Как подготовить бизнес к сезону? Подкаст «В ручном режиме»: Алексей Романенков, Rookee

Говорим о том, как подготовить бизнес к высокому сезону продаж и что важно учесть уже сейчас.

Как подготовить бизнес к сезону? Подкаст «В ручном режиме»: Алексей Романенков, Rookee

Выпуск №19 подкаста «В ручном режиме» от Rookee, сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете.

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме» и я, Алексей Романенков — руководитель компании Rookee.

Так получилось, что сейчас, в разгар лета, когда июль покатился во вторую половину, не получилось своевременно согласовать никого из гостей. Люди отдыхают в отпусках, понятно, что и дети на каникулах, поэтому самое время провести время вместе. Самый правильный момент! А у тех, кто работает, такая же высокая загрузка, как и у нас.

Что касается Рук, то у нас тут происходят интересные дела. Rookee выиграли грант на акселерацию во ФРИИ по программе GoGlobal. Мы задумались о том, что раз мы 12 лет успешны в России, и через нас уже прошло более 500 000 бизнесов,

вполне вероятно, что где-то в мире найдутся рынки, на которых нас прям очень не хватает.

То есть мы могли бы предоставить очень нужный и полезный сервис для тамошних малых и средних предприятий. Это вы тут счастливчики: мы у вас есть. А не всем так повезло. (смеется) Поэтому мы пойдем на другие рынки.

Так, помимо текущих задач по России, а их много и они не прекращаются, у нас еще добавились задачи международные. И тут много всяких интересностей. Мы оценили вместе с экспертами ФРИИ рынки по большому количеству параметров и пока решили сконцентрироваться на Латинской Америке. И самая крупная страна, самая крупная экономика, и наш союзник по БРИКС — это Бразилия. Интересно для сравнения: у нас в России 146 млн населения, а в Бразилии порядка 211 млн. У нас с вами интернет-пользователей под 100 млн, а в Бразилии 160 млн. Там гораздо выше индекс предпринимательской активности, то есть с точки зрения малого бизнеса и малого предпринимательства Бразилия не только сравнима, а в общем даже превосходит Россию. Поэтому пока по ряду признаков Бразилия выглядит для нас интересной.

Вам может быть интересно об этом узнавать периодически, так что я буду накапливать какой-то объем информации и иногда даже каких-то приколов, с которыми приходится сталкиваться. Буду делиться.

Конечно, везде есть свои особенности, и они не только языковые, но и культурные. Например, сейчас мы запустили рекламную кампанию в Facebook*, Google, LinkedIn с тем, чтобы бразильские предприниматели заполняли опросник, который мы сделали: пользуетесь ли вы SEO, важно ли это для вас, делаете силами агентства или самостоятельно, какие инструменты используете и т.п. И удивительным образом там собрались анкеты, и мы очень даже попали в сегмент. Понятно, мы специально не целились в крупный enterprise: мы ориентировались на средний и малый бизнес. Мы предлагали за участие в вопросе лайтовый SEO-аудит сайта, все-таки люди потратили время. Мы стали эти аудиты рассылать по электронной почте. Там есть ряд моментов, которые требуется уточнить, но мы не получаем ответов. И вот тут нам эксперты подсказали, что оказывается,

электронная почта — это пережиток для бразильцев, это в прошлом. Все в основном общаются в WhatsApp.

Поэтому мы сейчас сделаем второй заход по тем, кто оставил нам и ответы на наши вопросы, и запрос на аудит.

WhatsApp в Бразилии — это мессенджер №1, и его принято читать постоянно, чаще, чем email раз в неделю, и вся коммуникация с клиентами строится через него. Кстати, Бразилия — один из немногих рынков, на котором в WhatsApp даже присутствует функция перевода денег своему контакту, чего мы в России или где-то в других странах не наблюдаем. Бразилия не только для Rookee перспективный рынок, но и для WhatsApp тоже. Поэтому мы ориентируемся на крупняк, типа экстремистских компаний Meta*, которым принадлежит WhatsApp. И тоже выбираем Бразилию.

Такие приключения.

Несмотря на то, что на этой неделе с гостями не получилось, тем не менее мы все-таки соблюдаем частотность и график, не будем выпадать. Это как в тренировках или диетах: нельзя нарушать график, нужно выходить, поэтому сегодня мы здесь, пусть и в укороченном варианте.

У меня уже был один такой выпуск, когда я был один. С тех пор накопилось определенное количество экспертных рекомендаций с теми гостями, с которыми мы это обсуждали. И удивительным образом жизнь подкидывает какие-то встречи и контакты, и люди задают одни и те же вопросы, которые, казалось бы, мы уже освещали в рамках подкаста. Понятно, что не все слушают наш подкаст. Поэтому я хочу вас попросить порекомендовать нас своим знакомым, чтобы люди просвещались, чтобы мы работали на большую аудиторию. Думаем, будет полезно.

