Квест: переезд из Грузии в Черногорию на машине

Привет! Меня зовут Илья. Недавно я переехал из Грузии в Черногорию на автомобиле. Пока готовился к этой поездке, много чего читал и понял, что понятных человеческих инструкций немного. Поэтому решил рассказать об этом кейсе: детально о подготовке документов, в том числе о получении болгарской визы в Грузии без ВНЖ, страховках на машину в каждой стране, платные дороги, переходы границ и о многом другом.

🚗 Подготовка документов

Грузия открылась мне после пятидневной дороги до её границы, 3.5 из которых я простоял, а точнее — просидел в машине на Ларсе. Сложно не было, если относиться к этому как к неизбежному квесту. Ну, такая вот жизнь. Дальше я находился в Грузии около месяца, привыкал к новому пространству, думал, как оказаться в Черногории вместе с машиной. Придумал.

Варианты маршрутов такие: Грузия–Турция–Болгария–Сербия–Черногория или Грузия–Турция–Греция–Албания–Черногория.

В первом случае нужна только болгарская виза, во втором случае нужны греческая и албанская. В Албанию можно заехать без визы только в туристический сезон. Поэтому выбрали с женой первый вариант.

Документы, которые нужны на протяжении всего трипа:

  • Загранпаспорт водителя и пассажиров.
  • Водительские права.
  • СТС.
  • Хотя бы фото ПТС.
  • В идеале иметь гринкарту на авто, приобретенную в России. У меня её не было, я покупал страховки для конкретной страны на границах либо до въезда, либо сразу после, так тоже можно.

Документы на визу для Болгарии:

  • Пакет документов выше (оригиналы) + копии всех документов. Паспорт копируется со всеми визами. Если есть старый паспорт на руках и в нём есть шенгенские визы, его копию тоже можно приложить.
  • Туристическая медстраховка для водителя и всех пассажиров. Мы сделали в Альфа Страховании на все страны, но когда подавались, нам сказали, что лучше бы мы купили страховку не российской компании. А мы как-то не подумали об этом сразу.
  • Маршрут в свободной форме. Нужно показать, что цель поездки транзит. Распечатал скрин с Google Maps, где проложил путь из Тбилиси до Будвы через Болгарию. Этого хватило.
  • Выписки с банковских счетов (в день на человека требуется 70€) — моего и жены. Выписки были из российских банков. В консульстве сказали, что планируем расплачиваться в стране наличными.
  • Фото на анкету цветное, 3.5 х 4.5 мм.
  • Анкета — её можно распечатать с сайта консульства или заполнить на месте. Не все поля анкеты нужно заполнять, сотрудник ориентирует довольно быстро, на месте удобнее.
  • 80€ консульский сбор с человека.

Никакие документы не заверяются и не переводятся.

А теперь об успешном кейсе получения визы там, где в ней спокойно могут отказать:

В консульство предварительно позвонили, уточнили, можем ли мы, граждане РФ, прийти в консульство Болгарии в Тбилиси и подать документы на визу. Нам сказали, что да. В течение дня сотрудники консульства сами перезвонили, записали через несколько дней. Мы пришли в назначенное время и узнали, что записи по факту нет, есть живая очередь, людей не очень много, но часа четыре мы там пробыли, потому что сотрудница в консульстве одна. Когда время приёма закончилось, она попросила закрыть дверь изнутри и приняла всех, кто был в очереди. Это заняло около часа сверх времени приёма. Очень фрэндли.

После «добрый день» (там говорят и на английском, и на русском) сразу сказали, что мы из России, но не можем вернуться туда и поэтому пришли подавать документы на визу здесь. Никаких вопросов — две анкеты нам в руки, галочки, где нужно заполнить информацию, просмотр документов, снятие отпечатков пальцев, фотографирование. Сотрудница попросила нас позвонить в консульство через пару дней, чтобы донесли другие страховки, если эти не подойдут.

В пятницу мы отдали документы, в понедельник позвонили узнать про страховки, а узнали, что нам дали визы. Процесс получения виз занял два рабочих дня.

Подавали заявлению на визу С — транзитную. Без брони отеля вероятность одобрения такой визы выше, чем на туристическую. Виза однократная, нам дали на два дня на период около месяца.

