Маркировка рекламы с 1 сентября 2023 года: за что вас могут оштрафовать

С 1 сентября 2023 года законодательство о рекламе снова изменится: физическим и юридическим лицам грозят новые штрафы за нарушения. Линия консультаций «Что делать Консалт» каждый день отвечает на вопросы по маркировке рекламы: вот топ-10 самых важных их них.

Маркировка рекламы с 1 сентября 2023 года: за что вас могут оштрафовать

Что считают рекламой в интернете?

По закону это информация, которая обладает следующими признаками:

  • распространяется в интернете в любой форме и с использованием любых средств;
  • привлекает внимание к тому, что рекламируют, формирует или поддерживает интерес к объекту, продвигает его на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Что из себя представляет маркировка интернет-рекламы?

Процедура маркировки включает три основных действия до её распространения:

  • присвоить идентификатор, или «токен», то есть уникальное цифровое обозначение;
  • · проставить пометку «реклама»;

  • · указать на рекламодателя или на интернет-страницу, которая содержит информацию о нем (ч. 16, ч. 17 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, приказы Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191, от 07.12.2022 № 03-108552).

Кто присваивает идентификатор и куда направляются данные по нему?

Идентификатор рекламе присваивает Оператор рекламных данных, или ОРД. Реестр ОРД формирует и ведет, а также публикует на своём официальном сайте Роскомнадзор.

После присвоения токена и получения информации от лиц, направлявших запрос на присвоение номера, ОРД в течение 10 дней передаёт сведения в Роскомнадзор. РКН, в свою очередь, включает эти данные в Единый реестр интернет-рекламы, или ЕРИР (ч. 1, ч. 7 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974, Приказы Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191, от 11.04.2022 № 62).

Организация имеет права на креатив и планирует разместить его на своем сайте. Нужно ли нам направлять какую-либо информацию в Роскомнадзор?

Да, после размещения рекламы на своем сайте организация должна сформировать отчет со сведениями и передать Оператору рекламных данных. Срок – в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором распространили рекламу в интернете. После этого ОРД направит информацию в течение 10 дней в Роскомнадзор.

Состав сведений включает общую информацию о каждом участнике рекламной цепочки:

  • полное и сокращенное наименование организации,
  • ИНН, адрес организации, ФИО директора;
  • информацию о лице, заключившем рекламный договор.

Сведения о самой рекламе, в том числе, включают в себя:

  • идентификатор рекламы;
  • общее описание объекта рекламирования на русском языке;
  • сведения об использованных средствах распространения интернет-рекламы: сайт, его страница, информационная система;
  • сведения о рекламных системах, если таковые используются;
  • информацию об объемах и распределении показов интернет-рекламы;
  • срок размещения интернет-рекламы или дата начала рекламной кампании в случае размещения рекламы в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи;
  • параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории нахождения, других социально-демографических параметров дифференциации при наличии такой информации;
  • информацию о договоре или договорах, заключенных между участниками рекламной цепочки, включая сведения о сторонах договоров, предмете, цене;
  • сведения об исполнении договора: дата и номер актов сдачи-приемки оказанных услуг, их содержание (ч. 3, ч. 5 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974, Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р).

По всей ли рекламной информации, которую распространяем через интернет, необходимо подавать сведения в Роскомнадзор?

В Распоряжении № 1362-р указаны два случая, когда сведения подавать не нужно:

  • если рекламодатели, рекламораспространители и другие участники рекламного рынка продвигают собственные товары (работы, услуги), направляя пользователям информацию на адреса их электронной почты, а также в виде электронных сообщений (это так называемые рассылки по собственным базам клиентов);
  • если реклама распространяется в составе теле- и радиопередач и отображается в интернете без изменений по сравнению с первоисточником (например, при онлайн-трансляции передачи на сайте телерадиокомпании).

В других случаях информацию следует направлять (Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р).

Мы как рекламное агентство размещаем рекламу в интернете и отчитываемся в ОРД. Но конечная площадка, блогер, отказывается отчитаться за рекламу. Чем нам это грозит?

Ответственность будет нести блогер, так как он в данной ситуации выступает рекламораспространителем.

По общему правилу к ответственности рекламораспространителя привлекут по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. В этом случае штраф составит:

  • для юрлиц – от 100 000 до 500 000 руб.,
  • для должностных лиц и ИП – от 4 000 до 20 000 руб. (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ),
  • для граждан – от 2 000 до 2 500 руб. (ст. 38 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, ст. 14.3 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948).

Бартерная реклама или самореклама тоже должны маркироваться?

Рекламная информация организации-партнера также подлежит маркировке.

Если на собственном интернет-ресурсе организация размещает собственные рекламные материалы, то они также подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор. Если пресс-релизы имеют рекламный характер, информацию о них учитывают в общем порядке вне зависимости от того, распространяются ли такие материалы на возмездной или безвозмездной основе.

