{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Домены: ликбез для бизнеса / Мехди Низамизаде, Reg.ru #vol44

Учимся грамотно работать с доменами: разбираемся, почему стоит регистрировать домен на юридическое лицо, и обсуждаем, как устроен бизнес на доменах.

Выпуск №44 подкаста «В ручном режиме» от Rookee, сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете.

Гость выпуска — Мехди Низамизаде, юрист Reg.ru.

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee, член экспертного совета в АРИР.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Алексей: Друзья, добрый день! С вами снова подкаст «В ручном режиме», я Алексей Романенков, CEO компании Rookee, и у меня сегодня очень интересный гость – Мехди Низамизаде, юрист компании Reg.ru. Мы поговорим о том, как правильно регистрировать, продлевать, продавать домены и вообще управлять ими. Давай ты меня поправишь, домен – это что? Это интеллектуальная собственность?

Мехди: Домен – это буквально символьное обозначение, которое позволяет определить ваш сайт, его местонахождение в сети Интернет. Его можно зарегистрировать как интеллектуальную собственность, можно этого не делать, и нельзя говорить, что он является собственностью, потому что домен нельзя купить навсегда – его нужно каждый год продлевать.

Алексей: Окей, домен продлевается каждый год. Если он не продлевается, то он становится свободен для покупки любым другим желающим, и поэтому нельзя сказать, что это ваша интеллектуальная собственность: вы его арендовали на время, а если не продлили примерно через год – извините, такие правила.

Мехди: Да, абсолютно верно.

Алексей: Мы говорим про Россию, и наши слушатели – это представители среднего и малого бизнеса. Для России имеет особое значение, где регистрировать домены – в зоне .ru, .su или .рф, или в принципе всё равно? Можно и .com, можно и .me, можно любой другой?

Мехди: Конечно, в нашей стране есть свои особенности. Наша доменная зона .ru является пятой в мире по числу зарегистрированных доменов в национальных доменных зонах, то есть это довольно распространенная доменная зона.

И большинство клиентов, конечно же, выбирает доменную зону .ru или .рф. По статистике, 93% всех доменов, зарегистрированных в зоне .ru, зарегистрированы из России, резидентами Российской Федерации. Это косвенно намекает на то, что большинство людей предпочитает в России регистрировать домены .ru. Это связано с доверием клиентов, потому что на волне огромного количества фишинга, который сейчас мы можем наблюдать, клиенты имеют больше доверия к доменам в зоне .ru, чем .me, .com, .org, .net, .biz – эти домены у нас психологически внушают не такое большое доверие, как .ru, но, если у вас конкретный сайт, например, вы автопроизводители или у вас маленькая IT-компания, то имеет смысл регистрировать домен в зоне .it, .io, потому что это тоже модно.

В принципе, на ваш выбор, но я рекомендую не регистрировать домены в международных зонах, например, .it – Италия, .de – Германия, .fr – Франция, это не внушает никакого доверия клиенту, не говорит ему ни о чём.

Алексей: Попробую резюмировать. Друзья, если ведём бизнес в России, то лучше все-таки .ru или .рф. Однако не запрещено или даже, может быть, рекомендовано, чтобы вы заняли все имена. Например, «имя компании».ru, и ещё «имя компании».info, и .com просто с тем, чтобы ваши конкуренты не взяли «имя вашей компании»–точка–что-то ещё, и поэтому, кроме основного домена, который в зоне .ru или .рф, может быть, ещё несколько, 3–5 таких же, но только в других зонах. Просто чтобы у вас была территория с вашим именем, чтобы она была за вами, за вашим бизнесом.

Мехди: Вообще совет хороший. Некоторые крупные компании, когда выпускают новый продукт, регистрируют огромное количество доменов типа «подкаст 1», «подкаст 2», «подкаст 3», чтобы никто не пытался сделать фишинг на его услуги, на его продукт. Это вещь распространённая, но вы учтите, что вам придётся платить за эти домены.

И если продление доменов в зоне .ru стоит 1000 рублей, то есть домены, продление которых стоит 20 тысяч, а есть и 200–300 тысяч рублей.

