Журнальный метод организации информации

Как я упорядочиваю жизнь, используя простую систему текстовых файлов.

Журнальный метод организации информации

Метод

Ведя поиски оптимального пути организации информации, я сформировал 3 требования:

  1. Надежность. Надежность предполагает то, что мне не придется зависеть от стороннего ПО, не придется переезжать с закрывшегося сервиса, или соблазниться изобретением нового.
  2. Структура и свобода. Чтобы как-то организовать большое количество информации, необходима структура; но создавая совершенную, иерархическую систему начинает сказываться ее сложность и как следствие – неповоротливость, лишающая легкости и свободы. Нужен баланс между простотой и функциональностью.
  3. Минимализм. Отсутствие лишнего и возможность при необходимости работать на бумаге.

Для удовлетворения первого пункта был выбран ".markdown" формат, как продвинутая версия простого ".txt". Работать с такими файлами можно в любом текстовом редакторе (желательно – поддерживающем wiki ссылки), но чтобы реализовать потенциал метода на максимум, я рекомендую IA Writer или Obsidian. Описываемый метод можно применить и в Logseq.

Суть метода заключается в следующем:

  1. Создание папки "Журнал", где будет происходить взаимодействие с системой.
  2. Создание файла "Основа.md".
  3. Создание файла "/текущий год/.md", например "2022.md".
  4. Создание файла "/текущий год - текущий месяц/.md", например "2022-08.md"
  5. Создание файла "/текущий год - текущий месяц - текущий день/.md", например "2022-08-12.md"

Файл "Год"

Его содержание может быть следующим:

# Итоги 2021 # Цели 2022 # Будущие проекты

Анализировать свою жизнь хорошая привычка, поэтому ежегодная запись начинается с анализа прошедшего года.

Сформировав свои цели, необходимо разделить их на приоритетные и будущие. Приоритетные – двигаться по которым вы намерены в течении ближайшего года. Будущие – те, которые откладываются до создания заметки следующего года ("2023.md").

Для каждой из целей нужно создать отдельный файл с названием проекта и проставить ссылку на него в заметке "2022.md":

# Цели 2022 - [[Название проекта]] - [[Название проекта 2]] - [[Название проекта 3]]

Файлы проектов для удобства можно хранить в отдельной папке "Проекты".

Организовать структуру файла проекта можно на свое усмотрение; вот пример с которого можно начать:

# Входящие - новая задача # В процессе - текущая задача # Ожидание - ожидающая задача # Завершено - завершенная задача # Изучить - задача на изучение

Файл "Месяц"

Завершив организацию всех проектов и расставив на них ссылки на странице года, перемещаемся на страницу месяца (2022-08.md).

Тут, помимо рефлексии о прошедшем месяце, мы оставляем ссылку на "Основу" и файл года, составим план действий на месяц, для того чтобы каждый день иметь быструю возможность выбора задачи для выполнения, а также список планов на следующий месяц:

[[Основа]] / [[2022]] # Итоги Июля Рефлексия об итогах прошедшего месяца. # Задачи на Август - [ ] Входящая задача [[Проект 1]]: - [ ] Написать статью "Журнальный метод организации информации" [[Проект 2]]: - [ ] Провести исследование на тему "Х" Прочитать: - [ ] Системное мышление - [ ] Вненаучная фантастика - [ ] Революция внимания Кино: - [x] Посмотреть "Пролетая над гнездом кукушки" Обучение: - [ ] Начать курс "Х" # Будущие задачи - Отменить подписку на "Х"

Файл "День"

Теперь мы можем перейти на заметку текущего дня – она будет создаваться каждый день по шаблону:

[[Основа]] / [[2022]] / [[2022-08]] # Итоги вчерашнего дня # Планы на сегодня # В свободное время # Заметки # Материалы

Наверху страницы – ссылки на все самое важное: "Основу" (о ней далее), цели и проекты, задачи на месяц. Это элегантное решение, позволяющее иметь быстрый доступ к важной информации без большого количества папок и сложных структур.

Я начинаю день с подведения итогов прошедшего дня (кто-то может, например записывать сны), а также составления списка задач на текущий день. Для этого я открываю заметку текущего месяца и выбираю задачи на сегодня, а также планирую время, свободное от выполнения задач. Новые задачи, возникающие в течение дня, я дописываю в этот список, либо заношу их в задачи месяца, если хочу вернуться к ним завтра или в будущем.

