилиться без гондонов, недорого, личики симпатичные, из Бразилии». Я согласился, дал 10 000 долларов. Спустя какое-то время он приезжает и дает мне DVD-диски. Смотрю на них и говорю: «Ты че, пидорское порно на мои деньги снял?» В итоге вложения вообще не оправдались.

«Бразильский сюрприз»
«Бразильский сюрприз»

Интересный проект появился примерно в 2006 году. Это был сайт для просмотра фильмов онлайн. С подпиской и поминутной оплатой, типа сегодняшнего IVI. Только подписка у нас была хитрее. Допустим, ты смотришь фильм 10 минут, понимаешь, что он говно, и платишь только за 10 минут. А заработать эти минуты можно было, загрузив новый фильм или оставив комментарий. Сайт был популярен, но денег не приносил. Нас тогда победил пермский файлообменник Shareman. Людям больше нравилось скачивать фильмы, а не смотреть онлайн. Да и кодированное видео было плохого качества. В результате проект закрыли. К этому времени в России появились законы об авторских правах, и размещать всякие новинки и чужой контент на сайте стало проблематично.

Playboy, замес с ТНТ и реклама феромонов: основатель DATAKIT Алексей Гаранин – о том, как зарождался пермский ИТ-рынок

Мы пересмотрели наши планы и решили, что пользователи сами должны нести ответственность за фильмы и ролики. Так появился публичный проект – Lovi.tv. Примерно то, что сейчас называется YouTube.

Поначалу он не был популярен. Мы пытались сотрудничать с местным телевидением. Я обошёл все пермские телеканалы, сказал, что у нас на сайте посещаемость 20 тысяч в день. Она у нас действительно была такая. Только по России, а не в Перми. В итоге мы набрали все пермские телеканалы, но никто не смотрел их унылый контент.

В один из дней сайт начал жутко тормозить. Мы даже решили, что нас ддосят. Оказалось, что кто-то туда начал загружать серии «Дом-2», а тысячи людей это смотрели. Из-за того, что ролики притормаживали, люди часто тыкали на бегунок перемотки и попадали в рекламное объявление. По этой причине в первые дни такой активности мы зарабатывали по 200 долларов в день на рекламе и радостно потирали руки.

Позже нам написали из ТНТ: «Удалите “Дом-2”, это наш контент». Мы удалили один раз, удалили второй. В ответ стали возмущаться авторы, загружающие ролики, и фанаты. Потом ТНТ написали: «Нам нужна кнопка “Удалить”, так как вы долго отвечаете». Тогда мы сделали кнопку «Удалить» для ТНТ-шников и кнопку «Восстановить» для фанатов. Они дрочили друг друга несколько месяцев, пока фанатам не надоело. У ТНТ целая команда модераторов работала – они не уставали.

Затем ребята из Перми предложили купить Lovi.tv. Сошлись на 600 тысячах рублей, хотя до этого оценивали сервис в три миллиона. За сколько продали, за столько продали. Надо уметь вовремя вставать из-за стола – это экономит жизненное время и силы во многих случаях.

Оценка экспертов Lovi.tv
Оценка экспертов Lovi.tv

Была еще история с рэпером Сявой. Предложил ему снимать смешные видеоклипы для Lovi.tv и ссылку на сервис делать. Он согласился, но попросил купить ему камеру, свет, штатив, сумку. Я купил. Через день он уже снял видео, а ещё через день позвонил и сказал, что все выложил. Я захожу на Lovi.tv, включаю видео, а там слошной мат. Даже испугался, не посадят ли за это. А потом смотрю: у клипа огромный трафик посещений. Вскоре мы еще несколько клипов сняли. Один из них проплатили ребята, которые прокатом фильмов занимаются. Попросили сделать вирусный клип про Форсаж. Как раз новая часть фильма выходила. Так появилась песня Еб*шь, еб*шь, это Форсаж.

О проблемах в ИТ

ИТ, как и весь диджитал, развивается очень быстро. Тратится много времени на отслеживание и освоение новых инструментов. Постоянно надо обучаться. Растут требования клиента, растет конкуренция. Расстояние от конкурента – клик. Мы не магазин на улице построили и что-то продаем.

С клиентом проще работать, когда он сам хочет работать с тобой

Если ты занимаешься рекламой, то к тебе приходят компании, которым нужны новые клиенты. Иногда человек приносит свои последние рекламные деньги или приходит с последними деньгами на сайт, думая, что если сделают красивый сайт, то у него все полетит. Очень тяжело потом оправдаться за потраченные на разработку и продвижение деньги. Не факт, что у тебя получится привести ему лиды по нужной цене, или вообще хоть кого-нибудь привести.

А ещё очень легко впасть в трудоголизм. Ты можешь работать всегда. Особенно, если ты такой фанат собственной работы, как я.

Сейчас работы хватает. Не хватает работников. Планов дохрена, но не всем их можно поручить. Редко встречаются сотрудники, с которыми работаешь годами. Не хватает менеджеров. Таких, которые бы взяли на себя задачу, поняли, что надо клиенту, вовремя позвонили ему и запушили сотрудника. Не хватает продажников, которые могли бы работать в холодном или полу-теплом режиме.

Закончить интервью нам бы хотелось мнением Алексея о возможной продаже DATAKIT.

– Да кому он нужен? Ну серьезно. Ты купишь какую-то базу клиентов, которые к тебе даже не обратятся. Потому что у них маркетологи уже несколько раз поменялись. Ты купишь сотрудников, которые вряд ли захотят с тобой работать. Купишь технологии, которые устареют через полгода. Или ты купишь нашу систему отчетности и бизнес процессы? У нас ремесленная мастерская. Что тут брать? Обязательства?

1313
7 комментариев

Можно без кликбейта?

2
Ответить

Вообще, можно, но здесь — все по делу. То, о чем упоминается в заге, действительно, имело место быть.

1
Ответить

Как будто заново родился. Пушка! 

1
Ответить

🐣

Ответить

Парни, дайте фотки из Ветра Архивные

Ответить

У Алексея, вроде как, архивы фотографий из всех клубов Перми остались. И сами сайты тоже.

1
Ответить

👍🏻

Ответить