Как набирать компетенции в современном мире?

Много лет, пока была рядовым специалистом, я топила за компетентностную модель T-shaped. Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. В этой модели мне стало тесно, и я открыла для себя новые.

В статье совместно с HR-консультантом Анной Согриной рассказываем, какие бывают компетентностные модели и какая подойдёт именно вам.

Аня Согрина
HR-консультант
Все известные мне модели компетенций
Все известные мне модели компетенций

Что вообще такое модель компетенций?

По-простому говоря это то, как вы развиваете себя.

И сделать это можно с помощью разных подходов, то есть моделей.

I-shaped

Самая простая и понятная модель. Вы являетесь узким специалистом / экспертом в одной чётко обозначенной сфере. Скажем, вы гениально монтируете видео. И всё, ничем больше вы не занимаетесь, только этим.

Такая модель долгое время была нормой, когда специалист действовал чётко в рамках своей должностной инструкции. Но сейчас от инструкций часто отказываются, особенно в IT, откуда я "родом". I-shaped сохраняются разве что при работе по Waterfall (все стадии разработки продукта следуют строго друг за другом, не параллелятся и не возвращаются на предыдущие этапы).

Парадигма "моя хата скраю" сейчас едва ли позволяет командам эффективно работать.

Допускаю, что в более консервативных и давних сферах эта модель ещё часто встречается. Но, если подумать, даже бухгалтер должен разбираться как минимум в нескольких дисциплинах.

Generalist

Специалист, который знает много всего, но довольно поверхностно.

Был у меня коллега, который увлечённо рассказывал про инвестиции, объективы, астрофотографию и даже про то, как выбрать яхту на Авито. Генералист каких поискать.

А если серьёзно, то генералистами обычно специалисты являются на старте своей карьеры. Когда хочется попробовать себя в разных направлениях и определиться уже набрав опыт.

Я несколько лет преподавала в техническом ВУЗе, и там как раз студентам-программным инженерам давали возможность побывать в разных ролях. А уже на третьем курсе можно выбрать приоритетное направление и углубиться в его изучение.

Главное, не засиживаться и начать прокачивать экспертизу в чём-то одном. Тогда из Генералиста вы однажды станете гордым T-shaped.

Аня отмечает, что офис-менеджеры, например, могут комфортно чувствовать себя в этой модели не только на начальном этапе.

Думаю, личный ассистент тоже. Вот как могла бы выглядеть их модель.

Пример модели Generalist
Пример модели Generalist

T-shaped

И вот когда ваш широкий кругозор дополняется глубокой экспертизой в одном из направлений, вы становитесь T-shaped специалистом.

На современном рынке труда в IT это становится must-have требованием. Такая модель позволяет комфортно общаться с командой, быстро понимать друг друга и легко находить оптимальные решения.

Сложно, когда продакт не подкован технически хотя бы немного, и разработчикам приходится тратить много энергии и времени на объяснение базовых терминов.

Сложно, когда дизайнер проектирует макеты, не понимая, что из этого могут реализовать разработчики, а что нет. Или когда тестировщики не умеют работать с дизайн-системой и постоянно отвлекают дизайнера на разъяснения о том, как должен вести себя тот или иной компонент, когда лучше использовать один, а когда — другой.

Поэтому, если вы разговариваете внутри команды на одном языке — это упрощает и ускоряет разработку. Скорее всего, такая команда достаточно самоорганизована и слажена. А это и стоимость работы, и психологическая атмосфера.

Кстати, софт-скиллы тоже делают вас T-shaped специалистом. Если на отечественном рынке это пока что "Nice to have" навыки, то на зарубежном быть "софтовым" обязательно. Не подходите под корпоративную культуру компании, есть риск, что вы не душевный клей коллектива — извините, мы обязательно вам перезвоним.

Так как я выходец из продуктового дизайна, приведу пример модели для этой роли. Вообще продуктовые дизайнеры — одни из самых ярких представителей этой модели, потому что они связывают цели бизнеса и потребности пользователей. И между этими двумя точками зачастую лежит довольно тернистый и долгий путь из самых разных задач.