В "# Заметки" я проставляю ссылки на написанные за день записи (их можно создавать в корневой папке, организовывая и связывая с другими заметками и проектами по своему усмотрению), а в "# Материалы" – полезные находки, с проставлением ссылок или хэштегов для того, чтобы их можно было найти в будущем.

Для оптимизации, можно писать итоги прошедшего дня в отдельном файле и оставлять на него первую ссылку в "# Заметки" (либо и вовсе избавиться от группы "# Заметки", проставляя ссылку на день ([[2022-08-12]]) в создаваемых записях), а задачи "# В свободное время" сделать группой плана текущего дня, ровно как и "привычки", если в них есть необходимость:

[[Основа]] / [[2022]] / [[2022-08]] # Планы на сегодня [[Проект 1]]: - [ ] Задача 1 Привычки: - [ ] Прогулка В свободное время: - [ ] Чтение # Заметки - [[Итоги-2022-08-12]] - [[Другая заметка]] # Материалы - #хэштэг полезная ссылка https://t.me/pragmalogos

Файл "Основа"

Логика метода строится на том, что мы каждый год обновляем актуальность проектов, составляя список новых проектов, отбрасывая выполненные или архивированные; каждый месяц мы обновляем актуальность текущего фокуса на каждом из проектов, а каждый день имеем конкретный план действий.

Так, мы двигаемся от наименее меняющегося к наиболее меняющемуся. "Основа.md" – Это файл, в котором хранится то, что меняется меньше всего; то что актуально для каждого года, для каждого месяца и каждого дня.

В моем файле – это правила, привычки и расписание:

# Правила - Вещь для человека, а не человек для вещи # Привычки - [[Утренняя гимнастика]] # Расписание [06.00] - Подъем [08.00] - Завтрак [10.00] - Прогулка [12.00] - Работа [14.00] - Обед

Полезные дополнения

Если вы используете Obsidian, то ежедневную запись журнала можно интегрировать стандартным плагином "Daily notes", указав путь к шаблону ежедневной заметки (иначе, можно создать автоматизацию ios shortcut или в другом сервисе, например в виде вставки шаблона текста в atext), а для файла проекта можно использовать плагин kanban, который будет использовать заголовок как столбец для группы строк.

Журнальный метод организации информации

При смене года или месяца, вы просто меняете ссылки в шаблоне ежедневной заметки на обновленные, но можно и не прибегать к трекингу прогресса по годам и месяцам, создавая новые файлы для каждой итерации, а ограничится файлами «Проекты» (вместо файла "Год") и «Спринт» (вместо файла "Месяц"), содержимое которых будет меняться по необходимости.

Следуя заявленному в начале принципу минимализма, применять этот метод можно и на бумаге; для этого нужны отдельные листы для года (или списка проектов), каждого из проектов, месяца (или спринта) и дня.

Скачать и подписаться

Готовый шаблон можно скачать по ссылке, а по другой ссылке можно подписаться на Телеграм-канал проекта Прагмалогия, в рамках которого я делюсь результатами поиска в сферах мышления, самоорганизации и продуктивности.

1414
12 комментариев

А с файлами записей вы работаете в Нортон коммандер?))))

Зы метод сильно на любителя. 1:10000, если не больше.

5

Нет, файлы записей связываются в свободной форме хэштегами или ссылками на другие записи

Да, как-то так оно и работает.

По всей видимости, к похожей схеме рано или поздно приходят практически все, у кого есть потребность в структуризации собственных мыслей.

Zettelkästen — https://vas3k.club/post/3040/

Пожалуй, лучше чем текстовые файлы сложно придумать-то что более оптимальное (простой текст как формат оказался оптимальным и для WWW и для UNIX). А инструменты вроде Obsidian, позволяют фактически создавать ваш собственный локальный Internet.

2

Я думал я один такой "не продвинутый" и веду записи в текстовых файлах.

Тоже так делал. А потом ярлык Блокнота заменил на Google Keep. Стало удобнее.

4

спасибо за полезный пост. буду обязательно пробовать)

1

Классный метод!
Я реализовал этот метод в Onenote

1