Алексей: Обалдеть. Это прямо интересно! Я просто не могу себе представить такую стоимость продления.

Мехди: В доменной зоне .io, я точно знаю, что она стоит не дешёво, не как .ru, в несколько раз дороже. И самый дорогой, который я помню на своей памяти, вариант – это тематические домены. То есть .photo, .it, и самый дорогой, который я видел, – .auto, для автопроизводителей, для автодилеров. Он стоил около 300 тысяч рублей в год, чтобы его просто продлить, без наценок, услуг, просто продлить.

Алексей: Невероятно, но я хочу сразу нашим слушателям сказать: друзья, трафик на домене сам не заведётся. Я к чему? «Точка» и что-то после неё, пусть там .auto, .biz, .info, .ru или ещё что-то такое, трафик туда сам не возникнет. Поэтому вы можете сколько угодно думать, мечтать о престижных доменных зонах, но как это было когда-то в рекламе: «Имидж – ничто, жажда – всё». Если вместо жажды представить себе трафик, то вот

только трафик фактически превратится для вас в клиентов, в лиды или в заказы, но никак не доменная зона.

Так ведь?

Мехди: Да, абсолютно верно. Сам по себе домен трафик не даёт. Это, можно сказать, номер на машине или номер телефона. Сам по себе домен – нет никакой разницы доменной зоне, сколько символов в домене.

Алексей: Хорошее сравнение, спасибо. Мы часто тоже видим, что средний и малый бизнес использует плюс-минус обычные телефонные номера, но когда бизнес подрастает и становится уже серьёзного федерального масштаба, он начинает покупать себе красивые номера, например, из одних семёрок, и это, конечно, что-то стоит. Опять же, трафик там сам не появится, но у компании такого уровня уже есть поток покупателей и трафик, по сути, можно ещё этот престиж оформить простым и запоминающимся номером.

Скажи, пожалуйста, нет ли риска, что домен, который .рф – он же пишется русскими буквами, кириллицей, и, соответственно, то, что перед точкой тоже будет записано, видимо, кириллицей – что из других стран его не смогут открыть?

Мехди: К счастью, такого риска нет. Интернет был задуман так, чтобы он был мировой, и, когда есть какие-то национальные буквы, например, арабская вязь, иврит и русская кириллица, то всё равно все эти буквы имеют зеркало, зеркальное отражение – классическую латиницу. Вы можете найти сервисы, которые показывают, как любой сайт, который имеет кириллическое обозначение, выглядит латиницей, и, когда человек вводит этот домен на кириллице в поисковую строку, он автоматически попадает туда, куда нужно, вне зависимости от того, в какой он стране. И никакого риска тут нет в том, что вы выберете себе кириллическое обозначение: всё равно будете попадать туда, куда надо. Можно спокойно использовать.

Алексей: Это только наша российская практика, или всё-таки в мире есть другие такие домены, например, которые иероглифами записываются или ещё на каких-то локальных раскладках клавиатур?

Мехди: Конечно, безусловно. И японские сайты, и китайские – с разными доменными символами, все они есть, но их все можно отобразить на латинице.

Алексей: Скажи, пожалуйста, только в России продление домена происходит ежегодно и продлить домен сразу на два, три, пять или десять лет невозможно? Я сталкивался с тем, что у меня есть какие-то домены в зоне .com, и там можно сразу на 10 лет его купить. Почему такие правила?

Мехди: Я не могу сказать, откуда так повелось и почему конкретно. Год или десять лет – это правило оператора реестра, который установил он сам, он не позволяет больше, чем на год продлевать, потому что у нас всё-таки инфляция, у нас есть желание операторов реестра, чтобы домены не застаивались и постоянно менялись, и мёртвые домены не продлевались

Потому что, по статистике,

только 68% доменов продлевается на второй год и более, остальные просто отпадают,

поэтому смысл есть большой, чтобы люди не набирали большое количество доменов на десять лет. Я думаю, что это, наоборот, очень благоприятная практика. У разных сервисов есть гарантийные услуги, которые берут на себя обязательства за вас каждый год продлевать домен, делать автоматические списания с карты или из личного кабинета. Это предложение не касается записи в реестре, у вас всё равно домен будет на один год, и это в принципе мировая практика.

