Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Цикл Maine Liebe. Книга 1. Что делать: 21 век.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!

Фёдор Михайлович Достоевский устами Мармеладова, «Преступление и наказание»

С каждой новой строкой всё яснее приходит понимание того, насколько писательство тяжёлый вид трудовой деятельности для человека разумного. После собственного опыта, с еще большим уважением начинаешь относиться к величайшим писателям человечества с мировым именем, к коим, без малейшего сомнения, относится и Федор Михайлович Достоевский.

И хотя я прекрасно понимаю, что дар переводить с языка Вселенной на любой людской язык был и остается наградой для представителей множества мировых культур, и можно долго спорить, какая нация внесла наибольший вклад в наши общие знания о мире, но всё же мне донельзя приятно осознавать, насколько гениальных мастеров слова рождала на свет моя Родина — Россия.

Но такое вступление ни коим образом не должно ввести в заблуждение иностранного читателя, если таковой, конечно, имеется. Я лично считаю себя гражданином мира, и во благо всей нашей планеты и населяющих её живых существ, буду всю свою жизнь трудиться, чем, как мне кажется, и в данную секунду занимаюсь.

Также хочется обратить внимание на то, что высказанные здесь идеи будут в той или иной форме актуальны для любой страны, любой социальной группы, всякого индивида, ибо основаны эти идеи на стремлении к счастью и процветанию для всех и каждого, на добре и мире, о чем мы в этой главе и поговорим более подробно.

Как было обещано ранее, сегодня мы постараемся в общих чертах принципиально обрисовать картину нового мира, к которому следует стремиться и в котором хочется жить. Я бы хотел для удобства дать ему в своих книгах название «Мир Рассвета». Нужно это для того, чтобы у каждого читателя возникло столько понимания, что мы обсуждаем не сказку, не утопию, что мы не мечтаем, хотя мечтать очень даже полезно, мы не стремимся. Мы именно что четко знаем, к чему идем, осознанно понимаем, что нам хочется туда идти, и ответственно намереваемся прийти в мир рассвета человеческой цивилизации.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Но почему же, обрисовывая наше скорое будущее, я использую российские декорации? На то есть несколько причин. Во-первых, я родился и на момент написания этих строк всю жизнь прожил в России. Я люблю свою страну, очень дорожу ее людьми, ее красотами, ее культурой. Мне абсолютно не безразлична ее судьба, и я желаю своим соотечественникам только добра.

Во-вторых, русский язык — мой родной язык. Я на нем говорю, с его помощью выражаю свои чувства в словах. Русский язык бесконечно дорог мне, и я счастлив, что с его помощью могу поделиться дарами вселенной со всеми, кто пожелает эти дары принять. Желаю всем и каждому вкусить красоту, ощутить сочность красок этого мира сквозь призму русского языка.

В-третьих, я, возможно, ошибочно, но оттого не менее уверенно считаю Россию уникальной страной в контексте построения мира расцвета. Постараюсь обосновать свои слова. Первый тезис заключается в том, что Россия территориально очень большая страна, и случилось так в силу множества исторических фактов, которым я не стану сегодня давать окраску. Параллельно с этим здесь проживают почти две сотни народов, и в большинстве своём они умудряются мирно сосуществовать.

Второй тезис заключается в том, что в ХХ веке на территории моей Родины проводился самый масштабный социально-политический эксперимент за всю известную историю человечества. В 1917 году свершилась Октябрьская революция, положившая начало государству Советов, главной идеей которого, как заявлялось, было построение всемирного коммунистического общества. Сегодня мы знаем, что стройка так и не увенчалась успехом, чего нельзя сказать о самом эксперименте, ведь с научной точки зрения он дал миру бесконечное количество данных для анализа, а в дальнейшем и для проведения новых экспериментов. Но для нас важно еще кое-что.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Третий тезис заключается в людях. В 1991 году на обломках СССР была построена современная Россия. В наследство же она получила множество богатств, заработанных трудом миллионов советских граждан. К величайшему сожалению, в кратчайшие сроки большая часть этих богатств была безвозвратно и бездарно утрачена, а оставшаяся поделена между несчастным меньшинством.