🚗 Подготовка автомобиля, построение маршрута

Параллельно с подготовкой документов и подачей их на визу происходила подготовка машины.

Что тут важно:

Лучше обслужить авто в Грузии перед поездкой, потому что дорога не близкая (даже если едете в Сербию), а ещё потому что в Грузии это элементарно дешевле.

О резине: я приехал в Грузию на летней, перечитал о нормах для разных стран и вот, что теперь знаю. Универсальное правило: в любой стране могут возникнуть проблемы, если ты едешь на летней резине в снег (и с самим вождением, и с законом). Но: в Турции и Черногории прямого закона, который обязует ездить на зимней резине, нет, потому что есть регионы у моря. Но если пойдёт снег, а ты на лете и тебя остановят — можно получить штраф. В Болгарии с ноября действует постановление, что нужна зимняя резина или all seasons, но можно ездить и на лете, если глубина протектора не меньше 4 мм. В Сербии с ноября можно ездить или на зиме, или на all seasons.

Читал, что кто-то проезжал такой путь или его части на лете, но категорически не советую прежде всего потому, что в сербских горах на серпантине мы встретили первый снег. Небезопасно.

Во всех этих странах нельзя использовать шипы, только липучка. В Болгарии и Сербии необходимо также иметь в багажнике цепи противоскольжения. Особых регламентирующих правил нет, купил самые простые. Они не потребовались, но пограничники одобрительно кивали, когда их видели.

После получения виз стали более детально обдумывать маршрут. По сути, бессмысленно ставить себе конкретные точки и обозначать чёткие расстояния, которые хочется проехать за день, потому что никогда не знаешь, будет ли очередь на границе, как быстро ты устанешь от самой дороги (я был единственным водителем) и сколько ты сможешь ехать в темноте — темнеет рано.

Но что-то мы всё равно наметили:

Общее расстояние между Тбилиси и Будвой ~3000 км.

В первый день мы должны доехать до Самсуна (Турция) ~ 900 км.

Во второй день до Эдирне (Турция) ~ 970 км.

В третий день добраться собственно до Будвы (Черногория) ~ 1050 км, либо остановиться там, где устанем, а остальное расстояние проехать в четвёртый день.

🚗 Дорога в Турции

Выехали из Тбилиси в 10 утра. От Тбилиси в сторону Турции идёт довольно хорошая дорога, две полосы в каждую сторону. Примерно на половине пути начинаются горы, там шоссе ещё не построили, поэтому немного серпантинов, ближе к Кутаиси снова начинается шоссе, почти до моря, вдоль моря по одной полосе в каждую сторону.

6 часов ехали до Батуми, там остановились, обменяли немного турецких лир на всякий случай. Курс был довольный хороший, выгоднее, чем в Тбилиси. Поели.

Грузинскую страховку на машину я купил ещё в первые дни в стране, поэтому, когда подъезжали к границе, интересовался только турецкой. Грин карту сразу на все страны на границе не купить — обычно только локальную, на ту страну, в которую въезжаешь, в Грузии на выезде спрашивают грузинскую, но её тоже можно купить перед границей. Купил турецкую сигорту на минимальный срок — месяц. Вышло около 700 лир.

Переходили границу на КПП Сарпи. Водитель и пассажиры проходят границу отдельно. Жена прошла пешую границу за 10 минут, ничего не спрашивали, только болгарскую визу просветили ультрафиолетом. Я на машине немного постоял в очереди и прошёл за полчаса. Это был, наверное, самый долгий переход границы за всё путешествие.

На границе меня попросили паспорт и СТС на машину, права, страховки для обеих стран. Виза не нужна, но есть условие: в момент въезда в Турцию на машине ты должен быть за пределами Турции более 185 дней за последние 365 дней.

После границы дороги резко становятся лучше, две-три полосы в одну сторону, машин немного. Наша цель была доехать в первый день до Самсуна, и мы её достигли. Туда мы доехали к 10 вечера, бензин в Турции немного дешевле, чем в Грузии, до Самсуна были только бесплатные автострады. Ограничение скорости почти везде 90-110, но поток едет быстрее, ориентировался на местные машины.

