Что делать, если ребёнок не хочет читать?

1. Проживать каждую историю

Отсутствие интереса к чтению зачастую связано с недостатком у ребёнка воображения. Любое произведение — это прежде всего история, которую он может понять и прочувствовать, ощутить, понять героя и его поступки.

· Поэтому мы не просто читаем с детьми сказки, например, а организуем представления — театрализованные сценки, в которых ученики изображают персонажей из прочитанных книг. Мы анализируем мотивы и действия этих персонажей и устраиваем импровизации, что также усиливает интерес.

· Ещё можно рисовать прочитанные истории, создавать на их основе комиксы и фантазировать, как могли бы развиваться события дальше. Комиксы очень заразительны — по опыту скажу, что стоит увлечься кому-то одному, и спустя неделю-другую комиксы уже рисуют все и обмениваются ими друг с другом.

В результате у детей развивается воображение, а чем больше оно развито, тем интереснее для них книги. Мультфильмы, которые предлагают готовую картинку, не развивают его. Если ваш ребёнок привык смотреть мультики и видео в YouTube, чтение может показаться ему слишком скучным. Научите его глядеть на мир глазами книжных героев и погружаться в их истории, и он по-настоящему полюбит литературу.

2. Давать свободу выбора

Какая литература вам интересна? А вашему мужу? Подруге? Коллеге? Станете ли вы читать неинтересную книжку лишь потому, что она входит в «Топ-100 произведений, которые обязан знать каждый»? Или потому, что на этом настаивает ваш муж? Думаю, что нет. У всех разные вкусы, и у каждого — своя библиотека. И не так уж важно, сколько вам: 30, 45 или 60.

Так же и у детей. Предоставьте им свободу выбора. Помнится, в нашей школе был случай, когда ребята равнодушно отнеслись к стихам. Нет, они не отказывались их учить, но делали это так вяло, что мы в ответ решили устроить… вечер поэзии. Да-да, чтобы каждый из учеников выбрал себе стихотворение и рассказал бы его со сцены — с чувством, толком и выражением. Дали им тему — «Любовь и дружба» — и полную свободу выбора. Они могли выучить любое стихотворение, из любых источников, хоть из Интернета. И ребята загорелись. Они нашли совершенно разные произведения: современных авторов, поэтов XIX века, военных времён. И не просто выучили — они поставили по ним целые мини-спектакли, с реквизитами, плакатами, костюмами. Это был удивительный и весьма показательный опыт.

Поэтому, если вы хотите привить сыну или дочери любовь к литературе, не покупайте им книжки на свой вкус — лучше запишите в библиотеку. Это волшебное место, где можно часами бродить от стеллажа к стеллажу, листать старые издания, рассматривать картинки и, главное — выбирать! А ещё можно обращаться к библиотекарю за рекомендациями по каким-то конкретным темам. Скорее всего, вашему ребёнку это понравится.

3. Устраивать совместные чтения

Мы в своей школе организуем литературные клубы, где ребята разговаривают о прочитанных книгах. Часто бывает так, что кому-то понравилась какое-то произведение и он рассказывает о нём, а потом это произведение читают все остальные, потому что им тоже стало любопытно. Кроме того, дети обмениваются книжками — это хорошая традиция, из которой может вырасти не только любовь к чтению, но и крепкая дружба, основанная на общности интересов.

Вы можете устроить что-то подобное и дома. Например, встречаться всей семьёй за круглым столом для совместного чтения и обсуждения произведений: художественных, научно-популярных и т. д. На самом деле родитель легко может вовлечь ребёнка в любую тему. Не заставляя, не предъявляя претензий — достаточно просто предложить: «А давай вместе почитаем, мне тоже хочется. Может быть, по ролям? Или главы — по очереди вслух».

Другие члены семьи в такой ситуации проявляют спонтанный интерес. Например, когда мы с младшим сыном изучаем книжку про пищеварительную систему, к нашим беседам присоединяется и старший сын. Мы приводим примеры из жизни, вспоминаем, у кого какие бывали случаи, и у обоих мальчишек одинаково горят глаза. Они действительно вовлечены в наши живые обсуждения. И конечно, потом с удовольствием перечитывают обсуждаемые книги.

Сколько книг или времени нормально читать школьнику?

Моя позиция такова, что качество важнее количества и читать следует столько, сколько хочется самому школьнику. Мы все очень разные. У нас различаются характеры и темпераменты, скорости восприятия и обработки информации — и наше отношение к литературе не может быть одинаковым.

Кто-то буквально проглатывает книги, читая по диагонали, а кто-то вдумывается в каждую строчку. Один ребёнок за неделю может осилить 5 детских фэнтэзи-романов, а другой будет сидеть вечерами с одним и тем же томом Конан Дойля или Стивена Хокинга (не все произведения возможно прочесть по диагонали). Что лучше? Я не могу ответить на этот вопрос. И то, и другое хорошо, если ребёнок делает это добровольно. В своём ритме и в соответствии со своими потребностями.

Если же ребёнок читает мало, потому что ему неинтересно, и он предпочитает мультики, потому что у него недостаточно развито воображение, чтобы в полной мере представить события, которые разворачиваются на книжных страницах, значит, нужно развивать наглядно-образное мышление. И проживать с ребёнком каждое произведение, пропуская его через себя в виде игры по ролям, театрализованного представления, обсуждения, создания комикса и т. д. (об этом я рассказывала выше)

22
Начать дискуссию