Changelog: как и зачем вести журнал изменений для пользователей продукта
Журнал изменений (changelog) – документирование изменений, вносимых в продукт. Предназначений и пользы от журнала изменений гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, поэтому предлагаем изучить все возможности этого крайне функционального инструмента для продакт-менеджеров и маркетологов.
Журнал изменений является простым и быстрым способом поделиться с заинтересованными сторонами текущим статусом вашего продукта и рассказывать о производимых в нём изменениях и улучшениях. Changelog призван помогать продакт-менеджеру в коммуникации продукта с его: а) пользователями; б) командой; в) инвесторами.
Вот какие преимущества может дать продуманный журнал изменений.
Преимущества журнала изменений
– Журнал изменений отличный инструмент для предварительной проверки пользовательских гипотез и сбора фидбека. Где же ещё их проверять и хранить, как не в журнале будущих/прошедших изменений? (само собой, настроив приватность таких публикаций для тех, кто боится, что конкуренты украдут все идеи).
– Журнал изменений – идеальный инструмент для продолжения работы с обратной связью от пользователей. Отражение в нём новых изменений, полученных от пользователей, показывает им (и другим пользователям), что вы цените их мнение и хотите улучшать для них продукт. Лояльность аудитории – бесценно.
– Как вы догадались, журнал изменений может быть отличным инструментом для маркетолога и внутреннего маркетинга. Рассказывайте об улучшениях, переливайте внутренний трафик, обучайте аудиторию и прокачивайте продуктовые метрики (в том числе, новые).
– Журнал изменений помогает продакту/аналитику/маркетологу/кому угодно оглядываться назад и быстрее понимать, когда и что именно "мы что-то изменили" и "что-то пошло не так". Знакомая ситуация?
– Журнал изменений даёт импульс для вашей команды. Ваши коллеги видят, какие их действия приводят к изменениям в продукте, а значит, что они видят и понимают, как их труд влияет на результат. Особенно актуально, когда в команде много участников/департаментов, а продакт-менеджер один и он не успевает рассказать всем о нововведениях.
– Журнал изменений помогает в найме и обучении новичков. Открытость – то, о чём говорят в каждой компании и то, чего практически в каждой компании не существует. Публичный журнал изменений рассказывает будущим сотрудникам о культуре вашей компании и о том, какие цели она ставит перед собой и каким образом она идёт к этим целям.
– Журнал изменений поддерживает live-режим работы продукта, сокращая количество вопросов в духе "Ну как дела? Что нового?" от инвесторов и других заинтересованных лиц. Зачем каждый раз спрашивать, когда можно зайти и проверить? Они также видят реакцию пользователей на эти изменения, что еще больше подтверждает для всех ценность продукта. Но да, совсем избавиться от такого вопроса, скорее всего, не получится.
– Журнал изменений - это простой способ продемонстрировать, что ваш продукт может ставить планы и выполнять их. Он помогает не только с текущими инвесторами, но и с потенциальными – знаю реальный случай, когда публичный changelog привлек внимание бизнес-ангела и сэкономил ему кучу времени на знакомстве с продуктом и его командой, что ускорило получение ими от него seed-раунда.
Главные принципы changelog:
- Журналы изменений предназначены для людей, а не для машин.
- Сначала идет последняя версия.
- У каждого изменения должна быть своя версия и дата выпуска.
- Группируйте однотипные изменения.
Как писать журналы изменений
Пара советов по ведению журнала изменений для пользователей продукта:
- Не используйте автоматическую генерацию изменений на основе ваших досок/спринтов/бэклога. Сместитесь от формата "release notes" к формату "what's new?".
- Пишите об изменениях, которые интересны пользователям: новые фичи, оптимизация CJM, исправление багов, вопросы по удобству и т.п. Не публикуйте в журнале изменений всё, что вы делаете: никому не интересно, как вы без ошибок мигрировали ваши БД или как сократили очередь запросов (только если вы не управляете продуктом, где такое изменение может быть интересно пользователям).
- В какой стилистике вести журнал? Не допускайте в текстах терминологии, сухого языка разработчиков и тому подобного официоза – разговаривайте с вашей аудиторией на языке вашей аудитории.
- Кто ведет журнал изменений? Зависит от команды, обычно это либо сам продакт-менеджер, либо его ассистент, либо кто-то из junior's (которые за счёт этого быстрее погружаются в продукт).
- Выберите периодичность публикаций, например еженедельный, двухнедельный или, вообще, рандомный период. Изменения могут быть привязаны к релизам, а могут быть и нет (если продукт может кастомизироваться руками аккаунтов/продактов через админку). Подстраивайтесь под "повестку" и помните, что это не блог с четким контент-планом (но что-то приближенное по конечному результату к нему).
- Много изменений? Не стоит публиковать changelog в виде лонг-ридов, как это делают разработчики игр, рассказывая о всех деталях и изменениях в игровом балансе. Разбейте одну большую запись на несколько средних записей и поделитесь ими с разницей в несколько дней.
- Для простоты восприятия контента пользователями рекомендуется использовать теги со статусами изменений: Разработка/Новое/Устарело/Скоро удалится/Удалено/Фикс/Уязвимости. Всегда держите "Разработка" вверху, чтобы пользователи могли отслеживать предстоящие изменения и своевременно предлагать по ним улучшения/замечания.
- Не бойтесь медиа. Всегда включайте в записи один или несколько снимков экрана/видео с описанием и визуализацией изменений. Это сделает журнал более интересным и, главное – простым для понимания самой сути изменений (это ведь главное).
- Инструмент для ведения changelog не имеет значения – это может быть Notion, Medium, Github, Google.Docs, блог на Wordpress или что угодно. Важно лишь то, ЧТО вы пишете в свой журнал изменений.
- Не забывайте про интерактив в виде лайков/аплодисментов, комментариев, кнопок "поделиться", объединению changelog с другими разделами (например, community forum) и тому подобных вещей, которые дают им возможность не только читать, но и вовлекать ваших пользователей во взаимодействие с вашим журналом и продуктом.
- Не забывайте про удержание и возврат пользователей в журнал. Вы можете вести отдельную email или push-рассылку в духе "Улучшения за октябрь:", а также делиться обновлениями в социальных сетях – всё это привлекает внимание аудитории и положительно играет на восприятии вашего продукта.
Примеры журналов изменений:
Не бойтесь экспериментировать. При должном подходе, журнал изменений может стать отличной точкой входа для работы с вашими самыми лояльными пользователями и перспективным инструментом для внутреннего маркетинга.
Если ведёте, то пожалуйста, поделитесь ссылкой на свой changelog в комментах, давайте вместе сделаем наши продукты лучше и эффективнее!
Product Management – всё о запуске и управлении онлайн-продуктами.