Журнальный метод организации информации
Как я упорядочиваю жизнь, используя простую систему текстовых файлов.
Метод
Ведя поиски оптимального пути организации информации, я сформировал 3 требования:
- Надежность. Надежность предполагает то, что мне не придется зависеть от стороннего ПО, не придется переезжать с закрывшегося сервиса, или соблазниться изобретением нового.
- Структура и свобода. Чтобы как-то организовать большое количество информации, необходима структура; но создавая совершенную, иерархическую систему начинает сказываться ее сложность и как следствие – неповоротливость, лишающая легкости и свободы. Нужен баланс между простотой и функциональностью.
- Минимализм. Отсутствие лишнего и возможность при необходимости работать на бумаге.
Для удовлетворения первого пункта был выбран ".markdown" формат, как продвинутая версия простого ".txt". Работать с такими файлами можно в любом текстовом редакторе (желательно – поддерживающем wiki ссылки), но чтобы реализовать потенциал метода на максимум, я рекомендую IA Writer или Obsidian. Описываемый метод можно применить и в Logseq.
Суть метода заключается в следующем:
- Создание папки "Журнал", где будет происходить взаимодействие с системой.
- Создание файла "Основа.md".
- Создание файла "/текущий год/.md", например "2022.md".
- Создание файла "/текущий год - текущий месяц/.md", например "2022-08.md"
- Создание файла "/текущий год - текущий месяц - текущий день/.md", например "2022-08-12.md"
Файл "Год"
Его содержание может быть следующим:
Анализировать свою жизнь хорошая привычка, поэтому ежегодная запись начинается с анализа прошедшего года.
Сформировав свои цели, необходимо разделить их на приоритетные и будущие. Приоритетные – двигаться по которым вы намерены в течении ближайшего года. Будущие – те, которые откладываются до создания заметки следующего года ("2023.md").
Для каждой из целей нужно создать отдельный файл с названием проекта и проставить ссылку на него в заметке "2022.md":
Файлы проектов для удобства можно хранить в отдельной папке "Проекты".
Организовать структуру файла проекта можно на свое усмотрение; вот пример с которого можно начать:
Файл "Месяц"
Завершив организацию всех проектов и расставив на них ссылки на странице года, перемещаемся на страницу месяца (2022-08.md).
Тут, помимо рефлексии о прошедшем месяце, мы оставляем ссылку на "Основу" и файл года, составим план действий на месяц, для того чтобы каждый день иметь быструю возможность выбора задачи для выполнения, а также список планов на следующий месяц:
Файл "День"
Теперь мы можем перейти на заметку текущего дня – она будет создаваться каждый день по шаблону:
Наверху страницы – ссылки на все самое важное: "Основу" (о ней далее), цели и проекты, задачи на месяц. Это элегантное решение, позволяющее иметь быстрый доступ к важной информации без большого количества папок и сложных структур.
Я начинаю день с подведения итогов прошедшего дня (кто-то может, например записывать сны), а также составления списка задач на текущий день. Для этого я открываю заметку текущего месяца и выбираю задачи на сегодня, а также планирую время, свободное от выполнения задач. Новые задачи, возникающие в течение дня, я дописываю в этот список, либо заношу их в задачи месяца, если хочу вернуться к ним завтра или в будущем.
В "# Заметки" я проставляю ссылки на написанные за день записи (их можно создавать в корневой папке, организовывая и связывая с другими заметками и проектами по своему усмотрению), а в "# Материалы" – полезные находки, с проставлением ссылок или хэштегов для того, чтобы их можно было найти в будущем.
Для оптимизации, можно писать итоги прошедшего дня в отдельном файле и оставлять на него первую ссылку в "# Заметки" (либо и вовсе избавиться от группы "# Заметки", проставляя ссылку на день ([[2022-08-12]]) в создаваемых записях), а задачи "# В свободное время" сделать группой плана текущего дня, ровно как и "привычки", если в них есть необходимость:
Файл "Основа"
Логика метода строится на том, что мы каждый год обновляем актуальность проектов, составляя список новых проектов, отбрасывая выполненные или архивированные; каждый месяц мы обновляем актуальность текущего фокуса на каждом из проектов, а каждый день имеем конкретный план действий.
Так, мы двигаемся от наименее меняющегося к наиболее меняющемуся. "Основа.md" – Это файл, в котором хранится то, что меняется меньше всего; то что актуально для каждого года, для каждого месяца и каждого дня.
В моем файле – это правила, привычки и расписание:
Полезные дополнения
Если вы используете Obsidian, то ежедневную запись журнала можно интегрировать стандартным плагином "Daily notes", указав путь к шаблону ежедневной заметки (иначе, можно создать автоматизацию ios shortcut или в другом сервисе, например в виде вставки шаблона текста в atext), а для файла проекта можно использовать плагин kanban, который будет использовать заголовок как столбец для группы строк.
При смене года или месяца, вы просто меняете ссылки в шаблоне ежедневной заметки на обновленные, но можно и не прибегать к трекингу прогресса по годам и месяцам, создавая новые файлы для каждой итерации, а ограничится файлами «Проекты» (вместо файла "Год") и «Спринт» (вместо файла "Месяц"), содержимое которых будет меняться по необходимости.
Следуя заявленному в начале принципу минимализма, применять этот метод можно и на бумаге; для этого нужны отдельные листы для года (или списка проектов), каждого из проектов, месяца (или спринта) и дня.
Скачать и подписаться
Готовый шаблон можно скачать по ссылке, а по другой ссылке можно подписаться на Телеграм-канал проекта Прагмалогия, в рамках которого я делюсь результатами поиска в сферах мышления, самоорганизации и продуктивности.