Рекламой не считают информацию о товарах и услугах, размещенную на официальном сайте их производителя или продавца. Однако если об отдельном товаре дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент могут признать рекламой. На нее распространяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе (Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974).

Размещаем в интернете социальную рекламу, ее тоже нужно маркировать. Есть ли исключения, когда для неё не нужна маркировка?

Это требование не распространяется на сайты, зарегистрированные в качестве сетевых изданий, а также на телеканалы и радиоканалы (ч. 3.20 ст. 10 Закона о рекламе).

Социальная реклама, распространяемая в Сети, должна содержать пометку «Социальная реклама», а также указание на рекламодателя социальной рекламы и на сайт, страницу сайта, содержащие информацию о рекламодателе.

Сетевое издание – сайт в интернете, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с законом.

Телеканал, радиоканал – сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в эфир под постоянным названием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм (ст. 10, ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1).

Баннеры не являются рекламой, а являются информационными сообщениями?

Что такое баннер, законодательство не определяет. В самом общем смысле можно сказать, что баннер — это носитель информации. Это может быть как цифровой носитель, так и печатный материал. Например, в таком смысле этот термин используется во Временном руководстве ВОЗ от 20.05.2020.

Информация, которую вы размещаете на баннере, может носить рекламный характер. Тогда эта информация, а также баннер, как средство размещения рекламы, должны соответствовать требованиям законодательства о рекламе, иначе вас могут привлечь к ответственности (ст. 38 Закона о рекламе).

Пример

На печатном баннере помимо сведений, которые должны размещаться на вывеске, разместили дополнительную информацию. К примеру, о своих товарах, работах или услугах. С учетом этой информации, а также с учетом других обстоятельств, в том числе:

- цели размещения сведений;

- внешнего вида конструкции, ее характера, размера и места расположения

такой баннер могут признать рекламной конструкцией. И если он не соответствует требованиям законодательства, за это привлекут к административной ответственности.

Такая позиция встречается в судебной практике (Постановление 14 ААС от 28.08.2018 № 14АП-5753/2018).

Правда ли, что увеличат штрафы за распространение рекламы без идентификатора? Если да, когда начнут действовать новые штрафы?

За распространение рекламы в интернете без идентификатора или с нарушением требований к его размещению начнут привлекать к административной ответственности с 1 сентября 2023 года.

Штрафы составят:

  • для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.,
  • для компаний – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Введут и другие денежные санкции за нарушения в сфере интернет-рекламы (ст. 1 Закона от 24.06.2023 № 274-ФЗ)

Маркировка рекламы с 1 сентября 2023 года: за что вас могут оштрафовать

Приглашаем на экспертный стрим: «Изменения в НК РФ осенью 2023 года. Что надо знать о НДС, налоге на прибыль и налоге на имущество»

Уже этой осенью новые детали появились в работе с НДС, налогом на прибыль, налогом на имущество. Некоторые из них уже вступили в силу, другие стартуют в 2024 году.

Пройдёт 14.09 в 10:00

На трансляции эксперт:

•за 20 минут, понятно и без воды покажет все изменения в НК РФ, которые коснутся Вашей работы;
•объяснит, что делать, чтобы не нарваться на штрафы и претензии налоговой.

⚡Записывайтесь по ссылке

Чтобы следить за актуальными материалами для бухгалтера, подписывайтесь на наш Телеграм — Что делать Консалт | Всё о налогах и законах. Публикуем новости об изменениях, кейсы, ответы на вопросы Клиентов, ссылки на мероприятия, напоминание, что нужно сдать отчет. А еще разыгрываем бесплатные консультации от наших экспертов.

1111
71 комментарий

Почему удалили комментарий? Разве ссылка на документ является спамом, или на этом ресурсе просто модераторы не адекватные?

Стараешься помочь людям, расценивают как спам. Далеко пойдете господа!

2
Ответить

Ссылки может удалять скрипт, а не живой модератор. Типичная защита от спама

Ответить

И как быть с UGC контентом? Если контент про компанию и её продует размещает юзер по своей инициативе?

1
Ответить

Можете ответить на вопросы:
1. Если была публикация на VC, например тема «Лофт для детского дня рождения. Топ 5 лофтов в Москве» - в публикации есть описание данных площадок и их контакты, такая публикация попадает под закон «О маркировке»?
2. У компании (у нас лофт) есть телеграм канал, там публикуются материалы по лофту, фото, видео, прайс – канал попадает под закон? Если да, то что надо маркировать? Фото или все текстовые публикации?
3. Есть телеграм канал по поиску площадок «Ищу площадку», там разрешена публикация информации о площадках бесплатно, эта информация попадает под этот закон?

1
Ответить

Важный вопрос.

Является ли рекламой рекомендация?

Когда лояльный клиент говорит. Классно, мне понравилось в том барбершопе. По факту он делает рекламу, но изначально делится полезной информацией о высоком качестве услуг.

1
Ответить