Но у каждой компании своё понимание аналитика, тестировщика (или QA), дизайнера и т.д. И набор компетенций может отличаться.

Оценить, эксперт вы уже или ещё нет, в компании помогает матрица компетенций и Performance Review, но об этом в следующий раз.

Делитесь в комментариях, какая роль у вас и какие навыки должны лежать на горизонтальной линии, по вашему мнению.

Компетенции T-shaped продуктового дизайнера. 
Компетенции T-shaped продуктового дизайнера. 

Pi-shaped

Здесь всё становится ещё интереснее.

Представим путь HR, который несколько лет развивался горизонтально. Попутно у него прокачалась (или он осознанно прокачал) какая-то экспертиза. Скажем, выстраивание процессов в командах.

Он продолжает работать и, если специалист небезразличен к собственному развитию, у него появляются новые области интересов.

Проходит какое-то время, и вот он уже участвует в развитии HR-бренда компании. Основательно так участвует, прокачивая экспертизу. То есть, развивается ещё одна вертикаль, и вот он уже не T-shaped, а больше похож на символ "Пи".

И теперь он гордо зовётся МарHR (марчар, если по-простому).

Вариант компетенций для Марчара
Вариант компетенций для Марчара

Та же участь ждёт дизайнера, который всерьёз взялся за процессы и методологии и стал DesignOps.

Или маркетолога, который стал помогать технарям выстраивать связи вовне своей команды / компании. Это DevRel.

То есть, ваши экспертные направления могут комбинироваться практически как угодно. И это делает вас ценным и, не скажу, что незаменимым, но довольно редким специалистом.

А вам, в свою очередь, помогает находить новые пути самореализации, попутно принося пользу своей компании.

У меня так в своё время начало прокачиваться развитие продуктов, и теперь я и продуктовый дизайнер, и продакт-менеджер. И это далеко не всё, чему я научилась за много лет работы. И этому посвящена последняя модель.

Comb-shaped

Это, насколько мне известно, венец развития компетенций. Какой-то псих настолько преисполнился, что прокачал несколько экспертиз.

И это неминуемая участь для тех, кто не останавливается на достигнутом в своём развитии и у кого широкий круг интересов.

Скажем, вышеупомянутый марчар ушёл из найма и стал продавать свои консультации в блоге. Работает сам на себя.

Тогда, хочешь-не хочешь, ему придётся постичь премудрости ведения бюджета, общения с налоговой и того же монтажа видео, если он захочет развивать личный бренд через YouTube.

Да, он может это всё делегировать и не вникать в то, что ему неинтересно. Но нередко бывает такое, что у начинающего свой проект эксперта нет денег на делегирование, и приходится получать новые навыки самостоятельно.

В таком случае, мы платим либо деньгами, либо временем. И здесь нужно подумать, что выбрать. Возможно, что-то всё-таки лучше изучить самому, чтобы впоследствии повысить ценность своих услуг, став экспертом где-то ещё.

Вывод для тех, кто всё пропустил

Быть генералистом на старте карьеры ок, но в большинстве случаев, лучше со временем переходить в ряды T-shaped — так вы повысите свою ценность (и цену) на рынке труда.

Если станет скучно в T-shaped, велкам в Pi-, а оттуда и в Comb-shaped.

Делитесь, к кому относитесь вы и чем занимаетесь, будет интересно послушать ваше (конструктивное!) мнение и посмотреть на соотношение моделей.

Кто будет токсить, посоветуем курсы по софт-скиллам 😉

Ну а кому было интересно и кто хочет познакомиться с нами поближе, можно найти нас по именам в запретграме (меня ещё на Ютубе, там как раз вышел подкаст, из которого и появилась эта статья).

Какую модель компетенций вы представляете? 
Дженералист
I-shaped
T-shaped
Pi-shaped
Сomb-shaped
22
1 комментарий

согласен с вами ,лучше развивать определенный навык и умение и быть профессионалом в своем деле ,нежели хвататься за все сразу ,а результативности будет не так много

2
Ответить