Один из моментов, который я чуть ли не сегодня услышал в очередной раз: «Надеюсь, скоро к нам вернутся все выключенные платформы, экстремистские и не только». Те, кто регулярно с нами, те, кто на нас подписан, вы слышали и знаете, что есть закон о приземлении, который действует, по-моему, с начала этого года: любая компания, которая обладает аудиторией более 500 000 человек, обязана иметь российское зарегистрированное юридическое лицо, иметь здесь представительский офис. В случае работы с пользовательскими данными серверы должны быть размещены здесь, на территории России. Те экстремистские платформы, которые сейчас запрещены или выключены, они не выполняли эти требования еще в начале года, а после событий февраля, вариантов, что они исполнят эти требования и вернутся, на мой взгляд, пока в среднесрочной перспективе просто никаких, ноль. И поэтому не нужно сидеть на чемоданах: жизнь продолжается, и ваши бизнесы продолжаются, и вам нужны клиенты. Не стоит ждать, что вот сейчас еще чуть-чуть потерпим, и они придут снова. Так можно в общем-то и прогореть, все может очень плохо и печально закончиться. Поэтому, друзья, не ждем у моря погоды и переходим на отечественного производителя. Благо, что, конечно,

мы в России в уникальной ситуации, где наравне с глобальными платформами у нас были в том числе и свои достаточно сильные площадки, которые составляли очень достойную конкуренцию.

Да, я понимаю, я знаю про некие сложности с ВК, но ребята в ВК тоже работают. Поэтому мы учимся, учимся с этим работать и учимся это готовить.

Еще один из моментов, который мы регулярно обсуждали: нужно учиться рассказывать о себе. Потому что когда мы говорим с вами о каких-то инструментах, неважно, российских или зарубежных, так или иначе это лишь каналы распространения. Или, выражаясь иностранными словами, каналы дистрибуции. Но остается вопрос: что распространять?

Часто приходишь к клиенту и спрашиваешь: рассказывай, как в бизнесе, что происходит, давай попробуем найти какие-то новостные поводы и об этом рассказать широко в соцсетях, в СМИ. И бизнес говорит: а что рассказывать, работу работаем и все как обычно. «Вот так ты слона не продашь!», выражаясь фразой из одного анекдота. Никто лучше вас не знает, что происходит, что вы задумываете, куда вы собираетесь развиваться, что делают конкуренты, как вы к этому относитесь, верите или не верите в успех и так далее, всегда можно найти, о чем рассказывать. И дальше неважно: ВКонтакте, Яндекс.Дзен, Одноклассники или экстремистский Facebook* с Instagram*, или не запрещенная альтернатива в виде Pinterest — всё, что угодно, но вопрос в том, что вы можете о себе рассказать, почему ваша аудитория должна к вам прийти, почему она должна будет доверять и выбирать вас на фоне ваших конкурентов. Это ключевой момент.

Говоря про производство контента, про себя, про рассказ о себе любимом, говоря про каналы распространения, мы обсуждали продвижение в поиске, ибо все-таки поисков у нас по-прежнему два. Один из них, Google, выключил рекламную монетизацию. Да, конечно, это плохо для тех блогеров или площадок, которые монетизировались в Google, но, как говорится, конкуренция — великая вещь. Я уверен, что все эти компании или люди просто переставили на себя коды Яндекса, и теперь монетизируются Яндексом, то есть сеть Яндекса приросла, стала больше за счет этих компаний. Нам с вами, я имею в виду

бизнесу, чтобы продвигаться в поиске Google, других вариантов, кроме как делать поисковую оптимизацию, не остается.

А поисковой оптимизацией опять же оптимизируется определенный контент, картинки, тексты. Это все определенным образом размещается так, чтобы поисковик мог догадаться, что вот эта цифра здесь — это номер телефона, а вот эта цифра здесь — это цена того или иного товара, вот эта цифра здесь — это индекс вашего адреса. Это все так или иначе какая-то разметка — это все какие-то SEO-методы. Если в Яндексе вы еще можете использовать платные и бесплатные каналы, сеошку для сбора органики и Яндекс Директ для покупки поискового трафика, то в Google у вас остается только один вариант, и поэтому старая добрая, уже зарекомендовавшая себя сеошка, приобретает абсолютно новое прочтение.

