Мы видим следующую ситуацию: у предпринимателей растет выручка и может быть растет кратно, но при этом прибыль не то, что не растет, а прибыль либо вообще превращается в постоянную величину или уходи в минуса, в убытки. То есть эффективность бизнеса стремительно падает.
А почему так происходит?
Потому что у нас изменение рынка касается не только расширения возможностей, но и условий работы на нем. Что у нас произошло?
У нас произошло увеличение срока поставок, как следствие удлинение финансового цикла, увеличение стоимости капитала. И да, с одной стороны, есть возможности захвата новых (или освободившихся) рынков, но часто предприниматели действуют не подготовившись. «Время не ждет, я сейчас возьму и увеличу свое производство, получу дополнительную прибыль»
И к чему пришли? Либо забитый склад, либо покупатели ждут, а у нас части деталей нет, потому что они не успели прийти. И мы попали на просрочку, на неустойку, что съело наше чистую прибыль.
Даже при том, что рынок предоставляет возможность, и выручка компании может вырасти, надо учитывать следующие факты:
Во-первых, надо понять, насколько тот рынок, тот кусок пирога, который вы откусываете, насколько этот кусок пирога сопоставим по условиям с тем куском пирога, который вы до этого кушали. У этого нового куска рынка может быть совершенно другие сроки, например, операционного цикла. То есть оборачиваемости на этом рынке может быть совершенно другой.
Более того, эти новые условия теперь могу распространяться и на ваш старый кусок. И влиять на него негативно.
То есть вместо того, что выбрав какой-то момент защитную стратегию, предприниматель начинает хватать новый кусок с проблемами.
Во-вторых, нужно четкое понимание объема капитала, который вовлечен в бизнес. К сожалению, это не просчитано. И получается так, что предприниматель вроде как себе заявляет X2 выручки, но для того, чтобы это X2 сделать, надо привлечь там десятки миллионов рублей, а привлечь откуда?
Сейчас практически все источники получения капитала которые есть очень дорогие, очень.
Чтобы обеспечить такую доходность надо прямо сильно напрячься. Чтобы стоять на месте, надо бежать со всех сил, а чтобы бежать вперед, надо бежать два раза быстрее.
В-третьих, очень сильно выросла конкуренция. В тех сегментах, которые в какой-то момент казались очень лакомые, в них очень сильно выросла конкуренция.
Те, кто прошел первыми, отхватили свой кусок пирога. Маржинальный кусок. А все последующие, толпой ломятся в очень узкую дверь, с очень низкой наценкой.