Алексей: То есть можно, придя к кому-то из регистраторов, допустим, Reg.ru, если я с запасом положу денег на свой лицевой счет, а напротив домена поставлю галочку «продлевать автоматически ежегодно», то, если мой баланс позволяет, то домен продлится автоматически, а деньги спишутся с лицевого счета регистратора? И никаких дополнительных действий предпринимать не потребуется?

Мехди: Я как юрист всё-таки не рекомендую занимать пассивную позицию в отношении доменов – это всё-таки актив, и они продаются иногда дороже, чем фактически недвижимость компании. Я сам это видел. Но да, так можно делать – не заходить в личный кабинет, поставить, чтобы домен у вас продлевался, но всё равно нужно ставить себе в календаре заметку и смотреть, что домен действительно продлевается каждый год и от вас никуда не уйдёт.

Алексей: Есть мнение, что в 2023 году наличие сайта – это уже пережиток, это что-то такое очень старинное, олдскульное, почти средневековое. И новым пользователям, новому поколению интернет-пользователей связываться с сайтом, регистрировать домен, покупать хостинг, размещать страничку на этом домене, сложно. Ведь кто-то должен за этим смотреть – и за страничкой, и за доменом, и за хостингом, в общем – это пережитки прошлого века, а сейчас на любой платформе, будь то ВК или Instagram*: ты просто берёшь и разворачиваешь витрину. И всё замечательно. Вот интересно, учитывая, что вы регистрируете домены, вы размещаете, «хостите» у себя сайты, что вы видите? Люди продолжают регистрировать домены, создавать сайты?

Мехди:

Последние 5–10 лет взрывного роста доменов в зоне .ru нет, плюс-минус держится на уровне 5 млн доменов.

С другой стороны, некоторые маркетплейсы, если вы занимаетесь продажей товара, даже запрещают вам иметь свой сайт и продавать там ваши товары. Есть такая тенденция, что люди отказываются от сайтов. Есть крупный магазин, у них огромный оборот, но у них нет сайта, просто канал на маркетплейсе.

Если, допустим, у вас организация походов в лес, то всё-таки я рекомендую завести свой сайт, а не только ВКонтакте, потому что за вас это сделает кто-то другой, и тогда ваши клиенты будут думать, что это от вашего имени с ними кто-то общается.

Лучше сразу у себя на сайте группу ВКонтакте повесить. Вот наш официальный сайт, вот наша почта, всем остальным, пожалуйста, не верьте. Ваш бизнес ещё будет расти, и вы никогда не знаете, к чему придёте.

Через пять лет у вас бизнес попрёт, но домен у вас уже перехватил тот, кто был быстрее вас: он догадался, что он вам понадобится.

А я, кстати, замечу, что у нас есть целая профессия людей: у них огромное количество автоматизированных систем, и они каждый день регистрируют тысячу доменов, пытаясь угадать тренд, пытаясь найти компании, у которых нет домена. Например, компания зарегистрировала название ООО «Ромашка», а домена нет – они быстро побежали регистрировать домен, а потом предлагают «Ромашке» его купить.

Алексей: Это очень интересно, сейчас мы к этому вернёмся.

Я только по поводу маркетплейсов хочу зафиксировать: друзья, вы можете попасть в абсолютную зависимость от площадки, и прошлогодняя история с Meta*, если бы у вас весь бизнес был там, или даже с TikTok, а потом «бам» – и целая платформа выпадает. Так и тут – зависимость от маркетплейса.

Эти клиенты, этот трафик вам не принадлежит. В случае с собственным сайтом, собственным доменом можно предлагать пользу, чек-листы, и за эту пользу просить клиентов подписаться на ваши новости, а дальше иметь возможность с ними контачить по почте. И это сильно дешевле, чем если покупать рекламу где-то на платформах. Думайте, решение за вами.