И всё-таки, не зря мудрецы советуют вкладываться в образование, ведь именно образование стало тем немногим, что у доверчивого и искреннего народа оказалось сложнее всего отнять. Именно что сложнее всего, ведь попытки предпринимаются и по сей день. Но всё же.

Всё же, на мой взгляд, уникальность сегодняшней России в том, что при крайне высоком уровне образованности россиянина в сравнении с гражданином или подданным любой другой страны в мире, этот самый россиянин остаётся крайне, крайне бедным человеком.

Именно поэтому слова Достоевского вынесены в начало этой главы. Ведь эти слова крайне точно описывают самую страшную беду российского человека. Тотальную бедность. Бедность, которая сопровождает нас веками, ведь роман «Преступление и наказание» был написан в 1865 году, но это точно не значит, что проблемы не было раньше этой даты.

И ладно бы бедность, ее можно побороть богатством, а вот для вытравливания из души человеческой вируса нищеты без помощи высококвалифицированных специалистов никак не обойтись. Остается только надеяться, что эпидемию нищеты удастся остановить в кратчайшие сроки, пока болезнь не привела к необратимым последствиям.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Все же повторюсь, средний уровень образованности и наш исторический опыт дает нам очень большие надежды быть в авангарде стран, которые построят Мир Рассвета. Видите ли, какая сложилась ситуация на данную минуту.

Все страны на Земле можно условно разделить на несколько групп. Экономически и социально развитые, к коим в современных реалиях относятся некоторые страны Европы, Великобритания и ее бывшие колонии, Соединенные Штаты Америки. Туда же можно отнести и другие страны, пускай их жители не держат на меня обиду за то, что я их всех не перечислил.

Во всех них у людей есть достаточно высокий уровень образованности и даже зачатки осознанности. Всего этого вполне достаточно, чтобы понять, что мы движемся неверным и опасным путем. Но вот уровень жизни в них слишком высокий для того, чтобы населяющие их люди стали рисковать в поисках более правильного пути, который влечет за собой неизвестность и возможную утрату привилегированного положения.

У развитых стран есть все возможности для того, чтобы в одночасье сменить курс и в считанные годы сотворить условный “рай на Земле”. Но инерция сытой жизни не дает разглядеть смертельно опасные рифы.

Есть ещё развивающиеся страны, к каким обычно относят Китай, Индию и другие. Например, Россию. Они слишком заняты тем, чтобы догнать и перегнать лидеров этой гонки планетарного масштаба, а значит занятость не позволяет им задуматься о более высоких материях, в том числе планировать на сколько-нибудь значимый срок. Вот станем супердержавой, а дальше решим, что будем делать.

Не станем забывать о неразвитых странах, коих в мире немало, но первостепенной задачей которых является ежедневная борьба за выживание, что само собой не подразумевает никаких мыслей о светлом будущем.

Что же все-таки в России? А у нас есть много положительного и отрицательного опыта, есть ресурсы и территория для самообеспечения, есть образование, чтобы понять реальную картину мира. И есть бедность на грани с нищетой, от которых очень хочется уйти. Все вышеперечисленные факторы подогревают во мне надежду на то, что именно та почва, которая смогла взрастить во мне личность, окажется достаточно плодотворной, чтобы в ней сумели прорасти озвученные мной идеи.

Еще раз повторюсь, в 2024 году в России люди не только живут в обстоятельствах, которые нужно менять, но в то же время вполне способны коллективно осознать необходимость изменения и принять верное решение. Мы можем стать примером, можем принести в этот мир надежду для всех граждан мира, которые наивно за развитие своей страны радеют, ищут пути донести идеи, но в сегодняшних реалиях их благородные устремления неизбежно разбиваются о надуманные преграды беспощадной данности.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Как видите, нам все же изредка приходится заглядывать в нерадушные аспекты сегодняшней действительности, но не станем на ней фокусироваться. Как уже было сказано ранее, эту ошибку совершают весьма часто даже самые сияющие из нас, ведь, как говорил немецкий философ Фридрих Ницше в своем произведении «По ту сторону добра и зла».

«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем.

И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.»

Давайте же попробуем воссоздать картину Мира Рассвета, хотя бы крупными, общими мазками. Куда же мы с вами идем?

Первое.

Мы богаты. Сегодня понятие богатства извращено капиталистической этикой. Быть богатым значит иметь весь этот мир в своих руках, получать по первому мановению воли всё, что пожелается. Согласитесь, это весьма примитивная детская психология. Мы все прекрасно знаем, что происходит с ребёнком, для которого в жизни не существует слова «нет». Почему же иная судьба в таком случае должна ждать взрослого человека?

Не должна. Подобная модель развивается также потому, что мы с вами живём в эпоху потребления. Сегодня человек как будто больше счастлив от того, что больше имеет. Но и этот миф легко разбивается о крепость реальности. Общая мировая статистика говорит нам о том, что люди всё чаще испытывают депрессивные состояния, разводы, самоубийства. Все деструктивные явления неуклонно растут год от года.

Но есть явная аксиома. Чем меньше в стране материальное расслоение, тем более счастливы все люди, ее населяющие.

Отвечу на вопрос, что же такое богатство и почему от этого слова не стоит открещиваться, как от чуждого простому человеку. Богатый человек закрыл все свои базовые потребности в питании, здравоохранении, образовании, жилье, безопасности и путешествиях, то есть ему не приходится участвовать в ежедневной борьбе за жизнь. Его материальный мир стабилен, он его практически не тревожит, что освободило этого человека для работы со своим духовным миром.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Будем честны. Это база. Без этого никогда не получится построить процветающее общество. Обратимся к нашему глубинному опыту. Под нами в данной ситуации я подразумеваю людей с советским прошлым.

Советская, марксистско-ленинская идеология сугубо материалистическая, как мы все понимаем. Лозунг «свобода, равенство, братство» был смело подхвачен строителями коммунизма. Про свободу и братство мы поговорим позже, а вот понятие «равенства» в бывшей Российской империи поняли своеобразно. Тем паче, что революцию делал пролетариат, то есть еще вчера крайне ущемленный и бедный класс, который знать, как должно и может быть, естественно, не мог.

Туда же наслоились проблемы молодого полуразрушенного государства, в котором сложно было задрать высокую планку жизни. А исполнять обещания новой жизни надо было уже вчера. Поэтому за эталон равенства был взят уровень на грани, позволяющий существовать, но не жить.

Отклонения в разные стороны были. Так, в какой-то период царил голод и хлебные бунты. В иные копили на румынские стенки и чехословацкий хрусталь. Но линия равенства прочерчена вдоль всей истории СССР, и если времена становились тяжелые, то пусть лучше все будут одинаково бедными, чем равенство пошатнется.

Эта политика, естественно, нравилась не всем, и некоторые члены политической и хозяйственной элиты окольными путями становились "ровнее" остальных советских граждан. Пусть меня простят люди, жившие и творившие в те времена. В сторону Союза уже давно кинул в свой камень даже самый ленивый.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Тем не менее, ошибки были, и политика “бедного равенства” является одной из них. Я считаю, что государство будущего своей главной задачей должно поставить создание таких правил игры, по которым всем и каждому будет обеспечен минимальный, но от этого не являющийся низким уровень жизни, при котором каждый сможет назвать себя богатым человеком. О понимании богатства смотри выше.

То есть, между советской идеей “тотально-тоталитарного равенства” и американской идеей “права на счастье для сильнейшего”, не стоит выбирать ничего. Выбора в этом случае на самом деле не существует. Это иллюзия.

Мы можем собственноручно создать новую реальность, выйти из порочного круга борьбы за пустоту и жить богато, а от того и счастливо.

Второе.

В Мире Рассвета мы любим материнство, отцовство и детство. Мы научились воспитывать детей свободными и счастливыми личностями. Мы нелегко, но уверенно помогаем находить нашим детям их место в этом мире, найти каждому его предназначение, призвание, любимое дело жизни и даже не одно.

Да! С упоением писал эти строки, и душа моя, видя такой вариант будущего, радуется, как малое дитя. Любовь и забота, детство для каждого ребенка, разумные и осознанные родители — это то, чего нам больше всего не хватает как виду. Во многом и, к сожалению, мы данный факт пока еще не приняли.

Сегодня родить на свет дитя для многих становится крайне простым выбором. Честно говоря, мы телефон или машину выбираем дольше и осмысленней, чем принимаем решение о создании жизни. И это одна крайность. С другой стороны, множество образованных и богатых людей, которые смутно, но лучше большинства, осознают ответственность по воспитанию ребенка и поэтому отказываются ее на себя брать.

Оттого дилемма. Дети рождаются гораздо чаще в семьях, в которых родители ни духовно, ни материально не готовы к ним. А там, где более всего готовы, не рождаются.

Говорить о страданиях малышей больно и отнюдь не хочется. Мы же вместе нашли решение для всех задач, все еще стоящих перед нами на этом пути. И счастливое детство стало ещё одним столпом для нашего нового мира будущего.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

Третье.

Мы самодостаточны и даже на уровне маленьких муниципалитетов максимально друг от друга независимы. В первую очередь это касается производства базовых вещей первой необходимости. Предметов материального мира, таких как одежда, мебель, лекарство, еда и другое.

И чем более технически сложно производить те или иные материальные ценности, тем на более высокий территориальный уровень вынесено производство. Но принципы территориальности производства и самодостаточности регионов тут во главе.

Что в свою очередь не противоречит тезису о том, что все мы максимально едины между собой. И достигается подобное единство не материальной и всякого рода иной зависимостью, а духовной общностью, едиными идеями и интересами. Из этих тезисов вытекает.

Четвертое.

Мы бесконечно дружелюбны друг к другу. Мы ведем максимально открытую новую жизнь. Мы не воюем между собой, и насилие стало чем-то архаичным и непонятным новому человеку.

Мы разобрались, не до конца, но в значительной мере, в механизмах работы нашей психики. Нашли пути для свободного выхода агрессии. Направили дух авантюризма в исследования новых для человека, а от того до селе малоизведанных пространств, таких как космос и океан, далекие звезды и земные недра.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

При этом мы живем в бесконечном многообразии различных культур, между которыми выстроены прочные мосты для коммуникаций. Каждый регион планеты выступает отличной площадкой для переговоров и встреч, и почти все точки мира одинаково доступны для туризма.

Пятое.

Мы побороли все деструктивные явления, главным образом, всякого рода зависимости. Именно после этого человек как никогда ранее и воистину почувствовал себя свободным. Спорт и забота о здоровье двигают нас вперед.

Шестое.

Для каждого из нас труд и знания стали одними из центральных ориентиров в жизни. Причем, ввиду повсеместного достатка, трудиться не нужно, а можно и хочется. А знания стали как никогда доступны и достоверны, что постоянно подогревает к ним неподдельный интерес. Таким образом, труд подстегивает человека как освоению всё новых знаний, а они, в свою очередь, делают труд всё более эффективным и плодотворным. И это самый приятный замкнутый круг в истории нашей цивилизации.

Глава первая. Бедность не порок, но наш удел — богатство

В то же время люди неустанно работают над тренировкой своего духа, всё сильнее развивают внутренний мир, находят всё больше смыслов в своей жизни, с каждым днём становясь всё счастливее.

Седьмое.

Мы — это мы, люди, со своими слабостями и сильностями. Мы все равно совершаем ошибки, но несем за них ответственность и с радостью их исправляем. Мы приняли себя такими, какие мы есть, и мы любим себя за это. Каждый из нас любит себя, а через себя любит весь мир.

Мир Рассвета можно описать буквально так. Повсеместная любовь всех ко всем. Это звучит как утопия только лишь потому, что мы мыслим сегодняшними реалиями. Но я вас уверяю, этот мир светлого будущего ничуть не менее реален, чем антиутопии Оруэлла и Хаксли, чем Киберпанк или космоопера Звездных войн, чем конец света от глобального катаклизма или уничтожение человечества искусственным интеллектом из Матрицы.

У нас есть выбор. Мы можем выбирать. Я лишь предлагаю выбрать лучшее будущее из возможных. И в этой книге мы вместе разберем наш туда путь.

Прошу меня простить за философствование. Мы уже крайне близко к практическим действиям. До скорого.

Я вас вижу.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram (ЖМИ СЮДА) и следите за моим творчеством в первых рядах.

384384 показа
6060 открытий
Начать дискуссию