При этом хочу заметить, что действительно, 15 лет назад вся коммуникация строилась через сайт. Сейчас же существует великое множество возможностей, отчасти копировать если не целиком ваш сайт, то элементы вашего сайта или элементы вашего предложения, я имею в виду платформы типа Авито или Профи.ру, или даже карточки товаров и ваши предложения где-то на маркетплейсах.

Так или иначе это тоже каналы распространения, в которых может быть отображена часть вашего предложения. Эти отдельные элементы можно продвигать в поиске таким образом, чтобы вы как компания могли в результатах поиска занять сразу несколько позиций. На самых верхних позициях может найтись и ваш сайт, и ваш паблик в VK, и ваша страница на Wildberries, Ozon или Avito. Но в любом случае это сильно повышает ваши шансы собрать как можно больше трафика из органики. И поэтому

старая добрая сеошка со старым добрым ссылочным продвижением — все это по-прежнему актуально.

Все больше компаний обращают на это внимание. Если кто-то из вас не слышал, послушайте наш прошлый подкаст с Михаилом Шакиным. Михаил очень большой эксперт, заслуженный эксперт в сеошке. И фактически Миша там говорит, что просто представьте себе, нарисуйте в голове, как нам показывают интернет, как выглядит интернет. Это узелки, связанные линиями-лучиками. Вот узелок — это ваш сайт, еще один узелок — это вы же где-то на Авито или Озоне. Еще узелок — это вы на каком-нибудь ВК или в Одноклассниках. Между узелками должны существовать связи. Когда мы говорим про ссылки — это связи. Если вы этих связей не строите, то поисковику очень сложно, а иногда невозможно обнаружить и понять эти взаимосвязи. Поэтому связи-ссылки обязательно нужно использовать и строить.

Также Михаил в нашем подкасте отмечал, что не надо делать это бездумно. Да, это инструмент. Да, он работает, и пользоваться им нужно умело. Если вы в себе таких умений не обнаруживаете, обратитесь к профессионалам.

Я еще хотел напомнить одну вещь, и мы касались этого вопроса в наших подкастах — это работа с существующей клиентской базой. Мы очень увлекаемся тем, что привлекаем новых клиентов, и частенько забываем о том, что мы делаем с существующей клиентской базой, как мы с ней взаимодействуем. И на этот счет мы тоже говорили с рядом наших экспертов. Это касалось и email-рассылок, и пуш-уведомлений, и работы с мессенджерами. Привлекая аудиторию в свой канал, в свою группу, надо интересно и вкусно рассказывать о себе, о своем бизнесе, о том, с какими сложностями приходится сталкиваться и как вы их решаете — и через это формировать вокруг себя сообщество, работать с ним. Поскольку мы говорим про клиентов, про выживание бизнеса, про дополнительную выручку или откуда ее можно было бы взять — подумайте, что бы вы могли предложить своим клиентам.

Во время похожих кризисов мы видели, как менялся спрос с «купить новый холодильник» или «купить новую стиральную машину» на «отремонтировать». И вероятно, для кого-то из вас подобные времена уже наступили, для кого-то они могут наступить чуть-чуть погодя, но скорее всего, они все-таки случатся. Подумайте заранее о том, как вы могли бы помочь вашим клиентам приобретать ваши услуги доступнее, дешевле. Если не покупка, то это может быть аренда и другие варианты. Мы с вами вроде говорим про интернет-продвижение, а я вдруг заговорил про модификации в вашем бизнесе: но интернет в данном случае может дать вам возможность для анализа трендов, понимания, куда все движется. Пока есть время подготовиться к этому моменту.

Раз уж мы заговорили про «подготовиться»: я уже упоминал сегодня про сеошку. Помните, что эффект наступает не сразу. Это все-таки тот канал, который не работает как контекстная реклама, когда сегодня денег положили, кнопку нажали и все закрутилось. Тут необходимы определенного рода подготовка и время, пока поисковики проиндексируют те материалы, которые мы разметили, и те ссылки, которые мы на них поставим. Поэтому, если у вас есть сезонные товары, например, совсем скоро наступит 1 сентября, и если ваш бизнес связан с школьниками и студентами, то вот сейчас в июле уже может быть даже поздновато. А вот например,

если вы производите что-то такое рождественско-новогоднее, то сейчас в самый раз начать готовить материалы и разметку, закупаться ссылками.

Фактические эффекты вы начнете видеть на интервале 3-4 месяца и дальше. Все лучше делать заранее.

Подписывайтесь и рекомендуйте друзьям так, чтобы те вопросы, которые мы осветили с вами 3-4 месяца назад, не повторялись как сегодня в одном из примеров.

Всем добра и через неделю увидимся в следующем подкасте!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

11
Начать дискуссию