Еще, знаешь, меня несколько раздражает, когда у бизнеса почта на бесплатных доменах: на Mail, Яндексе. И когда тебе дают визитку, а там «генеральный директор – @ – ya.ru» – это как-то… Как ты считаешь, эта культура нарастает, она появляется, что всё-таки почта должна быть на домене, корпоративная почта, что это правило хорошего тона, своего рода деловой этикет? Что несолидно использовать бесплатные email-хостинги, email-почты?

Мехди: Да, конечно, безусловно.

Домен – это бренд вашей компании.

Вот у вас есть название, есть дизайн странички, есть вложения в пиар, и то же самое нужно делать с доменом, потому что когда человек получает визитку, например, профессиональные услуги адвоката, а там «[email protected]» – это не вызывает доверия. Вызывает доверие, когда есть короткий, красивый лаконичный домен, его быстрее набирать. В домен действительно стоит вкладываться. Это недорого, можно потратить буквально полтора часа, один вечер, если вы совсем первый раз это делаете, зайти и купить себе хостинг, настроить почту – это делается буквально за вас, нужно просто галочки нажать. Стоит это недорого, самый дешевый хостинг, по моему, рублей 10 в месяц стоит, есть даже дешевле.

Алексей: Хорошо теперь про бизнес на доменах. Если вдруг кто-то из наших слушателей вдохновится нашим подкастом и решит: «О, у меня есть свободные несколько миллионов рублей, и я сейчас тоже хочу бизнес на доменах сделать», сейчас не поздновато? Наши слушатели могли, наверное, сталкиваться с таким названием, как «киберсквоттеры», то есть те, кто занимает определённые места, определённые домены. В 2023 году не поздно начинать?

Мехди: Всё-таки киберсквоттинг – это пока законная вещь, и если вы не злоупотребляете этими вещами, не вымогаете деньги и не публикуете фишинг на доменах, но там уже давно устаканился бизнес. Есть люди, которые давно там работают, и информации нет в открытом доступе. Там есть такие нюансы, тонкости, которые им позволяют заниматься этой работой, получать хорошую прибыль, но вы этого не знаете, вы видите только внешнюю часть того, что человек покупает домены и продаёт. Внутреннюю кухню вы не знаете, поэтому, если вы прям очень сильно вдохновились, наверное, конечно, можно заняться чем угодно в любом возрасте, но вы учтите, что это полноценный бизнес. Это всё равно, что сказать, что я хочу открыть компанию по налоговой оптимизации, допустим, потому что там не менее сложно.

Там сидят программисты, они изучают, строят программы, алгоритмы, чтобы перехватывать нужные домены, потому что они не просто покупают всё подряд, что им нравится. Они смотрят, допустим, домен хорошего бизнеса, а почему-то его не продлевают, они пытаются его перехватить, чтобы потом продать – это целый мир.

Если вам охота этим заниматься, то в путь, я только поддерживаю любое начинание. Но не всё так просто.

Если регистрировать домены на свое имя, не разбираясь в том, какие домены вы регистрируете, то можно получить иски от компаний просто за нарушение интеллектуальных прав,

потому что сама по себе регистрация домена с чужим товарным знаком – это уже нарушение по нашим законам.

Алексей: То есть это такая очень тонкая область.

Мехди: Да, но сейчас везде так. Всё оказывается глубже, чем на первый взгляд, потому что люди пытаются заработать денег в этой сфере, и поэтому тут довольно глубоко всё ушло.

Алексей: Хорошо, тогда вот какой вопрос: можно ли себя обезопасить с точки зрения покупки домена у перекупщика?

Мехди: Можно себя обезопасить абсолютно, например, воспользоваться такими сервисами, как гаранты сделки для покупки домена. Это есть не только в Reg.ru, но и у других регистраторов, пробейте в Google, можно попросить этого продавца доменов зарегистрировать домен на сторонней площадке, перейти в неё и найти там третью сторону как гаранта сделки, например, регистратора доменов, который не передаст деньги ему, пока вы не получите домен и, наоборот, передаст вам домен, когда получит деньги себе и будет его хранить, пока сделка не завершится. Я думаю, всем это знакомо: как банковская гарантия, как покупка недвижимости.

Алексей: Да, вот у меня крутится: это как ячейка в банке.

Мехди: Можно так сказать. Это абсолютно нормально, и более того: с рук домен или новый, на него никак не влияет. При методологии расчёта стоимости домена очень часто люди обращают внимание на дату регистрации домена, и если домен зарегистрирован в 1998 году, то это считается очень хорошо.

Поэтому с рук можно покупать, если подходить к этому с умом, если через сторонние сервисы и гаранты сделки, то да, это абсолютно безопасно.

Алексей: Хорошо, значит, существует определённый механизм. Наши слушатели теперь об этом знают. Нужен посредник, независимая компания, которая, по сути, прогарантирует. Давай проговорим: прогарантирует – что? Что должно поменяться? В какой момент домен становится моим?

Мехди:

Домен становится вашим в момент, когда в анкету о домене, в графе «администратор домена» вносится ваше ФИО (если физлицо покупает). В момент, когда эта запись производится, считается, что домен ваш.

Вы можете им управлять, сколько вы захотите, переводить в другой личный кабинет, менять DNS на домене. И регистратор, если вы третью сторону или гаранта сделки выбираете, он произведёт оплату, то есть перенесёт ваши деньги продавцу в момент, когда эта запись будет произведена, чтобы обезопасить вас максимально.

Алексей: Ты упомянул, что домены с историей могут стоить больших денег. Но это какое-то растяжимое понятие. Я приведу пример из своей жизни: лет десять назад мне товарищ рассказывал, что для одного на сегодняшний день достаточно известного интернет-магазина был домен, буквально из трёх цифр состоял, и за него заплатили несколько десятков тысяч долларов. Это несколько миллионов рублей. Я не знаю, изменилась ли эта оценка ценообразования антикварных, винтажных доменов, но тем не менее, какой твой опыт? О каких суммах сейчас идёт речь?

Мехди: Да, суммы тут реально космические, очень большие, иногда покупают целый бизнес только ради его домена, такое распространенно. Например, вы открываете свою компанию и вдруг видите, что кто-то делает ноготочки с таким же доменом. Вы идёте покупать товарные знаки, всё вместе взятое, только ради того, чтобы этот домен забрать себе. А цены там – десятки, может быть, даже сотни миллионов рублей за разные домены.

Сейчас доменов очень много, поэтому для рядового пользователя очень просто найти нужный себе домен. То есть, если нет в зоне .ru нужного вам домена, попробуйте в международной зоне, .com. Всё ещё можно купить очень дорогой домен, в котором мало символов либо, например, может быть много символов, но это слово «матрас»: если вы продаёте матрасы, matras.ru – это просто идеальный домен для вас. Я просто пример привожу. Или диваны – divani.tut. Такие домены вроде бы не короткие, но это то, что вам нужно. То есть не обязательно иметь мало символов. Например, цифры 911 или 007, 666, более интересны, чем 489, понимаете?

Есть целая методология расчёта стоимости доменов. И даже некоторые домены, которые продавались на моей памяти, проводились через аудиторскую оценку, чтобы действительно посмотреть, сколько он стоит, и это делается в том числе с учётом количества уникальных пользователей, которые заходили на этот домен каждый день, упоминаний в СМИ, насколько он красивый, короткий и т. п. Все эти вещи имеют значение, так что за домен действительно иногда стоит платить, особенно если вы собирайтесь в дальнейшем двигаться и строить бренд на этом домене.

Алексей: Всё, что ты сказал, позволяет экономить время: либо вы как бизнес можете долго к этому идти, пока к домену прилипнет какое-то количество пользователей, трафика, вас упомянут в прессе, пройдёт десятилетие; либо вы уже в принципе очень чётко определились, что у вас за бизнес, что вы хотите, и фактически вы находите подходящее вам доменное имя, и оно уже с какими-то параметрами – трафик, узнаваемость, возраст, оно легко запоминаемое, легко ассоциируемое с теми товарами или услугами, которые вы предоставляете. Поэтому придётся, конечно, заплатить много, но, с другой стороны, вы фактически уже со следующего дня, как только вы получите в собственность этот домен, уже на полную катушку сможете раскручивать свой бизнес.

Мехди: Это проще будет, конечно. Плюс в поисковых запросах домен может быть высоко. Очень часто люди покупают домен под бизнес, то есть

иногда на маркетплейсах, где продаются домены, видно, что они не просто домен продают, а ещё и целый бизнес. Т.е. можно купить всë готовое: и клиентов, и CRM-ку, и сайт, и хостинг, и содержимое сайта.

Алексей: Понятно, ты сказал, что процесс оценки – это всё-таки нетривиальная штука, а есть ли какие-то хотя бы предварительные калькуляторы? Куда можно вбить имя домена и получить грубую оценку, но тем не менее, ориентир: это несколько десятков тысяч или это несколько сотен, или это несколько миллионов рублей?

Мехди: У регистраторов, конечно, есть методологии, но они их не публикуют в открытом доступе.

Домен стоит столько, сколько за него готовы заплатить.

У нас были интересные кейсы, когда очень дорогие трёхсимвольные домены перехватили другие люди. То есть бизнес переставал существовать, и домен просто истек. Всё почему? Потому что люди не понимали, сколько стоит такой домен. Я повторюсь, что это может быть несколько миллионов рублей – дороже, чем этот бизнес.

Алексей: Круто. Друзья, если у кого-то есть трёхсимвольные домены 1998 года, я готов купить. Недорого. Приходите.

Мехди: Это хорошая инвестиция, между прочим.

Алексей: Подкаст у нас в большей степени для предпринимателей, то есть речь про средний и малый бизнес. Как лучше регистрировать? На физлицо, по сути, на хозяина этого бизнеса, или на компанию? Есть какая-то разница?

Мехди: Разница есть. Если вы регистрируете на компанию, то у вас по умолчанию есть защита этого доменного имени, созвучного с наименованием вашей компании. Чтобы иметь интеллектуальные права на домен, на обозначение, вам нужно либо иметь товарный знак, я утрирую, либо фирменные обозначения. Если ваша компания называется ООО «Ромашка», а домен «romashka.ru», то идеально зарегистрировать домен на эту компанию, чтобы у неё была защита от споров, судов и всего такого – это в идеале. Но в любом случае, регистрируете вы на общества или на себя, всё равно могут быть риски.

Если вы регистрируете на одного из учредителей, на себя, то, конечно, наследование домена может быть потом проблемой. С участником что-то происходит, и остальные не знают, как домен перенести обратно на юрлицо. И, наоборот, пользуются доменом несколько десятков лет, а потом оказывается, что общество поменялось, они ликвидировали предыдущее, зарегистрировали новое, а про домен забыли, и тут опять же возникают сложности с тем, что домен на несуществующее лицо.

В связи с этим моя рекомендация:

регистрировать домен нужно всегда на юридическое лицо. Ни в коем случае не регистрировать на своего системного администратора, на бухгалтера, на генерального директора, не делать так ни в коем случае.

На отца или мать не надо. Либо на общество – в идеале, а если никак, если вы в этом не видите большой цены, то на себя, если вы единственный учредитель. Я дам такой совет, потому что это действительно очень большая проблема, когда к нам приходят и говорят: «У нас юрлицо, сисадмин уволился три года назад, домен остаётся на его фамилию, имя, отчество, что нам делать?». Надо было раньше думать.

Алексей: Вот это прям очень ценно. Друзья, часто вы можете не задумываться, давая поручение своему сотруднику: «Зарегистрируй домен, покупай хостинг, запускаем новую линейку продуктов». Он пошёл, действительно всё честно зарегистрировал, сделал хостинг, накатил туда сайт, всё работает. Но потом всё бывает, человек уходит из компании, а домен не на вас, и хостинг не на вас.

Мехди: Да. Более того, бывают абсолютно курьёзные случаи, раз в два-три года точно, когда системный администратор уволился, а уволился не очень хорошо, может, не по обоюдному согласию. А у вас бизнес на сайте, представьте себе, огромная конверсия, каждый день что-то продаётся, и вдруг системный администратор переводит в свой личный кабинет ваш домен, потому что он на его имя, он имеет на это право. И вешает плашку о том, что эти люди – мошенники, они не платят своим сотрудникам. Я такое видел не один раз и не два раза, суды были, мы были третьим лицом. Домен – это всё-таки ваш источник связи с клиентами, чаще всего единственный, поэтому всё это очень важно. Бывает такое.

Алексей: Скажи, пожалуйста, а что всё-таки в большей степени может угрожать домену компании? Хакерские атаки или в большей степени это разгильдяйство?

Мехди: В 95% случаев всё-таки это неосмотрительность самого клиента, то есть он не там оставил свою почту, не так написал свой пароль, где-то его оставил, либо не на того зарегистрировал свой домен, либо имеет очень простой пароль, и кто-то просто получил доступ к домену, это дело случая. Либо забыл продлить – это очень распространённая ситуация. 5% случаев – это когда кто-то через фишинг либо социальную инженерию, либо ещё каким-то способом получил доступ.

Прямо взломал-взломал как хакер, а не просто получил обманом либо путём разгильдяйства, как ты сказал – это малая часть.

Поэтому, чтобы вы спали спокойно, я рекомендую:

  • включать двухфакторную аутентификацию на домене,

  • регистрировать домен на юридическое лицо, которое сейчас использует этот домен,

  • следить за тем, чтобы он вовремя оплачивался, вовремя продлевался,

  • следить за тем, чтобы все данные на нём были правильные,

  • не забывать пароль от своего личного кабинета, не передавать его ни в коем случае третьим лицам, которым вы не доверяете, лучше вообще никому,

  • максимально осознанно следить за всем этим.

И, конечно, очень большой пласт моментов, как люди теряют домен – это нарушение интеллектуальной собственности. Они просто регистрируют домены, не думая о том, что есть чужой товарный знак, чужой продукт, и у них отбирают домен через суд, ещё иногда попадают на очень большое количество имущественного ущерба. Такое бывает.

Алексей: В последнее время многие собирают сайтики или одностраничные лендинги на конструкторах. Я так понимаю, что конструктор сайтов может предоставить вам домен, и дело не в злом умысле, а просто в упрощении, в ускорении процесса, но в какой-то момент получается, что формально доменом владеет конструктор сайта. Поэтому проследите, чтобы в реквизитах домена всё прописалось на вас.

Мехди: Да, даже был случай в моей практике, не могу назвать название конструктора, но был такой конструктор, и оказалось, что у него десятки тысяч доменов клиентов, которые приходили к нему регистрировать домены, а он регистрировал всё на себя. И когда это вскрылось, было много проблем, потому что нужно было думать, как обратно всё это передать, кому передать, если они не собирались изначально. И действительно есть такие, раньше их было много, сейчас эта тенденция сошла на нет. Проблема с конструкторами, что они на себя регистрируют домены, была – это правда.

Алексей: Мехди, мы традиционно по окончании подкаста просим пожеланий, рекомендаций нашим слушателям.

Мехди: В целом, хочу сказать,что если вы будете следовать самым базовым советам, которые мы вам предоставляем, вы можете спать спокойно, потому что ваши активы будут сохранены. И несмотря на то, что мы перечислили огромное количество проблем, которые возникают при регистрации и обслуживании доменов, вероятность того, что домен у вас перехватят, всё ниже и ниже с каждым годом, потому что мы как регистраторы тоже не стоим на месте, развиваем сервисы и защищаем своих клиентов. Поэтому не беспокойтесь, нематериальные активы тоже важны, как и материальные активы. И желаю вам удачи.

Алексей: Мехди, классно, спасибо. Друзья, вы слышали, что, наверное, 95%, если не больше, случаев – это по разгильдяйству, и, чтобы нам с вами этого избежать, у нас теперь есть чек-лист от Мехди. Пожалуйста, просто перепроверьте себя, чтобы потом, как говорится, не кусать себе локти, да?

Мехди: Да.

Алексей: Мехди, спасибо огромное. Вам удачи, успеха, будьте здоровы.

Мехди: Спасибо, Пока!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

0
Комментарии

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда