{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Ключи к этому заданию дописывались прямо во время экзамена

Речь о задании из ЕГЭ 2023 на кошмар Дженкина:

«После выхода книги Ч. Дарвина “Происхождение видов…” английский инженер Ф. Дженкин раскритиковал идею естественного отбора как движущей силы эволюции. Дженкин утверждал, что при появлении особи с удачным наследственным признаком он со временем исчезает; например, если один из родителей имеет признак А, то у его детей количественное выражение признака будет А/2, у внуков А/4, у правнуков А/8 и т. д.

Каким представлением о наследовании признаков Ф. Дженкин руководствовался в своих расчётах? Почему Дарвин в своё время не мог найти аргументы в споре с Ф. Дженкином? Какая биологическая теория начала XX века помогла решить противоречие между Дженкином и Дарвином? Ответ поясните».

Ну что, поехали разбираться!

  • Вопрос первый: «Каким представлением о наследовании признаков Ф. Дженкин руководствовался в своих расчётах?»

Сразу скажу, что для ответа на это задание не нужно ничего знать о кошмаре Дженкина. Весь кошмар описан в условии. Нужно его прочитать, понять и выделить из него главное.

Если у тебя есть признак, а у твоего полового партнёра его нет, то по Дженкину ваш с партнёром ребенок будет иметь только половину признака. Звучит логично, ведь ваши с партнёром гены поровну участвуют в создании потомка. Потом ваш половинный потомок снова вступит в брак с кем-то без признака, и его половина разделится ещё напополам. И так в ряду поколений признак постепенно исчезнет.

Итак, отвечаем на вопрос: Дженкин думал, что только половина признака передается от родителя потомку.

  • Вопрос второй: «Почему Дарвин в своё время не мог найти аргументы в споре с Ф. Дженкином?»

Обратимся к хронологии событий.

Дарвин делал свои открытия в середине XIX века, Дженкин бурчал в то же самое время. Мендель же свой горох стал изучать уже во второй половине XIX века, а законы так вообще только в 1900 записали. То есть на момент написания Дарвином его знаменитых книг никто ещё не догадывался ни о каких законах наследственности. Никто не знал и о хромосомах, а о генах так и подавно (о них стало известно лишь в ХХ веке).

Поэтому тогда вполне логично было предположить, что можно передать ребёнку половину признака.

  • Вопрос третий: «Какая биологическая теория начала XX века помогла решить противоречие между Дженкином и Дарвином?»

Эхехехе... Вот это и есть тот самый коварный пункт, который дополнялся на протяжении всего экзамена – на основе тех ответов, которые давали ученики.

Подсказка есть в самом вопросе: теория должна быть начала ХХ века. Здесь по смыслу лучше всего подойдет хромосомная теория наследственности, которую Морган опубликовал в 1915 году.

Сперва в ответы был заложен только этот вариант, но потом составители смилостивились и добавили к нему ещё синтетическую теорию эволюции и мутационную теорию. Дело в том, что мутационная теория здесь действительно самая ранняя – 1903 год, но она вроде не так хорошо подходит под задачу. Синтетическая теория эволюции подходит лучше, хотя вышла она позже – в 1937 году.

В общем, чтобы была возможность выставить ребятам хотя бы 1 балл, составители добавили ещё пару вариантов. Не повезло тем, чьи работы проверялись первыми, до внесения дополнительных вариантов ответов.

Ну а дальше нужно было расписать, почему именно эта теория развеяла кошмар Дженкина.

Читаем ключи:

1) представление о смешении (растворимости) признака в поколениях ИЛИ от родителя ребенку передается только половина значения признаков;

2) во времена Дарвина были не известны механизмы наследственности;

3) хромосомная теория наследственности ИЛИ синтетическая теория эволюции объединила генетику и эволюционную теорию ИЛИ мутационная теория;

4) за хранение и передачу наследственной информации отвечают гены;

5) гены дискретны (неделимы, передаются целиком, не растворяясь);

6) гены расположены в хромосомах.

Я хочу, чтобы ты уловил основную мысль: это задание – не про кошмар Дженкина, а про дарвиновскую и хромосомную теорию. Если кажется, что задание о чём-то неизвестном, надо прочитать его ещё пару раз.

Ну как, сложно? Непросто, соглашусь. Но можно развить навык логического мышления и научиться отвечать даже на такие каверзные задания – а для этого нужна тренировка!

На курсе БиоКвест мы как раз этим и занимаемся. Если ты ещё не с нами, скорее присоединяйся: https://vk.com/app5898182_-91610351#s=1829744.

Кошмар Дженкина 
0
1 комментарий
Андрей

.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда