Выученная беспомощность исследования

Выученная беспомощность — это состояние, когда человек думает, что от меня ничего не зависит или я ничего не смогу и не пытается решать проблемы вовсе.
Откуда такие мысли возникают у человека? Как правило, это следствие хронического стресса, состояния в ожидании чего-то плохого, череды неудач.
Долгое время психологи придерживались именно этой теории, но в мире постоянно проводятся исследования и на свет появилось новое исследование о беспомощности.
Согласно ему, бездействие — это нормальная реакция всех людей. От природы мы все беспомощны, но в процессе развития и последующей социализации мы учимся выходить из проблемных ситуаций, решать жизненные задачи, делать выводы.
Основоположник позитивной психотерапии, Мартин Селигман и, его коллега, Стивен Майер проводили исследования и открыли феномен "выученной беспомощности" случайно.
Что они делали? Селигман выполнял эксперименты И.П. Павлова и исследовал формирование условных рефлексов у собак. Селигман хотел, чтобы собаки, несмотря на удары током, стремились в безопасную зону и перепрыгивали барьер. Итог, собаки лежат у перегородки, скулят и ничего не делают, ожидая удар током. Селигман предположил, что это связано с предыдущим опытом, так как собаки ранее получали удар током на любое действие, поэтому сейчас они даже не пытаются что-то сделать. Это явление психологи назвали выученной беспомощностью и ввели этот термин в обиход.
Исследования продолжались.
В 2016 году Селигман и Майер опубликовали новое исследование с другим взглядом на выученную беспомощность. Психологи провели ряд опытов и выяснили, что от природы все люди беспомощные и в трудной ситуации все будут просто плыть по течению.
А выученной может быть не только беспомощность, но и выученная активность. Но откуда мы научаемся этому? Из прошлого опыта. Если родители не умели решать проблемы,
то ребенок научается их не решать, если родители умеют решать проблемы и справляться с трудностями и дают поддержку ребенку, то он научается решать проблемы и придерживаться активной жизненной позиции. Можно научиться как быть беспомощным, так и быть активным, смелым, решительным.
Это исследование дает новое направление в развитии психотерапии. Нужно концентрироваться не на избавлении человека от мышления жертвы/беспомощного ребенка, а на развитие навыков, которые помогают быть решительным, активным, умению адекватно оценивать свои ресурсы и умению ставить посильные задачи.
И еще это исследование значит , что человек может изменить свою жизнь, выработать новую привычку справляться с трудностями, да это не быстро, но возможно.
Исследователи считают, что это открытие применимо в лечении депрессии, ведь депрессия чаще про "я ничего не могу изменить", "я беспомощный". Чтобы выйти из состояния беспомощности важно иметь надежду, веру что любые трудности временны, поэтому важно концентрироваться на любых позитивных моментах. Вспоминать какой путь уже проделан
по выходу из депрессии, ценить и хвалить себя, учиться быть опорой себе, поддерживать себя. И важно понимать, что если один не можешь справиться и поддержать, то важно обращаться за помощью.
Ссылка на исследование: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4920136/

Выученная беспомощность исследования
Начать дискуссию