Остановились в отеле, который нашли на букинге, не смогли забронировать там, поэтому просто приехали и взяли номер с завтраком на месте за 30 долларов.

За второй день мы планировали доехать почти до границы с Болгарией, до города Эдирне. На этом промежутке было много платных дорог, в Турции они обозначаются буквой O в названии и номером — например, О4. Оплата платных дорог происходит с помощью системы HGS, очень редко наличными.

Для того что бы оплатить проезд, нужно получить стикер HGS, это можно сделать в почтовых отделениях или специальных пунктах перед выездом на платную дорогу.

Но есть хорошая новость: по платным дорогам без шлагбаумов на въезде можно проехать, не имея стикер, система считает номер авто, и можно без штрафов оплатить проезд в течение 15 дней. Там, где на въезде есть шлагбаум, нужно ехать в самый правый гейт, только в нём можно взять талон, на выезде по нему производится оплата наличными.

Чтобы не было проблем при выезде из Турции, мы купили стикер HGS, при его оформлении говорят, сколько нужно заплатить за платные участки, где считывался номер авто. Мы купили стикер уже перед границей с Болгарией, когда проехали все платные дороги по пути, в общей сложности вышло около 25 долларов.

В итоге, за два дня мы доехали в запланированные точки: в первый день из Тбилиси в Самсун (901 км), во второй из Самсуна в Эдирне (974 км). Около 13 часов за рулём + около двух часов в день на остановки. Довольно комфортно.

Остановились в отеле, нашли на картах, не бронировали, а просто пришли. Утром поехали в сторону Болгарии.

🚗 Болгария и Сербия, границы, страховки, серпантин и первый снег

Утро третьего дня мы начали с границы с Болгарией. На выезде из Турции машину проверят на наличие штрафов, полученных в стране и оплаты платных дорог. Документы на границе спрашивают стандартные — загранпаспорт, документы на машину (СТС, водительские права и страховка). Пассажир проходит границу в машине.

После границы Турции есть duty free с обменом валюты, мы поменяли немного в левы, но это была ошибка, курс очень невыгодный, а в Болгарии без проблем принимают евро и дают сдачу в левах.

Важно уточнить: если в Турции и Грузии выгоднее быть с долларами, то после границы с Болгарией намного лучше иметь при себе евро. Менять деньги лучше сильно заранее границы, в крупных городах Турции, или даже в Батуми ещё в Грузии.

На нейтральной зоне есть необычный момент, для того чтобы проехать к Болгарской границе, нужно пройти дезинфекцию машины, прямо на дороге установлены специальные форсунки, которые обольют днище машины водичкой с хлоркой, за это действо нужно заплатить, но немного, точно не помню, но не больше 10$.

На болгарской границе я спросил, могу ли я купить зелёную карту (страховку) прямо на границе, наши паспорта оставили в первом окне и отправили к концу границы, там меня пустили пешком до небольшого вагончика, в котором я без проблем купил зелёную карту на весь Евросоюз на 15 дней за 40€. На нашем пути кроме Болгарии стран ЕС больше не было, на Сербию и Черногорию страховка не распространяется. Уже со страховкой я вернулся к первому окошку, забрал паспорта и пустой таможенный бланк, который нужно передать в последнее окошко при выезде с территории границы.

Там же на территории границы мы купили виньетку — транспортный сбор для проезда по дорогам Болгарии. Платных дорог на территории Болгарии нет, но проезд по трассам со специальным знаком виньетки без этой самой виньетки грозит штрафом. Данные о том, что у автомобиля есть виньетка, заносятся в единую базу, камеры по всей стране считывают номера автомобиля и определяют, есть ли автомобиль в базе. Саму территорию Болгарии мы проехали довольно быстро, останавливались только на заправках. Обедали там же.

У границы с Сербией мы были в середине дня, прошли без проблем. Автомобильную страховку не спросили, но это скорее разовая акция, специально по пути покупать её я не стал, потому что было негде, решил решать проблемы по мере их поступления.

Сразу после границы на территории Сербии начинается платная дорога в сторону Белграда. Оплатить её можно только сербскими динарами, поэтому мы остановились на ближайшей крупной заправке и поменяли немного денег. Практически на любой заправке, которая попадалась нам по пути, можно было обменять евро или доллары в динары.

По ровной платной дороге мы доехали до города Ниш, местное время было около 16:30, до Будвы в Черногории оставалось 570 км и мы решили ехать дальше, несмотря на то что уже потемнело и начался небольшой дождь.

🚗 Сербия и Черногория, границы и горы

После Ниша платная дорога заканчивается — в сторону Черногории есть несколько горных дорог — мы выбрали вариант через Крагуевац, он длиннее, но, судя по картам, дороги там были получше.

В ноябре в Сербии рано темнеет, и хоть на часах по местному времени было около пяти часов вечера, мы ехали уже в темноте. Примерно в районе Крагуеваца пошёл дождь и мы начали подниматься в горы, дальше по пути нас ждал туман, видимость на дороге была очень низкая, и встречные машины с дальним светом не добавляли уверенности в том, где будет следующий поворот.

В целом, дороги на юге Сербии с отличным покрытием, ровный асфальт, но почти всегда это серпантин в горах по одной полосе в каждую сторону без разделителя. Направление поворотов можно было угадывать по маленьким светоотражающим точкам на отбойниках вдоль дороги — это я так намекаю, что жестить и упарываться, как это сделали мы, не стоит.

До самой высокой точки мы ехали в дожде и тумане, пока нас не встретил снег. Правила о том, что зимнюю резину в Сербии нужно иметь с 15 ноября, оказались не напрасными. Меня хватило на 6 часов такой дороги с остановками на заправках, около 12 часов ночи мы спустились с самых высоких гор по пути, снег кончился и мы остановились в отеле примерно в 20 км от границы с Черногорией. На следующий день мы узнали, что не зря не поехали дальше, через 10 км по нашей дороге случился сильный обвал, и разобрали его только утром.

Границу с Черногорией прошли быстро, у нас проверили паспорта, документы на машину, страховки не просили ни сербы, ни черногорцы. Горная дорога продолжается по территории Черногории до Колашина, а оттуда до Подгорицы мы ехали по новой платной дороге.

На четвёртый день в пути силы уже заканчивались — поэтому если вы планируете повторить наш опыт, бронируйте отель в Черногории заранее, сил искать его на месте точно не будет.

Собственно, как-то так мы оказались в Черногории.

1515
6 комментариев

В начале января так же ехал на машине Россия - Черногрия. Маршрут почти такой-же. Для тех собирает информацию оставлю несколько строк о моем опыте:
1. Зеленую карту можно купить в России на 30 дней. На пограничных переходах между Турцией и Болгарией.
2. Для оформления визы в Болгарию в визовом центре попросили паспорт и 12к рублей. Никаких больше документов не нужно было.
3. Виньетку можно оформить онлайн и не заморачиваться.
4. У меня не взяли евро за дезинфекцию на Болгарской границе, отправили в банкомат неподалеку за местной валютой.
5. Штрафы и платные дороги в турции можно оплатить онлайн. Я это делал прямо перед границей, оплата проходит минуты за 3.

3

Кстати, про второй вариант через Грецию и Албанию. В Албанию не нужна национальная виза, если есть открытый шенген.

2

Открытого шенгена не было, получить его в Грузии без грузинского ВНЖ около невозможно

С открытым шенгеном в целом сильно проще ехать любым маршрутом через Европу

2

Интересный опыт
Сам собираюсь скоро ехать из России, теперь лучше понимаю к чему быть готовым)

1)Анкета - поделитесь ссылкой на анкету?
на сайте консульства в Тбилиси не нашел ((

2)Виньетка - она распространяется только на Болгарию или дальше?

3)Штрафы и платные дороги в турции онлайн - где?)
https://webihlaltakip.kgm.gov.tr/
https://ivd.gib.gov.tr/tvd_side/

Спасибо за подробную информацию. Единственный вопрос: имеет ли значение год выпуска автомобиля? А нет, еще : откуда стартовали , сколько ушло дней на это путешествие и сколько в общей сложности финансов?