Госзакупки – надежный канал привлечения клиентов для малого бизнеса в 2022 г. (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Госзакупки – надежный канал привлечения клиентов для малого бизнеса в 2022 г. (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Ну что, с конца февраля 2022 г. наступили трудные времена для малого бизнеса? Или все-таки это время возможностей? Давайте посмотрим на такой "страшный" и "непонятный", казалось бы, для малого бизнеса источник привлечения клиентов, как госзакупки (они же тендеры).

Что такое госзакупки?

Госзакупки - это когда бюджетным учреждениям (44-ФЗ) или многим коммерческим (223-ФЗ) нужны либо товары, либо работы, либо услуги, но по закону, они не могут позвонить в ИП Петров и сказать "Сколько стоит? Ок, покупаем!". Им нужно обязательно разместить свою потребность на специальном портале. Не будем сейчас рассказывать, сколько их и какие они. Единая информация отображается здесь на портале ЕИС https://zakupki.gov.ru/

В ЕИС заказчики размещают подробную информацию о:

  • Товаре/работе/услуге (ТРУ);
  • Подробном описании;
  • Сроках выполнения;
  • Начальной максимальной цене;
  • Прочих условиях

Пример:

Больница №1 г Иваново хочет купить офисную бумагу. Специалист по закупкам со стороны больницы размещает информацию:

  • 100 пачек бумаги А4 "Снегурочка"
  • плотность 80 г/м2; количество листов в упаковке 500 шт.
  • доставить до 15 апреля 2022 г.
  • начальная максимальная цена - 100.000 рублей

И назначается аукцион на данную процедуру

Аукцион

Существует 3 способа отбора поставщика: аукцион, конкурс, запрос котировок. Аукцион наиболее популярен (около 80% от всех закупок), поэтому в данной статье опишем именно его

  • Поставщики находят в системе https://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch подходящую для себя закупку
  • Подают заявку, прикладывая все необходимые документы. Здесь важно заметить, что обычный фрилансер не сможет участвовать. Необходимо, как минимум, быть самозанятым, т.е. Госзакупки - это площадка белых официальных игроков рынка. Ну и конечно, в ОКВЭД должен быть данный вид услуг/товаров
  • Назначается дата аукциона
  • Далее проводится аукцион. Формат: "кто меньше", торги идут в режиме онлайн
  • Кто даст наименьшую цену, тот и побеждает
  • После победы, следует подписание и начинается выполнение услуги.

На том же примере:

  • Поставщик бумаги из Иваново ИП Вайтпеперов видит в системе https://zakupki.gov.ru/, что Больница №1 хочет купить 100 пачек бумаги и говорит: "Ок, хочу выиграть данный аукцион!"
  • Подает заявку, прикладывая документы, что он действующий ИП, оказывающий услуги по покупке/продаже/изготовлению канцелярских товаров. Заказчик изучает документы и допускает его к аукциону
  • Дата начала аукциона назначается, например, на 31 марта 2022 г. в 10:15
  • В это время начинается аукцион. Участвует, например, 15 организаций-поставщиков
  • Цена от начальной максимальной в 100.000 р начинает снижаться в зависимости от того, как будут кликать поставщики - каждый клик - цена шага, например 2000 р. Кликнут все поставщики по 1 разу - цена станет 70.000 р
  • Но наш ИП Вайтпеперов упорный, он хочет точно выиграть. И вот уже цена 37.000, но он все равно продолжает участвовать
  • В итоге он выигрывает аукцион за 32.000 р
  • Его признают победителем и он обязан в течение 5 рабочих дней подписать контракт

В чем плюсы и минусы для малого бизнеса?

Плюсы:

1. Надежный постоянный источник привлечения клиентов;

2. Клиентская потребность уже сформирована:

  • не нужно иметь сайт;
  • не нужно создавать воронки;
  • не нужно настраивать и тратить деньги на контекстную рекламу, РСЯ, таргет и т.д.
  • не нужно иметь менеджеров по продажам;
  • не нужно "додавливать" лиды через скрипты и акции.

В ЕИС размещены только те клиенты, которые уже сейчас готовы потратить свои деньги

3. Практически нет затрат на привлечение клиентов. Т.е. ROI огромен

4. Риск, что Вас "кинут" с оплатой минимален, т.к. заказчики получают за невыполнение обязательств огромные штрафы

Минусы:

  • Подходит не для всех сфер. Если Ваш сегмент B2C, т.е. оказываете услуги только для частных лиц, это не для Вас. C2B, B2B, B2G - пожалуйста, заходите
  • В 99% случаях - постоплата через 15 дней после выполнения услуги. Если с управлением финансами у Вас плохо - получите кассовые разрывы
  • Необходим специалист по закупкам, который будет вести всю работу. Это единственные крупные финансовые издержки. Самим с нуля не рекомендуем заходить, иначе набьете много шишек. Ну или можете пройти недорогое обучение (10-15 тр) и погрузиться в мир госзакупок самостоятельно
  • Часто идет слишком большое снижение цены. Например, в нашей сфере - услуги дополнительного профессионального образования - до 95%. Аукцион может начинаться с 200.000, а победитель заберет контракт за 10.000, иногда работая "в ноль"

***

Подытоживая.

  • Госзакупки - отличный надежный канал привлечения клиентов для малого и среднего бизнеса
  • Конечно же, в них множество нюансов, которые нельзя осветить в рамках данной статьи. Однако, если, в наши непростые дни, Вам необходимы новые клиенты - обязательно рекомендуем в них погрузиться
44 показа
159159 открытий
6 комментариев

Госзакупки это ЗЛО, так как на выходе вы получаете товар и услуги сомнительного качества ! Госзакупки это рассадник мошенников и халявщиков, как пример закупка на ремонт асфальтного покрытия в любом городе а итог, что покрытие приходит в негодность уже через пол года !

Ответить

Госзакупки - это канал привлечения клиентов для бизнеса
А то, про что Вы пишете - это уже вопрос исполнения и контроля

Ответить